Скачать 75.97 Kb.
|
План-конспект урока трудового обучения Тема: Моделирование в технике оригами «Журавлик, машущий крыльями» Класс: 4 Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: научить изготавливать журавликов способом многократного сгибания. Задачи: -расширить представление учащихся об искусстве обработки бумаги – оригами; -познакомить с историей возникновения и изготовления японского журавлика – символа счастья и мира; -развивать познавательный интерес учащихся, мелкие мышцы кистей рук, отрабатывая более, сложные приёмы сгибания бумаги; -воспитывать миролюбивые добрые чувства детей, их потребность к необходимости сохранения мира на Земле. Оборудование к уроку: Технологические карты изготовления журавлика в технике «оригами», базовые формы, образец готового изделия, песня «Японский журавлик» муз. С. Туликова, сл. Н. Добронравова, уголок-выставка изделий учащихся в технике оригами, критерии оценки на уроке. Ход урока: I. Организационный момент. Любовь, уважение, доброта, счастье. Среди этих слов есть одно, которое будет сегодня на уроке ключевым. Это слово – счастье. Счастье – это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека, это улыбки и хорошее настроение. Поэтому улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Мы начинаем наш урок. II. Актуализация знаний. Вводный инструктаж. Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней. Узнайте и вы их мудрость. Изречения: 1. Счастье – это аромат, который невозможно излить на других людей, не уронив на себя хотя бы несколько капель. (Р.Эмерсон) 2. Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее. (Б. Фрэнсис) – Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
– Чтобы хорошо потрудиться, нужно вспомнить основные правила рабочего человека. Семь главных правил урока (на полосках бумаги): 1. Молча работай на уроке. 2. Хочешь спросить – подними руку. 3. Заранее готовь заготовки. 4. Сделал сам – помоги соседу. 5. Держи фигуру так, как она показана на схеме. 6. Складывай на парте. 7. После работы убери мусор в коробку. – Составьте из выделенных букв слова и сформулируйте тему урока. III. Сообщение темы и цели урока. – Сегодня мы продолжим знакомство с искусством складывания бумаги – оригами и сделаем японского журавлика, машущего крыльями. (Показ). Журавли — большие, сильные птицы — стали символами возвращения мира и спокойствия в жизнь природы и людей. (Изображение птицы). С древности живет в Японии примета. Если в доме есть белый журавлик – а его в Японии называют – цуру, то в этом доме будет счастье и долголетие. Слушание песни «Японский журавлик». – Прослушайте отрывок из песни «Японский журавлик». – От чего ещё уберегают нас журавлики (журавлики своими крыльями закрывают весь земной шар от войн и несчастий). – Сегодня мы сделаем бумажных журавликов на счастье, которые принесут мир вашему дому! IV. Усвоение новых знаний. а) ознакомление с предстоящей работой, как с новым видом оригами, более сложным из изготовленного ранее. – Вы уже познакомились с техникой оригами в 1, 2 и 3 классах. Обратимся к выставке ваших работ в технике оригами: лягушка, лисёнок, рыбки, двухтрубный кораблик, лодка. Многим из вас уже по силам выполнить сложные работы из модулей. – Но во всех работах используются базовые формы. Давайте вспомним некоторые из них. Учитель показывает базовые формы, дети называют их (треугольник, квадрат, дверь, воздушный змей, катамаран). б) сообщение учителем трудового задания и демонстрация образца изделия. – Сегодня мы познакомимся ещё с одной базовой формой – птица. – Посмотрите, в какой последовательности будем выполнять работу? Базовая форма треугольник – квадрат – птица. (На доске и на столе у детей поэтапные схемы оригами). в) перспективная оценка (таблица), критерии оценки результатов. 1. Справились ли с заданием (будет ли соответствовать ваша работа образцу) 2. Аккуратность выполнения (чёткость линий) 3. Творческое отношение к оформлению. «+» соответствует всем критериям. «+ –» есть небольшие недочёты. «–» есть замечания к правильности выполненного задания. – На что вам нужно обратить внимание при выполнении работы? V. Выполнение учащимися пробного упражнения по схеме оригами под руководством учителя. Порядок действий: Журавлика начинаем складывать с базовой формы квадрат. 1. Перегните квадрат дважды пополам, совмещая противоположные стороны. 2. Перегните квадрат по диагонали. Получили базовую форму – треугольник. 3. Вогните боковые квадраты, складывая их пополам. Глухой угол направьте на доску. Получили базовую форму – квадрат. Переходим к базовой форме птица. 4. Раздвиньте слои бумаги по бокам и сделайте 3 сгиба: правая и левая сторона к середине и глухой угол. 5. Аккуратно поднимите верхний слой ромба и загните кверху, раскрывая как клюв птицы. 6.Переверните фигуру и повторите. Получилась базовая форма птица, глухой угол направлен на доску. 7. Теперь обозначьте линии сгиба по бокам. 8. Раздвиньте слои бумаги и заверните кверху острые концы. 9. Загните журавлю нос внутрь, расправьте крылья. Журавль готов к полёту, нужно только потянуть за грудку и хвост. Физкультминутка (комплекс гимнастических упражнений для тела и глаз) VI. Творческое отношение к оформлению. Текущий инструктаж по ТБ. Правила работы с ножницами и клеем: – Не подносите ножницы близко к лицу. – Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. – Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. – Наносите клей на поверхность изделия только кистью. – При работе с клеем пользуйтесь салфеткой. Ретроспективная оценка: – А сейчас поставьте оценку в таблицу оценивания после завершения своей работы. – У кого оправдался прогноз оценки? – Кто повысил оценку? У кого результат ниже запланированного? VII. Выставка работ и самооценка. – А сейчас давайте поместим своих журавликов на плакат. Если вы сможете самостоятельно сделать журавлика по образцу, поместите его на нижнее облако. Если самостоятельно без образца – на среднее. Если сможете сделать сами и помочь другому – на верхнее облако. – Пусть каждый журавлик принесёт счастье, радость, любовь и взаимопонимание в каждую семью. (Все присутствующие прикрепляют свои работы на общий плакат с прорезями для 1 крыла) – Посмотрите, какая красивая работа получилась, ведь каждый из вас делал журавлика с любовью. – Сегодня на уроке все справились с заданием и заслужили высоких оценок. VIII. Уборка рабочего места. Наведение порядка и разложение инструментов по своим местам. IX. Самостоятельная работа учащихся по схеме (дома). – А теперь я хочу предложить (дома) сделать ещё одного журавлика для своего близкого человека на память по схемам, которые вы заберёте с собой. Ведь теперь мы знаем, что обозначает символ оригами – японский журавлик. – Давайте прочитаем последовательность выполнения по схеме. X. Подведение итогов. – Какое ключевое слово было на уроке? – Ощутили ли вы ту тихую радость внутри себя, когда у вас всё получилось? XI. Рефлексия. – Придумайте свое изречение о счастье. Начните его словами «счастье – это…» XII. Итог урока. – Мы с вами сделали птицу – символ счастья, добра, мира, любви! Счастье для каждого человека своё. Ощущение счастья – это, такое чувство, когда человек в жизни встречается с чем-то очень приятным. И ему становится спокойно и тепло на душе. И он хочет поделиться этим состоянием души с другими людьми. И тогда человек говорит, что он счастлив! Счастье бывает большим и маленьким, таким как у всех и, наоборот, не похожим ни на чьё. О счастье хочется кричать, а иногда молчать. Вернёмся к изречению Фрэнсиса Бэкона (читает учитель или дети). Подарите схемы оригами нашим гостям на счастье. Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали добрее сердцем и теплее душой. Приложение 1 Критерии оценки результатов:
«+» соответствует всем критериям. «+ –» есть небольшие недочёты. «–» есть замечания к правильности выполненного задания. Приложение 2 Японский журавлик (оригами) |