Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.03.2014
Размер153.28 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Военное дело > Разработка урока
Введение в историю 4класс

Тема. Разработка урока: 

 "Отечественная война 1812 года.

Бородинское сражение."

Цели урока.

1.     Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года: М. И. Кутузове, П. И. Багратионе, Барклае де Толли, Д. Давыдове и других.

2.     Развивать познавательный интерес, умение делать выводы.

Оборудование:

1.     Мультемедийный проектор.2.  

              Презентация Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.

3.     Атлас по отечественной истории «Отечественная война 1812 года»

4.     Выставка книг по Отечественной войне 1812 года.

5.     Учебник «Введение в историю», 4 класс.

6.     Тесты для самостоятельной работы.

7.     Листы ватмана.

Ход урока

1.Организационный момент.( слайд 1)

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация темы урока.

- Прочтите крылатую фразу.( на доске)

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

- Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?

-Приведите примеры.

- Прочтите тему урока. ( слайд 2)

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

- Соотнесите тему сегодняшнего урока и это крылатое выражение.

3. Новая тема.

1)Чтение первого абзаца учебника на с.73.(слайд 3. Александр 1)

Учитель.

-Начатые Александром 1 преобразования, были прерваны нашествием Наполеона на Россию в 1812 году.

- Как восходила роковая звезда Наполеона? Прочтите с. 74( 1-3 абзацы), (слайд 4. Наполеон ).

Выступление 1 пары.

Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. « Через три года я буду властелином мира… Остается Россия, но я раздавлю ее»- заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Он даже приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».

( слайд 5)

Наполеон собрал 638 000 войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию.

(слайд 6)

« Я иду в Москву- говорил он,- и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира» В самом деле, все предвещало французам несомненный успех: громадные силы, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх. Но общее мнение было такое: лучше погибнуть, чем покориться ненавистному врагу.

Выступление 2 пары. (слайд 7)

Отечественная война началась 12 июня 1812 года ( показ на карте). Переправившись через реку Неман, Наполеон отправил один отряд к северу к городу Петербургу., а сам с главными силами устремился на Москву. Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Верховным главнокомандующим русской армии был император Александр 1.

(слайд8)

Численность армий составляла около 240 000 человек. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток.

( показ на карте)c:\сайт мкоу мошковская оош\images\dscn3138.jpg

- Прочтите об этом в учебнике.

Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки»-

писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино». Но командиры не боялись изорвать чужие мундиры, а тщательно готовились к генеральному сражению.

Выступление 3 пары. (слайд 9. Портрет Кутузова )c:\сайт мкоу мошковская оош\images\dscn3127.jpg

Главнокомандующим русской армии в самый ответственный момент для России был назначен Михаил Илларионович Кутузов. «Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках.

Полное его имя Голенищев- Кутузов, а с декабря 1812 года он еще и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием закончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет- прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия.

У Кутузова, как и у Суворова, была одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. «Видно Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жить после двух таких опасных ран»- говорил доктор, который его лечил.

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. В 1805 году Россия помогала Австрии против Наполеона. Русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде, чем они успели соединиться с русскими. Кутузов был вынужден отступать. Отступление было совершено в 350 верст и сопровождалось такими искусными и хитрыми маневрами, что Наполеон назвал Кутузова «хитрой лисицей».

Выступление 4 пары.

Теперь, когда Наполеон взял Смоленск и приближался к Москве, Александр 1 был вынужден назначить главнокомандующим русской армии Михаила Илларионовича Кутузова. Кутузову тогда было 67 лет. Новый главнокомандующий, прибыв армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!». Все с нетерпением ждали боя. Но на следующий день был дан приказ отступать.

Учитель.

- Сегодня мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года.

- О каком сражении идет речь? (слайд 10)

26 августа ( по новому стилю 7 сентября) 1812 года в 124 километрах от Москвы около села Бородино произошло крупнейшее сражение между русской и французской армиями.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!- пишет М. Ю. Лермонтов.

Через село Бородино проходило две дороги. Заняв их, русские преградили путь французам к Москве.

( слайд11)

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут .

(слайд 12, 13)

На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 135 000 солдат и 580 орудий у Наполеона и 120 000 солдат и 640 орудий у Кутузова. Бородинская битва началась 26 августа .

Учитель.

- Прочтите в учебнике об этом сражении. ( с.75)

Выступление 5 пары.

Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский, Николай Алексеевич Тучков и другие.

( слайд 14)

Главный удар французов пришелся на армию Петра Ивановича Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. С обеих сторон потери были огромны. Когда с восьмой попытки французы потеснили левый фланг, генерал Багратион лично повел солдат в атаку, был тяжело ранен и вскоре умер, Все силы, весь талант, храбрость, любовь к родной земле отдал он для победы.

( слайд 15 )

Барклай де Толли во время сражения командовал 1-й армией. После упорных боев с армией Багратиона французы бросили все силы на центральный фронт, которым командовал Барклай де Толли. Все время, пока шло сражение, генерал был на передовой, в непосредственной близости к противнику, верхом на коне. Свистели пули, рвались снаряды, осыпая генерала комьями земли. Но генерал и не пытался уйти в укрытие. После очередного взрыва он отряхивал мундир и продолжал командовать боем.

( слайд 16)

Умелые, безупречные действия генерала Николая Николаевича Раевского, командовавшего батареей в центре Бородинского поля, определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.

(слайд 17)

Корпус генерала Николая Алексеевича Тучкова прикрывал левый фланг русской позиции.

( слайд 18)

За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. Вот как пишет об этом М. Ю. Лермонтов:

Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блистал,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел,

(слайд 19)

 

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась- как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

«К ночи бой затих. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! Огромная площадь была взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие, плачущие раненые. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью»- пишет очевидец. Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

( слайд 20)

Выступление 6 пары.

Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики- свыше 40 000 убитыми. Продолжать бой было рискованно. Кутузов принял решение отвести армию к Москве. Утром 27 августа русская армия покинула Бородинское поле. Дать новый бой или сдать Москву без боя? Эти сомнения мучили Кутузова. Генералы настаивали на сражении.

(слайд 21)

1 сентября в деревне Фили собрался военный совет. Кутузов понимал, что идти на сражение, значит рисковать судьбой Отечества. На военном совете Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранить армию и подготовиться к следующим битвам.

2 сентября русская армия оставила Москву.

В тот же день передовые отряды французов вошли в Москве ( показ на карте). Французский император Наполеон ждал, что москвичи принесут ему ключи от Москвы, как это было во многих городах Европы. Но Москва была пуста. Это ошеломило Наполеона

(слайд 22)

Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней.

(слайд 23)

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии.

За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 30 000 своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.

Учитель.(слайд 24)

- Прочтите в учебнике отрывок о партизанском движении.c:\сайт мкоу мошковская оош\images\dscn3126.jpg

Выступление 7 пары.

Наполеон понимал, что армия разлагается. Не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон покинул Москву. Кутузов, расположившись в местечке Турутино под Москвой, перекрыл путь французской армии к отступлению по Новой, еще не разоренной французами, Смоленской дороге (показ на карте).

Понеся большие потери в сражении под Малоярославцем, Наполеон развернул свою армию и повел по Старой Смоленской дороге ( показ на карте)

Из 638 тысячной французской армии осталось лишь 30 000 солдат. Когда прибывшего во Францию Наполеона спросили про армию, он сказал: « Армии больше нет».

Выступление 8 пары.

( слайд 25)

Кто они- герои Отечественной войны? Это талантливые военачальники:

1.Петр Иванович Багратион.

2.Михаил Богданович Барклай- де- Толли.

3.Алексей Петрович Ермолов.

4.Николай Николаевич Раевский.

5.Петр Петрович Коновницын.

6.Дмитрий Петрович Неверовский.

7.Иван Семенович Дорохов.

8.Дмитрий Сергеевич Дохтуров.

9.Матвей Иванович Платов и другие

Но прежде всего главный герой- это простой солдат и народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.

(слайд 26)

Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным ее крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: (слайд 13 ) « Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

(слайд 27 )

Тогда же было принято решение « в сохранение вечной памяти» о подвиге народном построить в Москве Храм Христа Спасителя.

Выступление 9 пары.

(слайд 28 )

В честь выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева- Кутузова- Смоленского в 1942 году во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов был учрежден Орден Кутузова.

( слайд 29)

А в 1943 году появился Орден Кутузова 1, 2, 3 степеней. Орденом награждались командующие фронтами, армиями, командиры дивизий, командиры полков

В память об Отечественной 1812 года народ увековечил имена героев.

(слайды 30, 31, 32, 33)

В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли.

(слайд 34)

 

4.Закрепление изученного материала.

- Почему война 1812 года называется Отечественная?

-Почему русская армия в начале войны отступала?

-Как закончилось Бородинское сражение?

-Почему Кутузов принял решение оставить Москву?

- Почему Наполеон , войдя в Москву не чувствовал себя победителем?

-Почему он был вынужден покинуть Москву?

-Кто наносил значительный урон отступающим французам?

5. Исторические загадки.

6.Работа в парах и группах.

Постановка проблемного вопроса.

( слайд 35)

-В чем проявился талант великого полководца М. И. Кутузова?

( Ребята работают в парах, а затем в группах. Результаты обсуждения записывают на листах ватмана.)c:\сайт мкоу мошковская оош\images\dscn3147.jpg

( слайд 36. Тема урока)

7.Обсуждение результатов работы в парах и в группах.

1.     Был смелым, храбрым, отважным полководцем. Участвовал во многих сражениях.

2.     Применял различные хитрые маневры против врага.

3.     Был человеком умным, решительным.

4.     Был осторожным.

5.     Всегда ценил и берег русского солдата

8.Тест. Самопроверка.

9.Рассматривание книжной выставки.

10.Итог урока.

-Какое открытие для себя сделали на уроке?

-Какие чувства вы испытали на уроке? Почему?

11.Выставление отметок.

-Оцените работу своего соседа в паре. Объясните отметки.

12.Домашнее задание.

-Написать рассказ о герое Отечественной войны 1812 года.

-Читать в учебнике с.73- 78. 

Тест. Самопроверка

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

а)    Багратион,

б)    Наполеон,

в)      Барклай- де- Толли.

2.Французская армия вторглась в Россию:

а)    1 сентября 1812 года,

б)    14 ноября 1812 года,

в)      12 июня 1812 года.

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов,

б)    А. В. Суворов,

в)      Ф. Ф. Ушаков.

4.Бородинская битва произошла:

а)    26декабря 1812 года,

б)    26 ноября 1812 года,

в)      26 августа 1812 года.

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву,

б)    дать еще одно сражение под Москвой,

в)      признать Наполеона победителем.

6.Война 1812 года называется Отечественной потому, что

а)    главное сражение произошло под Москвой,

б)    на войну поднялся весь народ,

в)      вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

7.Кому принадлежат строки:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина…

а)    А. С. Пушкину,

б)    М.Ю.Лермонтову.

в)      Д. В. Давыдову.

8.В честь победы на Наполеоном был построен: б)Спасо-преображенский собор,

а)    Петропавловский собор, в)Храм Христа Спасителя.

Исторические загадки

1.При взятии крепости Измаил он отличился храбростью и умением. Суворов в своем донесении о нем говорил: « Он шел у меня на левой руке, но был моей правой рукой.» Он был назначен командующим русской армии в самую трудную минуту, когда решалась судьба России. Он с честью, присущей русскому офицеру, исполнил долг перед Отечеством. ( Кутузов )

2.Он был главным лицом, определяющим судьбу государства. В памяти потомков он остался, как человек просвещенный, искренне стремящийся к процветанию России. К началу Отечественной войны 1812 года он был верховным главнокомандующим русской армии . Он получил имя- Победитель. После смерти потомки дали ему еще одно высокое имя- Благословенный. ( Александр 1 )

3.Этот полководец лично повел своих солдат в атаку во время сражения. Его подвиг навеки остался в памяти благодарных потомков. В Бородинском сражении ему очень хотелось победить. Его армия во время сражения приняла главный удар. Тяжело раненого его увезли с поля боя. Его прах похоронен на Бородинском поле. ( Багратион)

4.Почти вся жизнь этого поэта прошла в армии, молодые годы- в гусарском полку. В начале войны он возглавил партизанский отряд, состоящий из гусаров и казаков. Отряд успешно действовал на Смоленском тракте, громил отряды противника, захватывал обозы, пленных. ( Д. Давыдов)

5.Блестящий полководец, необыкновенный умница, обаятельная личность. Для всей Европы- он герой номер один. Сделал стремительную военную карьеру. Это стремительное возвышение вскружило ему голову и заставило поверить в собственную гениальность, в предназначении управлять судьбами и государствами. Европейские государства падали к его ногам одно за другим. ( Наполеон)

6.В начале Отечественной войны этот человек занимал пост военного министра России. Он же фактически командовал в момент отступления к Москве русской армии. Эта операция требовала от полководческого мастерства, выдержки, хладнокровия. Он справился со своей задачей блестяще. Он сохранил целостность и боеспособность армии, что в итоге привело к избавлению России от грозного нашествия. ( Барклай- де- Толли)

7.Этот человек гордость русской армии. Человек высокой чести, беззаветной преданности долгу, одаренный военачальник. За полтора месяца до Бородинского сражения, своими умелыми действиями он спас армию Багратиона от окружения. Во время войны при нем находились два его сына: 16 и 10 лет, которые впоследствии стали тоже офицерами. ( Н. Н. Раевский)

                                                                 

урок составила и приготовила

Самохина Зоя Арсентьевна

учитель начальных классов 

высшей категории

(победитель конкурса

"Урок года 2008") 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск