Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.03.2014
Размер91.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Занятие 4. Малые войны (предыстория Второй мировой войны и ее начало).

Цели.

1. Обобщить и углубить знания учащихся по истории малых войн с участием СССР.

2. Развивать и совершенствовать навыки учащихся записывать учебную лекцию.

3. Осуществлять патриотическое воспитание учащихся на примерах героических подвигов бойцов и командиров в событиях на Хасане, Халхин-Голе, в советско-финляндской войне.

План темы.

1. События на озере Хасан (июль-август 1938 г.).

2. Необъявленная война на Халхин-Голе (май-сентябрь 1939 г.).

3. Советско-финляндская война 1939-1940 гг.

4. Важнейшие итоги и уроки малых войн с участием СССР.

Краткое изложение основных вопросов темы.

В 1938-1940 гг. Советскому Союзу пришлось пройти через серию настоящих, хотя и «малых войн»: ожесточённые схватки у озера Хасан, реки Халхин-Гол. Наиболее крупной из них была война с Финляндией. «Малые войны» предшествовали Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., их итоги и уроки сыграли большую роль в подготовке Советского государства и Красной Армии к отражению агрессии гитлеровской Германии и её союзников, в достижении нашей великой Победы.

1. События на озере Хасан (июль-август 1938 г).

События на озере Хасан (в 130 км от Владивостока) происходили 29 июля – 11 августа и являлись крупным пограничным конфликтом между СССР и Японией, относящимся к серии «малых войн». Со стороны Японии в нём принимали участие 3 пехотные дивизии, механизированная бригада и кавалерийский полк. Со стороны СССР – 39-й стрелковый корпус под командованием комкора Г.М. Штерна (2 стрелковые дивизии и Посьетский пограничный отряд) 237 орудий; 285 танков и 250 самолётов.

Перед нападением на советскую территорию с целью проверить прочность обороны наших границ и мощь Красной Армии в одном из труднодоступных районов вблизи Владивостока (29-31 июля, используя численное превосходство над советскими пограничниками, японцы захватили высоты Безымянная, Заозёрная), японские власти выдвинули лживую версию о том, что пограничная зона СССР в районе озера Хасан является якобы маньчжурской территорией и в ультимативной форме потребовали вывода советских войск. Такова причина конфликта.

В результате четырёхдневных ожесточённых боёв 9 августа вся советская территория была полностью очищена от японских захватчиков. 11 августа 1938 г. боевые действия прекратились. Наши потери составили 408 человек убитыми и 2807 ранеными, японские потери были втрое больше.

За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР 40-я стрелковая дивизия была награждена орденом Ленина, 32-я стрелковая дивизия и Посьетский пограничный отряд – орденом Красного Знамени. Многие советские воины были отмечены правительственными наградами, а особо отличившиеся удостоены звания Героя Советского Союза.

Героями Советского Союза стали 26 участников пограничного конфликта, награждены орденом Ленина – 95 человек, орденом Красного Знамени – 1982, Красной звезды – 1935, медалью «За отвагу» - 1326, «За боевые заслуги – 1159 человек.

Поражение японских милитаристов у озера Хасан вызвало широкий резонанс во всём мире. Французская газета «Орор» писала: «Этот урок действителен не только для Дальнего Востока. В Европе политика блефа также может быть осуждена на неудачу. Для этого достаточно не позволить себя запугивать».

2. «Необъявленная война» на Халхин-Голе (май-сентябрь 1939 г.).

События на р. Халхин-Гол в Монголии весной-летом 1939 г. явились крупным военным конфликтом между МНР и СССР, с одной стороны, и Японией с другой. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал его необъявленной войной, которая в силу ряда причин не переросла в крупномасштабную войну между СССР и Японией.

Причинами необъявленной войны были агрессивные планы Японских правящих кругов по отношению к МНР. Ещё в 1931 г. после захвата Маньчжурии агрессивные круги Японии взяли курс на захват Монголии. Советское правительство официально предупредило Японию, что границу МНР Советский Союз будет защищать, как и свою собственную. В соответствии с советско-монгольским Протоколом о взаимной помощи от 12 марта 1936 года в Монголию были направлены части Красной Армии, из которых был сформулирован 57-й особый корпус. Однако твёрдая позиция СССР не отрезвила Японских милитаристов.

11 мая 1939 года Японские войска начали агрессию против МНР. Под натиском превосходящих сил и ударов Японской авиации пограничные части МНР отошли к реке Халхин-Гол. Так началась эта необъявленная война.

В этих условиях командиром 57-го особого корпуса был назначен Г.К. Жуков, который 5 июня 1939 года приступил к исполнению своих обязанностей. В Монголию были переброшены крупные советские стрелковые, артиллерийские, танковые и авиационные резервы.

Уже первые бои на территории МНР показали тщетность попыток Японских милитаристов осуществить поставленные цели.

Однако они надеялись изменить ход событий в свою пользу. В конце августа японское командование решило осуществить генеральное наступление, чтобы взять реванш за предыдущие поражения. 10 августа 1939 г. в районе р. Халхин-Гол была сформирована 68-я японская армия во главе с генералом Огису Риппо, насчитывавшая 75 тысяч человек, 500 орудий, 182 танка, более 300 самолётов. Советско-монгольское командование, в свою очередь, готовилось к окончательному разгрому агрессора. Для этого 15 июля 1939 г. была сформулирована 1-я армейская группа под командованием комкора Г.К. Жукова (монгольскими войсками в районе боёв руководил маршал Х. Чойбалсан). В её составе к середине августа насчитывалось 57 тысяч человек, 498 танков, 385 бронемашин, 542 орудия и миномета, 515 боевых самолетов.

Японцы рассчитывали начать «генеральное наступление» 24 августа, однако советско-монгольское командование упредило противников: утром советско-монгольские войска перешли в наступление.

Японские захватчики оказались в котле. Попытки японского командования прорвать извне кольцо окружения с помощью резервов не увенчались успехом. 31 августа были ликвидированы последние очаги обороны врага. Но еще две недели продолжались ожесточенные воздушные схватки. 16 сентября 1939 г. боевые действия с обеих сторон были прекращены. Потери японских войск с мая по сентябрь составили около 61 тыс., потери советско-монгольских войск 18,5 тыс.

За мужество и отвагу в боях с японскими захватчиками более 70 тыс. наших бойцов и командиров были отмечены правительственными наградами, 70 бойцов и командиров удостоены звания Героя Советского Союза, а комкор Я.В. Смушкевич, майоры Г.П. Кравченко и С.И. Грицевец стали дважды Героями Советского Союза. 24 особо отличившихся соединения и части Красной Армии были награждены орденами Ленина и Красного знамени.

Сокрушительный разгром японских милитаристов имел большое международное значение и существенным образом повлиял на внешнеполитический курс Японии, заставил ее пересмотреть стратегические планы и замыслы в отношении Советского Союза. Так, современный американский историк Д. Макшери писал: «Демонстрация советской военной мощи в боях на Хасане, Халхин-Голе имела далеко идущие последствия, показала японцам, что большая война против СССР будет для них катастрофой».

3. Советско-финская война (30 ноября 1939 г. – 12 марта 1940 г.)

А.Твардовский когда-то назвал ее «незнаменитой », а В. Карпов – самой бесславной в истории Красной Армии. «Зимняя война», «ненужная война», «война, которой могло не быть», - называют ее историки. Какой же она была в действительности?

Причины войны: стремясь создать более выгодные в стратегическом отношении границы СССР на северо-западе (в Европе уже шла 2-я Мировая война), Сталин решил отодвинуть советско-финскую границу, которая на Карельском перешейке проходила слишком близко от Ленинграда (32 км). Сталин принял в Кремле финскую делегацию во главе с Юхо Кусти Паасикиви и предложил обменять территории в 2700 км2 вблизи Ленинграда на 5500 км2 в Карелии. В этом случае финны должны были потерять не только экономически более освоенные территории, но и свои главные линии укреплений. Финское правительство отклонило это предложение и не реагировало на прямые угрозы войны, с которыми выступил В. Молотов. Шёл ноябрь 1939 года, а финны рассчитывали, что СССР не решится начать войну перед началом зимы. Это было заблуждение, утром 30 ноября советская авиация бомбила Хельсинки, Красная Армия перешла советско-финскую границу. Но это была и большая ошибка советского руководства и лично Сталина, уверенного, что война с Финляндией будет короткой и не слишком дорогостоящей военной акцией, рассчитанной на 2-3 недели. Причины этой войны в упущенных правительствами обеих стран возможностях мирного решения спорных проблем.

Соотношения сил: советские войска, развёрнутые против Финляндии, насчитывали 450 тысяч человек, 100 орудий, 1000 танков и 1500 самолётов.

Финские войска насчитывали 215 тысяч человек, 270 самолётов, 60 танков, 980 орудий.

План войны с Финляндией: советскими войсками командовал командирующий Ленинградским военным округом К.А. Мерецков. Им и его штабом был разработан план войны удар по противнику.

Однако «линия Маннергейма» - линия мощных укреплений на советско-финской границе устояла: прорвать её с ходу не удалось. Война затягивалась, росли наши потери в ней. Падал авторитет СССР и Красной Армии в глазах мировой общественности.

Причины неудач в войне с Финляндией: план К.А. Мерецкова не учитывал реальной обстановки и ориентировал наши войска на молниеносную победу.

Однако советские войска были слабо подготовлены к действиям в условиях бездорожья, в лесисто-болотистой местности.

Зима 1939-1940 гг. оказалась невероятно суровой – морозы достигали порой 45-500.

Раненые и обмороженные исчислялись десятками тысяч. Наша разведка плохо изучила противника. Красноармейцы самоотверженно действовали в сложных зимних условиях, проявляли мужество и героизм. Но они были плохо обучены ведению ближнего боя. Часто нарушалось взаимодействие, связь была неустойчивой, остро не хватало опытных командиров.

Первоначальный план войны оказался нереальным. Смена руководства наших войск: 7 января 1940 г. был образован Северо-Западный фронт во главе с С.К. Тимошенко. Подтянули подкрепление – мощную артиллерию для уничтожения финских дотов, обучили войска действиям при прорыве сильно укреплённой обороны. И только после дополнительной подготовки удалось прорвать линию Маннергейма и взять Выборг. 12 марта 1940 г. был подписан мир с Финляндией 50 тысяч наших бойцов и командиров были удостоены правительственных наград, 405 особо отличившихся стали Героями Советского Союза.

СССР достиг поставленных целей, но ценой больших людских, материальных и моральных потерь.

Потери сторон: 105 дней продолжалась советско-финляндская война. Однако, несмотря на её непродолжительность и локальный характер, она была чрезвычайно кровопролитной.

По последним данным, потери СССР составили: 70 тысяч погибших и пропавших без вести, 176 тысяч раненных и обмороженных.

Финляндия: 23 тысяч убитых и 44 тысяч раненых.

Последствия войны: мы оказались в международной изоляции. СССР был исключён из Лиги наций. Политический престиж Советского Союза снизился. Наши будущие противники увидели многие слабые стороны Красной Армии, что, как известно, ускорило принятие Гитлером решения о войне против СССР.

Впоследствии, правительства Финляндии и СССР обоюдно признали свои политические ошибки, приведшие к этой совсем не обязательной войне.

Важнейшие итоги и уроки «малых войн» с участием СССР.

Наиболее важными итогами и уроками событий на озере Хасан, на Халхин-Голе и советско-финляндской войны являются следующие:

  1. В жестоких и кровопролитных боях Красная Армия отстояла неприкосновенность своих границ и границ дружественной нам Монголии, а на северо-западе отодвинула границы СССР, значительно улучшив стратегическое положение страны накануне Великой Отечественной войны. При этом во всех этих событиях бойцы и командиры проявили стойкость, мужество и героизм.

  2. Военное поражение Японии в вооружённых конфликтах на Хасане и Халхин-Голе оказало отрезвляющее влияние на её политику в отношении СССР, способствовало заключению между СССР и Японией 13 апреля 1941 г. Договора о нейтралитете и, в конечном счёте, наряду с другими причинами удержало Японию от вступления в войну против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии, а СССР избавило от войны на два фронта. Об этом хорошо сказал Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «Я думаю, Халхин-Гол отрезвил японцев. Они получили хороший урок. И этот урок – одна из причин, почему Япония не выступила против нас в сорок первом».

  3. В малых войнах в преддверии Великой Отечественной войны Красная Армия получила так необходимый ей в скором будущем опыт ведения современных войн: на Халхин-Голе – опыт крупной наступательной операции с участием мощных бронетанковых сил (500 танков и 385 бронемашин), в войне с Финляндией – опыт прорыва мощной одной из лучших в Европе оборонительной полосы линии Маннергейма с использованием 152 миллиметровых и даже 203 миллиметровых орудий, опыт ведения войны в сложных природно-климатических условиях.

  4. Участие Красной Армии в малых войнах наряду с её сильными сторонами выявило немало слабых мест и упущений в организации, обучении, вооружении и руководстве наших войск, что ускорило реорганизацию и перевооружение Красной Армии незадолго до начала Великой Отечественной войны и сыграло большую роль в завоевании Победы. Маршал С.К. Тимошенко сказал финскому военному атташе: «Русские многому научились в этой тяжелой войне».

Одним из важнейших уроков «малых войн» с участием СССР было укрепление руководства Красной Армии военачальниками, хорошо проявившими себя в этих событиях. Весной 1940 г. Наркомом обороны СССР стал маршал Г.К. Тимошенко, в январе 1941 года начальником Генерального штаба – генерал армии Г.К. Жуков. Укреплению Красной Армии способствовало возвращение в армию свыше 13 тысяч офицеров и генералов, уволенных по политическим мотивам в 1937 – 1938 гг.

Источники к теме.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E0%F1%E0%ED%F1%EA%E8%E5_%E1%EE%E8_(1938)

http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_sobytija_i_ljudi/vojna_na_sopkakh_u_ozera_khasan/7-1-0-5067

http://www.hrono.ru/sobyt/1900war/1938hasan.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%E8_%ED%E0_%D5%E0%EB%F5%E8%ED-%C3%EE%EB%E5

http://patriot.irksportmol.ru/patriotic_education/expedition/book_harbin/1939.php

http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_sobytija_i_ljudi/samurajskaja_mogila_khalkhin_gol/7-1-0-3267

http://knowledge.allbest.ru/history/2c0b65635a2ac68b4c43b88521206d27_0.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E2%E5%F2%F1%EA%EE-%F4%E8%ED%F1%EA%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0_(1939%971940)

http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/finn1939_40.php

Задание: подготовить развернутый доклад по одному из вопросов темы, используя указанные источники.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск