Скачать 39.7 Kb.
|
Уроки с использованием материалов музея. 11 класс. Тема урока: Боевые действия на фронтах (фрагмент: Сталинградская битва). Цели: изучить развитие военных событий на Восточном фронте; определить как события на советско-германском фронте влияли на ход войны, уделить внимание Сталинградской битве, выяснить значение Сталинградской битвы, обратить внимание на то, какую роль в победе под Сталинградом сыграл боевой дух солдат и офицеров; продолжить формирование умения делать выводы, анализировать, работать с историческими документами. Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945» фрагмент фильма «Великая Отечественная война» презентация «Панорама Сталинградской битвы» фрагменты документов: отрывки из книги «Под знаменем сивашцев» (о боевом пути 169-й стрелковой Рогачевской Краснознаменной, орденов Суворова II степени и Кутузова II степени дивизии) М.Военное издательство 1989. Ход урока. Изучение нового материала. План. 1.Положение на Восточном фронте в 1942 году. 2.Сталинградская битва. 3.Значение Сталинградской битвы. 1. Вспомнить положение на Восточном фронте к осени 1942 года. - показать по карте ход событий в начальный период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.-ноябрь 1942 г.) -итоги битвы под Москвой:( первое серьезное поражение фашистских войск, подъем морального духа советских войск, переход стратегической инициативы в руки советского командования.) -положение на фронтах летом 1942г. (поражение советских войск в ходе наступательных операций в Крыму и под Харьковом, приказ от 28 июля 1942 г. №227 «Ни шагу назад!») 2. Просмотр фрагмента фильма «Сталинградская битва». Задание в ходе просмотра ответить на вопросы: - кто участвовал в разработке наступательной операции под Сталинградом? -какие армии участвовали в битве? -кто командовал армиями? -кто командовал фашистскими армиями? После посмотра и обсуждения обратить внимание на материалы школьной комнаты Боевой и Трудовой Славы. Материалы комнаты Боевой и Трудовой Славы посвящены ветеранам 169-й стрелковой Рогачевской Краснознаменной орденов Суворова II степени и Кутузова II степени дивизии.Эта дивизия прошла с боями от р.Прут в 1941 г. до Берлина в 1945 г. 6 ноября 1942 г., накануне 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, солдаты, командиры и политработники Сталинградского фронта поклялись отстоять город, не допустить врага к Волге. Текст клятвы на имя Председателя Государственного Комитета Обороны обсуждали все участники великой битвы. Работа с документом: фрагмент книги «Под знаменем сивашцев» ( раздаются тексты документа) «Здесь, под Сталинградом - решается вопрос — быть или не быть свободным советскому народу.. <...>Посылая это письмо из окопов, мы клянемся Вам, что до последней капли крови, до последнего дыхания, до последнего удара сердца будем отстаивать Сталинград и не допустим врага к Волге!» Эту клятву единодушно подписали бойцы и командиры дивизии. С первых дней участия в защите Сталинграда по-геройски сражались все воины, но особо отличились разведчики и саперы. В ночь на 8 ноября командир 434-го стрелкового полка подполковник И. П. Мишин поставил своим разведчикам задачу — захватить контрольного пленного и уничтожить гранатами на переднем крае обороны противника в районе западнее Хара-Усуна вражеский дзот. Выполнить эту задачу отправились во главе с командиром взвода разведки младшим лейтенантом В. И. Гришиным старший сержант М. К. Касимов, сержант Н. В. Авинов, комсорг взвода красноармеец И. М. Карханин, красноармейцы С. В. Комов, П. М. Петьков, С. Д. Дворов, С. А. Абдулин и А. Ф. Кудрявцев. Выдалась сырая ноябрьская ночь. Лишь вспышки ракет и огневые нити трассирующих пуль озаряли приволжскую степь. Долго пробирались разведчики в ночной темноте. При каждой вспышке ракеты они припадали к земле. Но вот наконец вражеские окопы. — Здесь, — тихо произнес командир. Бойцы быстро приготовили гранаты и поползли к черному бугорку — вражескому дзоту. Еще немного — и они будут у цели. Вдруг из амбразуры дзота открыл огонь пулемет... Нельзя было поднять головы: смертоносный свинцовый ливень бушевал над разведчиками. Казалось, выполнить задачу не удастся... Но тут красноармеец И. М. Карханин пополз к дзоту. Подобравшись к нему, он, презирая смерть, грудью закрыл амбразуру. Вражеский пулемет умолк. Разведчики ворвались в дзот. На комсомольца А. Ф. Кудрявцева навалился рослый гитлеровец. Кудрявцев выхватил у него из-за пояса кинжал и заколол им вражеского солдата. В рукопашной схватке разведчики били фашистов в упор. Боевой приказ был выполнен: разведчики уничтожили гарнизон дзота, захватили «языка», пулемет, две винтовки, а уходя, подорвали дзот противотанковой гранатой. Вместе с трофеями бесстрашные советские воины бережно несли тело своего товарища. Ценой своей жизни помог он выполнить боевую задачу, принял смерть, чтобы жил великий город — Сталинград.» По тексту задаются вопросы: - Как можно оценить моральный дух бойцов накануне Сталинградской битвы? -Как сражались в 169-й дивизии? В экспозиции есть выставка, посвященная Сталинградской битве, где изображен И.Карханин. В музее-панораме Сталинградской битвы есть это изображение. ( На экране показать изображение панорамы Сталинградской битвы, конкретно изображение И.Карханина). 3. Вместе с учащимися сделать вывод о значении Сталинградской битвы. - стратегическая инициатива перешла в руки советского командования - коренной перелом в ходе войны - Сталинградская битва оказала влияние на ход всей Второй мировой войны. Закрепление. Работа с картой. Показать ход Сталинградской битвы. Обсудить вопрос: источники победы в Сталинградской битве (что способствовало победе) -высокий моральный дух, героизм -перевод всей промышленности на военные рельсы -производство новых образцов техники и др. Дом.зад.п.25 зад. по карте: Сталинградская битва. |