Этап
урока
| Цели и задачи
этапа урока
| Методические
приемы
| Деятельность учителя
| Деятельность
учащихся
|
Ι
(организаци-онный)
| 1.Приветствие;
2.организация внимания школьников.
| 1.Слово учителя.
| Здравствуйте!
Как вы думаете, все ли слова одинаковы по своей роли в речи?
В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?
Назовите служебные части речи. Приведите примеры.
Прочитайте и прокомментируйте высказывание Ф.И.Буслаева ( слайд № 1)
Итак, в системе русского языка выделяется два класса слов: самостоятельные и служебные. Самым многочисленным является класс самостоятельных слов, однако, и служебные слова имеют очень важное значение: ученые подсчитали, что служебные слова в нашей речи составляют около 50%. Но «служба» у предлогов, союзов и частиц разная. Наиболее употребительны в речи предлоги.
| Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы.
Читают и комментируют слова Ф.И.Буслаева
Слушают объяснения учителя.
|
ΙΙ
(подготовка учащихся
к работе
на основном
этапе)
| 1.Обеспечить мотивацию;
2.актуализировать знания учащихся.
| 1. Сообщение темы урока в виде проблемного задания
| Запишем тему урока и осмыслим ее.
Как вы понимаете термин «предлог»? Разберем это слово по составу. (слайд № 2)
Является ли предлог словом? Вдумайтесь в тему урока: что предстоит рассмотреть сегодня нового, еще не известного вам?
Что это значит? Как мы изучаем части речи?
Но эти признаки необычны, так как предлог – особенная, служебная часть речи.
Главное в уроке – «исследовать» эти особенности.
| Записывают тему.
Выясняют, что « предлог» означает «перед словом» Да, хотя и служебным.
Выяснить, что предлог – это часть речи, но служебная.
Если предлог – часть речи, то должен рассматриваться в единстве значения, морфологических признаков и синтаксической роли.
|
ΙΙΙ
( освоение новых знаний)
| 1.Создать организационные и содержательные условия для воспроизведения школьниками изучаемого материала.
| 1.Исследование
2.Построение схемы изучаемого материала
3. Исследование.
| Начнем наше исследование с синтаксической функции предлогов.
Комментируемое письмо поможет нам в этом (попутно повторяем правописание проверяемых безударных гласных).
Кому принадлежит текст? Выпишите словосочетания, в состав которых входит предлог, графически покажите, что предлог служит для связи главного и зависимого слова. Определите падеж зависимого слова.
Проверка ( слайд № 3)
Итак, для чего служат предлоги?
В чем особенность этой связи?
Изменяется ли предлог? Формулируем определение предлога, используя таблицу ( слайд № 4) Выполните синтаксический разбор 1 части предложения : «Около «Испаньолы» постоянно вертится кучка негодяев..»
Является ли предлог членом предложения?
Дополните определение предлога.
Исследование особенностей значения предлогов. В чем главное отличие служебных слов от самостоятельных? Чем обладают самостоятельные части речи?
Имеют ли предлоги лексическое значение? Узнаем, решив проблемную задачу.
Определите значения рассматриваемых словосочетаний и дополните запись :
А)рисковали ради чего – целевое;
Б)о каком острове – объектное;
В)вертится около «Испаньолы» - пространственное…
Какой еще предлог употребляется в целевом значении? Как называются слова, близкие по значению?
Какое значение , кроме пространственного , может иметь предлог «около»?
Продолжаем исследование. Определите значение следующих словосочетаний (слайд № 5):
Прийти под вечер ( время);
стоять под горой (место);
согнуться под тяжестью (причина);
банка под варенье (цель).
Почему словосочетания с одним и тем же предлогом имеют разные значения? Докажите, что предлоги «из-за» и «по» многозначны.
Чем отличаются словосочетания : приехать в город – выехать из города, положить на стол – убрать со стола?
Обобщим наши знания о предлоге.( слайд № 6)
|
Записывают текст:
-Мы скоро узнаем, ради чего они рисковали шкурой,-ответил доктор.-Я хотел бы выяснить, о каком острове идет речь ?Где находится ключ, с помощью которого мы откроем сундук старого Флинта? Около«Испаньолы» постоянно вертится кучка негодяев, со сколькими из них придется сразиться?!
Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ»
Выполняют задание.
Для связи слов в словосочетаниях.
Предлог выражает зависимость имен существительных, местоимений и числительных от других слов в словосочетании. Эта связь может быть двусторонней. Предлог уточняет значение падежа зависимого слова.
Нет, это неизменяемая часть речи.
Опираясь на схему формулируют определение. Выполняют разбор. Самостоятельным членом предложения не является, так как отдельно от самостоятельных слов не употребляется, но входит в состав того же члена предложения, что и зависимое слово, поэтому предлог подчеркиваем вместе с зависимым словом.
Лексическим значением.
Для = ради Времени. Это многозначный предлог. Определяют значение (слова в скобках на слайде не указаны)
Значение предлога зависит от значения тех слов, которые он соединяет.
Доказывают, подбирая примеры.
Противоположным значением. Предлоги – антонимы.
|
ΙV (применение знаний и способов действий)
| Обеспечение усвоения учащимися знаний и способов действий в тех или иных ситуациях.
| Выборочный диктант
| Выпишите предложные словосочетания, определите значение предлогов.
Через полчаса мы уже возвращались на гору. Ее склоны справа и слева были так круты, что подниматься можно было только по самому гребню. Ноги глубоко вязли в песке. Немилосердно жгло солнце. Ветерок срывал песок из –под ног идущих впереди и хлестал по лицу. До вершины горы мы добрались задыхающимися и с пустыми фляжкам.
Выполните частичный морфологический разбор предлога в одном из словосочетаний из записанного текта, например, «хлестал по лицу»
Таблица «Порядок морфологического разбора»( 2 пункт пропустить) (слайд № 7)
| Выполняют задание.
|
V
(подведение итогов занятия)
| Качественная оценка работы класса
| Подведение итогов урока
| Ответьте на вопросы:
-Какие типы (классы) слов в русском языке вы знаете?
-В чем проявляется служебная роль предлогов?
- Каковы особенности предлогов как служебных слов?
Своеобразие предлогов и их характерные черты как служебной части речи обусловлены тем, что «эти слова относятся к месту действительности только через посредстве и при посредстве слов- названий» (В.В.Виноградов)
| Отвечают на вопросы учителя
|
VΙ
(информация о домашнем задании)
| Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способа выполнения домашнего задания.
| Уровневое домашнее задание
| Запишем домашнее задание. Каждый из вас самостоятельно выберет себе упражнение, но первый пункт обязателен для всех:
1.подготовить связный монологический ответ на тему : «Предлог как служебная часть речи»;
2. упр. 334 или составить и записать 7 предложений на тему «Вид из моего окна», употребив как можно большее количество предлогов.
| Записывают домашнее задание
|
VΙΙ
(рефлексия)
| Обеспечение усвоения учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
| Составление синквейна
| Составим синквейн , где первое слово ПРЕДЛОГ
Зачитайте то, что у вас получилось
Спасибо за работу! Урок окончен.
| Составляют синквейн Зачитывают свои работы
|