Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода требует от учителя как детальной операциональной деятельностной структуаризаци урока, так и чёткой фиксации субъект-субъектных норм взаимодействия его участников. Эти взаимодействия может отразить технологическая карта урока - «обобщённо-графическое выражение сценария урока, основ его проектирования,средство представления индивидуальных методов урока»(И.М. Логинова).
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе.
Учитель: Задонских Татьяна Михайловна
Класс: 8
Тип урока: урок изучения нового материала
Основная технология: системно-деятельностный подход, предполагающий включение учеников в самостоятельную учебную деятельность.
Тема урока: Безличные предложения
Цель урока: формирование понятия безличного предложения.
Задачи: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:
предметные : познакомить обучающихся с понятием «безличные предложения», помочь уч-ся определить способ отличия безличных предложений от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях; определить роль безличных предложений в тексте;
метапредметные: побуждать обучающихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции : синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме( познавательные УУД).Помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию (регулятивные УУД). Вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли(коммуникативные УУД).
Личностные: воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления к труду, осознания ценности и необходимости трудиться.
Предложить ученикам использование полученного предметного знания в личных целях, например, в
решении учебных задач на ГИА и ЕГЭ.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
| 1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| - Включение учеников в деловой ритм.
Устное вступление учителя. Собранность и самоорганизованность, наличие необходимых школьных принадлежностей.
Объяснение принципа работы с листом самооценки : всего 18 предложений для анализа,
Если все охарактеризованы правильно -5; если 17-15 - 4, если 14-10 -3, если меньше 10- попробуй ещё.
-
Предлагает текст, записанный на доске (предложения пронумерованы)
(1)Какое сырое утро! (2)За окном мутно.(3)Каплет с крыши. (4)Окна залеплены серым снегом. (5)Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.
(6)Как болят кости! (7)Но надо вставать и работать. (8)Наступило утро. (9) В деревне уже выходят на работу. (10)И мне надо работать. (11) Но как мне нездоровится! (12)Полежу ещё чуть-чуть.
(13)Всё то же сырое утро…(В.Астафьев)
Вопросы к тексту: в каком силе написан текст? О чём этот текст? Какова основная мысль текста? Какая часть речи наиболее часто употребляется? Почему такое обилие глаголов?
Задание:дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы, определить вид односоставных предложений. Если Вид предложения определить трудно - ставить знак вопроса(?).
| Подготовка к работе
Выбирают: работать индивидуально или стать на время чьим-то партнёром, если чувствуют неуверенность, договариваются об этом. Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения. Производят мыслительные операции. При возникающем затруднении обращаются к учебнику, но отмечают про себя это. По окончании работы производят самоконтроль, сверяясь с ключом учителя. Участвуют в обсуждении:кто умеет отличать односоставные предложения от двусоставных, кто правильно определил вид всех односоставных предложений, предложения какого вида определить было трудно? Почему? Что надо сделать, чтобы не было ошибок?
| Личностные: саморегуляция
Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации орг.момента.
Познавательные: выполнение учебных действий в материальной и умственной форме, применение мыслительных операций.
Результативные:контроль и выявления своих отклонений от знаний. Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками.
| 3. Постановка проблемы
| Учитель организует первичное микроисследование полученных результатов. Примерные вопросы:
Чем схожи увиденные вами в тексте определённо-личные и неопределённо-личные предложения? Что характерно также для тех предложений, вид которых вы затруднились определить? Учитель подводит класс к тому, что это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.
-Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа? Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы? ( и др.).Какова роль таких предложений в тексте?( определяем, что вносится оттенок стихийности, используются для описания пейзажа, обстановки, чувств человека, а повествованию придаётся лиричность, лаконичность, выразительность).
| Анализируют данные исследования текста.
Понимают, что есть ещё вид односоставных предложений, им неизвестный .
Пытаются дать названия таким предложениям, используя аналогию с названиями «Определённо-личные», «неопределённо-личные предложения», выдвигают версии названий, обосновывая их.Удивляются, что есть такие предложения, в которых затруднительно определить лицо, совершающее действие
Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания.
Формулируют тему урока.
Составляют план работы , связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть.
Этот план перефразируется в задачи урока: научиться видеть безличные предложения в тексте, отличать их от других односоставных, понять зачем употребляются в речи, узнать способы выражения главного члена в безличных предложениях.
| Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: целеполагание, планирование.
Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека.
| 4.Построение проекта – выхода из затруднения
| Учитель продолжает микроисследование предложений, вид которых ученикам неизвестен. --Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа? Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы? ( и др.) .
| Составляют алгоритм, способ действия, при помощи которого можно определить, что предложение – безличное.
Алгоритм может быть таким:
-внимательно читаем предложение;
-находим грамматическую основу;
-определяем, двусоставное или односоставное предложение( если двусоставное ,оно не безличное- анализ прекращаем)
- если односоставное, пытаемся вставить в предложение подлежащее(нельзя использовать местоимения он, оно, она)
-Не получается? Это безличное предложение!
| Регулятивные: планирование,прогнозирование, волевая саморегуляция.
Познавательные: моделирование,логическое решениепроблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств,выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: Речевое сотрудничество во время совместной деятельности, владение культурой аргументации.
| 5. Первичное
закрепление
|
Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в безличных предложениях.
(1)Каплет с черёмухи.-Личный
глагол в значении безличного.
(2) Мутно за окном.-Категория состояния.
(3)Мне не хочется работать.-Возвратный глагол в безличном значении.
(4)Нельзя лениться.-Модальное слово в сочетании с инфинитивом.
(5)Нет ни минутки свободной.- Неизменяемой глагольной формой «нет».
(6)В избе жарко натоплено.- Страдательным причастием ср.р.
(7) Составными формами.
(8) Самое время подумать.- сущ.+ инфинитив
| Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием.
Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия.
| Регулятивные: Самоконтроль, коррекция,Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению.
Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем.
Познавательные:выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций.
| 6. Самостоятельная работа.
| Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагается из данных предложений выбрать безличные и указать чем выражено сказуемое в безл. предложении.
1. Легким запахом веет полынь.
2. На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет.
3. В ту ночь никому не спалось.
4. Свежее сено хорошо пахнет.
5. Едем бором,тёмными лесами.
6. На улице свежо.
|
Работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способом действия, осуществляют самопроверку, сверяясь с ключом учителя.
Смотрят на лист самооценки, считают ,сколько правильных результатов, оценивают себя.
-.
| Регулятивные:самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того,что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: понимать информацию,представленную в виде алгоритма, выполнение учебно-познавательного действия в материальной и умственной форме, умение устанавливать причинно-следственные связи.
| 7. Рефлексия
| Предлагает вопросы:
-что я научился делать
-как я научился это делать
-зачем я научился это делать
-что было трудно делать
-на что обращу внимание при подготовке дом.задания к следующему уроку?
| Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как о ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти.
| Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения.
Регулятивные: самооценка.
| 8.Домашнее задание
| На выбор:
-выполнить понравившееся упр. из учебника (из параграфа «Безличные предложения»)
-составить текст о состоянии природы и о состоянии человека, используя безличные предложения.
|
|
|
|