Скачать 0.76 Mb.
|
НАУЧИСЬ ИСКУССТВУ КОНЦЕНТРАЦИИ! |рщдНАУЧИТЕСЬ учиься шшЖОНГЛИРОВАТЬКакполностью развить свой потенциал в профессиональной деятельности, учебе и жизниМайки ДЖ.ПЩБ Тони БЬЮЗЕН ГНАУЧИТЕСЬучиться илиМайки Дж.ГШ ТониБЬЮЗЕНПИШ32Я УДК 159.95 ББК 88 Г31Серия основана в 1998 году Составитель А. А. РывкинПеревод с английского выполнен по изданию: LESSONS FROM THE ART OF JUGGLING (How To Achieve Your Full Potential In Business, Learning, And Life) by Michael J. Gelb and Tony Buzan.— N. Y.: «Crown Trade Paperbacks», 1996. Публикуется впервые на русском языке.Художник обложки М. В. ДракоОхраняется законом об авторском праве. Нарушение ограничений, накладываемых им на воспроизведение всей этой книги или любой её части, включая оформление, преследуется в судебном порядке.Гелб М. Дж., Бьюзен Т.Г31 Научитесь учиться или жонглировать / Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко.— Мн.: ООО «Попурри», 2000.— 176 с.:ил.— (Серия «Успех!»).ISBN 985-438-396-2.Широкому кругу читателей предлагается уникальная методика развития и овладения потенциалами и ресурсами головного мозга, базирующаяся на результатах многих сотен специальных семинаров, проведённых авторами в различных компаниях, учебных заведениях, а также в подразделениях армии и национальной гвардии США.УДК 159.95 ББК 88ISBN 985-438-396-2 (рус.) © Перевод. Издание на русском языке.Оформление. ООО «Попурри», 2000ISBN 0-517-88655-3 (англ.) © 1994 by Michael J. Gelband Tony Buzan (Text)© 1994 by Nusa Maal Gelb (Illustrations)Посвящение МайклаМоей жене и осуществившейся мечте Ньюсе — ярчайшему воплощению духа радости, игры, роста и любви, которые подвигли меня на создание метафорического метода жонглированияПосвящение ТониПосвящается Ванде Норт — моему великолепному компаньону, коллеге и сверхребенку, чья неистощимая радость в учебе и преподавании поддерживает и вдохновляет меня ©От авторовОт Майкла: Я хочу выразить признательность своим учителям и партнерам по искусству жонглирования, включая Денниса Маселлу, Стюарта Хабера и Ллойда «Тима» Тимберлейка, коллегам и преподавателям метода Александера, в особенности Уолтеру Каррингтону, Полу Коллинзу и Бетти Райна; мастерам айкидо доктору Клайду Такегучи, Харвею Кёнигсбергу, Йошимитсу Ямада и Мит- суги Саотоме, консультантам по вопросам образования и обучения Дж. Беннету, доктору Морту Нерсковитцу и доктору Рудольфу Бауэру; клиентам, которые применяют метафорический метод жонглирования в управлении своими компаниями, особенно Эду Бассетту, Делано Льюису, Джиму Д’Агостино, Марву Дамсма, доктору Мадху Джая- ванту и доктору Тому Дженкинсу, а также Карлин Смит. Особая благодарность моему замечательному другу Тони Бьюзену за любезно предоставленную теорию карт памяти и общность наших взглядов.От Тони: Я выражаю благодарность своим преподавателям метода Александера, в особенности Полу Коллинзу, Крису Стивенсу и Уолтеру Каррингтону; большое спасибо Минору Канетсука, который познакомил меня с искусством айкидо; я также благодарен моим помощникам Кэрол Кокер, Лесли Биас и Филлиде Уилсон; спасибо доктору Эндрю Стрингеру, который поделился своими замечательными наблюдениями за механизмами человеческого мозга и тела, а также моей матери Джин Бьюзен, привившей мне страсть к познанию на всю жизнь. Особая благодар- лость моему дорогому другу Майклу Гелбу, который открыл этот метод и сам является живым воплощением всех принципов, описанных в этой книге.От Майкла и Тони: Отдельная благодарность нашему агенту, проницательной милой Мюриель Неллис, и ее помощницам Джейн Робертс и Карен Гервин; редактору агентства «Хармони букс», дальновидному и мудрому Питеру Гуззарди, и его работникам Саре Хамлин, Пенни Симон, Джону Фонтана; Ф. М. Александеру и Морехай Уешиба за их достижения во благо человечества, мы благодарим Международную ассоциацию жонглеров, сеть клубов «Используй свою голову» и Трест мозга за постоянную поддержку, отдельное спасибо нашему иллюстратору, мастеру визуального синтеза Ньюсе Маал Гелб. Предисловие: как возникла книга «Научитесь учиться или жонглировать»Майкл Гелб научился жонглировать в 1973 году во время прохождения десятимесячной программы Дж. Беннета в Международной академии повышения квалификации в Англии. В 1974 году, вернувшись в Штаты, он стал подрабатывать, выступая с жонглерскими номерами на Гарвардской площади. В 1975 году Майкл переехал в Лондон, где проходил трехлетнее обучение, чтобы получить право преподавать метод Александера по интеграции духа и тела. В то же самое время он работал над диссертацией по использованию искусства спокойной концентрации в процессе познания и обучения. В качестве эксперимента, необходимого для его исследований, Майкл решил достичь вершин мастерства в искусстве жонглирования, чтобы с его помощью выразить свои идеи о методах обучения и познания. Так родился метафорический метод жонглирования. Работая над своей диссертацией, Гелб стал преподавать жонглирование и выступать с номерами в ночных клубах, на праздниках, концертах, включая программы Боба Дилана и «Роллинг стоунз», а также просто на улицах.Пока Гелб занимался своими исследованиями, Тони Бьюзен работал над теорией карт памяти. Он также был редактором международного журнала «Менса», писал свой бестселлер «Используйте оба полушария своего мозга», выпускал и вел программу о методиках обучения на Би Предисловие би-си. В то же время он написал сборник стихов, удостоенный многих наград, занимался изучением техники поддержания формы тела и духа, которая включала личные исследования метода Александера.Гелб узнал от Тони Бьюзена о его теории «карт памяти»- Применив этот метод, Гелб написал диссертацию, которая впоследствии была опубликована более чем в пятидесяти странах. В то же время Гелб познакомил Бьюзена с метафорическим методом жонглирования. Это стало началом необычного сотрудничества и дружбы. В 1978 году Гелб и Бьюзен объединили свои усилия, чтобы провести уникальный в своем роде пятидневный семинар по управлению телом и духом в рамках подготовки руководителей различных уровней. В 1985 году они начали работать над созданием карт мозга, которые постепенно переросли в книгу «Научитесь учиться или жонглировать».В своей преподавательской деятельности как Гелб, так и Бьюзен используют метафорический метод жонглирования как неотъемлемую часть своих семинаров. В числе их студентов — управленческий персонал различных уровней, представители всевозможных компаний, таких как «Амоко», «Дюпон», «Мерк», АТ энд Т, «Белл Атлантик», «Ксерокс» и «Голдман Саккс», а также преподаватели, директора школ и студенты всех возрастов, включая группу из двух тысяч детей в ЮАР. Среди их учеников — офицеры Вооруженных сил США и Национальной безопасности, полицейские академии в Северной Виргинии и муниципалитет Лондона, а также множество других организаций, таких как Общество юных президентов, корпорация «Най- тингейл-конант», олимпийские команды по гребле и шахматам Англии и Национальное Общественное радио. Вступительная поэмая,Жонглер,Стою между двумя сферами.ВыражениеМоих просвещенных мыслей Высвобождается,Взмывая ввысь К самому Солнцу.СтопамиЯ обнимаю жирный чернозем Земли,В руках же моих пляшет Бесконечность.В глубине души Я — жонглер.Из самой глубины Я выдыхаю во Вселенную все то,Что взял у нее.Я — дитя атома,Очарованное дитя,Дитя звезд Вселенной,Жонглирую,И мной Жонглируют.©ВведениеВзгляды и убеждения людей оказывают огромное влияние на восприятие окружающего мира и на жизненные успехи. Многие придерживаются взглядов, ограничивающих их потенциал и возможности обучения. Сформированные в первые годы жизни человека, эти убеждения часто переходят в разряд подсознательного и не меняются в течение всей жизни.Вы выбрали эту книгу скорее всего потому, что решили получше разобраться в собственном процессе познания и полностью раскрыть свой потенциал обучения. Возможно, вы уже научились менять свои взгляды и убеждения, выбирая из них способствующие достижению наилучших результатов и успеха. А может быть, вы просто решили научиться жонглировать.В любом случае, «Научитесь учиться или жонглировать» — это ваша книга! Она основана на следующих тезисах, которые нам с вами предстоит исследовать:1. Вы можете научиться жонглировать. Стоит только захотеть сделать это, как вы обязательно научитесь жонглировать... и тогда ваш успех просто неизбежен.2. Вы можете применять изложенные методы, осваивая все что угодно.3. Быть способным к обучению, научиться обучаться — одно из важнейших качеств, необходимых в современной жизни.4. Учеба — радостный, приносящий внутреннее удовлетворение процесс. . Ваш потенциал как ученика практически неисчерпаем, а ваши способности к обучению могут увеличиваться с возрастом.6. Самые способные в мире ученики обладают даром концентрации тела и духа. Они сочетают в себе стремление к совершенству и положительное отношение к ошибкам. Если вы усвоите приведенные далее уроки, то сможете стать одним из них!Исследования подтверждают, что человек начинает учиться еще в утробе матери и продолжает обучение до самой смерти. Человеческий мозг обладает буквально неограниченными возможностями для усвоения нового, что делает практически каждого человека потенциальным гением. Научившись учиться, вы сможете достичь невиданных высот.Жонглировать или не жонглировать...Если вы купили эту книгу потому, что на самом деле хотите научиться жонглировать, то возьмите три мяча (теннисные мячики, мячи для гольфа, в крайнем случае можно использовать апельсины, яблоки и т. п., но только не яйца) и пытайтесь жонглировать прямо в процессе чтения. Это намного интереснее и веселее делать с партнером, поэтому старайтесь по возможности заниматься вдвоем. Если вы уже умеете жонглировать, данная книга даст вам великолепную возможность сделать огромный шаг вперед в этом искусстве, а также в любых ваших начинаниях.Если вы выбрали эту книгу потому, что хотите научиться учиться, но вовсе не собираетесь становиться жонглером, мы рекомендуем вам лишь представить, что вы хотите освоить искусство жонглирования. Не пропускайте главы, где даются практические советы, и выполняйте все упражнения.Во время чтения и выполнения упражнений связь между жонглированием и различными элементами вашей личной жизни и профессиональной деятельности станет предель ___ Научитесь учиться или жонглировать___________ Введение но ясной. Почувствовав эту связь, вы сможете применять метод жонглирования в любом виде деятельности.Эта книга написана таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать лежащую в ее основе идею. Несмотря на то что информация преподносится в шутливом тоне, а жонглирование само по себе является не слишком серьезным видом деятельности (слово «жонглер» происходит от латинского joculari, что значит «шутка»), вопрос о том, как научиться учиться, является вполне серьезным. Подход к учебе, представленный в этой книге, был опробован во всем мире в различных областях тысячами людей, участвовавших в наших семинарах. Конечно, самые важные исследования вы проведете самостоятельно, применив при случае описанные в книге советы. Во времена драматических перемен именно учащиеся наследуют будущее.Они обнаруживают в себе способность жить в мире, которого больше не существует.Эрик Хоффер••••••• ...• •• •• Часть I •ПРИКЛЮЧЕНИЕНАЧИНАЕТСЯ .• • • •• •Ч.••••••••••••••• Глава 1 • •••••Жонглирование как метафораДо сих пор самым важным является умение порождать метафоры.АристотельОбратите внимание, как незатейливо, красиво и утонченно жонглирование. Понаблюдайте за профессиональным жонглером, и вы заметите в нем такие качества, как умение держать равновесие, великолепная осанка, чувство ритма и игровые способности. Это те качества, к которым явно или тайно стремится каждый из нас.Путь к совершенству обычно тернист, полон тайных сомнений и страха перед неудачами. После нескольких самых искренних, но окончившихся неудачей попыток многие начинают думать, что способность достичь совершенства и гармонии духа и тела присуща только считанным счастливчикам, щедро одаренным от природы.Нам хорошо знакомо это чувство! Мы сами через все это прошли. В детстве, играя в футбол, Тони постоянно отбивал мяч не той частью тела, которой нужно, что заканчивалось многочисленными синяками на ногах, выбитыми пальцами на руках, а иногда даже «фонарем» под глазом. Из-за такого неудачного опыта «общения» со сферическими предметами Тони с радостью согласился со своим учителем, что во время уроков физкультуры, когда ос Глава 1. Жонглирование как метафора_________15 тальные будут играть в мяч, ему будет лучше заняться какими-нибудь другими упражнениями.Опыт Майкла со сферическими предметами был более удачным, но он не смог до конца развить свои умения, пока не начал писать эту книгу. В детстве ни я, ни он и не подозревали, что когда-нибудь будем выступать с номерами жонглирования перед аудиторией в 250 тысяч человек. Мы не могли себе представить, что будем преподавать искусство жонглирования управляющим ведущих компаний, титулованным особам, военным офицерам, школьным учителям, рабочим, представителям многих других профессий, а также студентам и детям всех возрастов. Также не думали мы и о том, что нам доведется вместе работать над книгой, в которой жонглирование мячиками будет использоваться в качестве метафоры для обозначения всех видов познания нового.Почему именно жонглирование используется как метафора для процесса познания?Каждый раз, учась чему-нибудь, мы получаем великолепную возможность еще раз обратиться к фундаментальным принципам роста и развития. За последние двадцать пять лет мы дополнили имеющиеся академические исследования мозга и процесса познания практическими тестами. Мы постоянно вынуждены учить что- то новое — в частности, те вещи, к которым, как нам говорили в детстве, у нас или совсем нет, или слишком мало способностей. Мы приобретаем множество новых навыков — учимся петь, плавать, танцевать, играть в теннис, говорить на нескольких иностранных языках, овладеваем восточными единоборствами, рисованием и жонглированием.Любой из этих видов деятельности может использоваться как метафора для изучения процесса познания и жизни. Но именно жонглирование предоставляет весьма специфическую возможность. В этой книге мы сконцентрировались на жонглировании потому, что в про цессе познания чего-то нового мы должны уметь одновременно «удержать в воздухе» несколько вещей, а также потому, что выражение «уронить мячик» прекрасно подходит для обозначения одного из важнейших, на наш взгляд, жизненных умений — умения справляться с ошибками. Жонглирование также предполагает наличие внутреннего спокойствия в самый разгар деятельности, что свидетельствует о гармонии тела и духа. А незатейливая сущность самого жонглирования дает великолепную возможность объяснить основы процесса познания в игровой форме.Жонглированию легко научиться; этот вид деятельности доступен людям обоих полов, различных национальностей и возрастов. Вы можете заниматься этим в одиночку или в компании. Все, что вам для этого нужно, — несколько мячей, которых должно быть больше, чем рук. Прогресс в овладении искусством жонглирования легко заметить, а предела совершенству здесь нет — вы можете оттачивать свое мастерство на протяжении всей жизни.Более того, жонглирование является моделью универсальных видов движения — «танца» электронов вокруг ядра атома, полета сорванного ветром листа; оно повторяет траектории движения туманных галактик в бесконечной Вселенной. Архитектура, музыка, живопись, поэзия — все эти виды искусства пытаются выразить существующие в природе естественные образцы и модели. Упрощенно можно сказать, что искусство жонглирования настраивает нас на этот универсальный ритм, повторяя модель, связывающую нас со всеми творениями мира и перекликающуюся с самыми глубинами нашего «Я».Как пишет Джордж Леонард в своей работе «Неслышный пульс», «внутри каждого из нас, какими бы недостатками мы ни обладали, бьется с абсолютным чувством ритма неслышный пульс, комбинация волн и резонансов, которая индивидуальна для каждого человека, но которая, однако, объединяет нас со Вселенной и со всем, что в ней существует. Услышав эту пульсацию, можно коренным образом изменить свою жизнь и даже окружающий нас мир». |