Технологическая карта урока
Бинарный урок истории и литературы
Уроки гражданской войны
2 часа
ФИО учителя: Князева Л.С., учитель истории, высшая категория
Черных Л.И., учитель литературы, высшая категория
Предмет: История России. Литература
Класс: 11
Место урока в теме: последний рок по теме «Гражданская война в России»
Тип урока: Урок обобщения изученного. Комбинированный урок
Организационная форма: Индивидуальная, групповая, фронтальная
Задачи: образовательные:
способствовать углублению и расширению знаний о событиях и личностях Гражданской войны,
на основе произведений литературы и исторических источников;
рассмотреть уроки Гражданской войны.
развивающие:
развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы,
развивать навыки смыслового чтения
воспитательные:
осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей,
способствовать формированию личной нравственной оценки Гражданской войны,
способствовать формированию непримиримого отношения к любым проявлениям террора.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер с выходом в Интернет
Ход урока
Этап урока,
цель
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Приёмы, методы и формы работы,
пед. технологии
| Вызов
-вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - побудить ученика к активной работе на уроке
| Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок истории необычный. Мы проведём его совместно с учителем литературы.
Тему нашего урока мы сможем сформулировать, прочитав эпиграф 1 к уроку (слайд1)
Вопросы, на которые мы должны ответить на нашем уроке мы сформулируем, прочитав эпиграф 2 к уроку (слайд 1) Цель: Дать нравственную оценку данному событию в истории России; определить её актуальность для современной России Это последний урок по теме Гражданская война в России. Заполним «корзину понятий» по данной теме. Итак, проверим у кого корзина полнее.
(Презентация: слайд 2 ЦОР анимированная карта «Гражданская война»)
Гражданская война в России1917-1921 годов стала многолетней кровавой трагедией для всей страны. Миллионы людей бесследно исчезли в её топке - погибли в боях, от голода, болезней, репрессий. Огромное государство оказалось в состоянии полной разрухи
| Читают эпиграф №1
Высказывают мысли по теме урока Каковы уроки Гражданской войны Записывают понятия, даты, события, имена по данной теме
| Личностные
Регулятивные
Регулятивные
Познавательные
Специально-предметные
| Педагогическая технология «Критического мышления»
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
| Осмысление
- получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями.
| Ваша задача - по ходу урока составить кластер «Уроки Гражданской войны» Прочтём отрывок из «Очерков русской смуты», применив метод чтения с пометкой, который поможет составлению кластера.
Приложение 1 (отрывок из книги А.И. Деникина «Очерки русской смуты»)
Так формировалась Добровольческая армия, так складывалось белое движение.(слайд 3)
Какое чувство вызывает у вас песня «Гимн белой армии»? Выразите его одним прилагательным или существительным.
Белые могли сказать, ПРОТИВ чего они выступают. Но не могли внятно объяснить, ЗА что они борются.
Не было идеи — не было сплочения тех, кто готов воевать за эту идею.
У красных как раз была идея!
Грандиозная идея. Может быть, это вообще самая грандиозная идея за всю историю человечества. Им было для чего истязать, мучить, заставлять самих себя совершать любые усилия и сверхусилия. Ведь они строили новый мир, новую Вселенную, где все будет иначе, чем сегодня.(слайд 4 )
Сформулируйте первый урок Гражданской войны
Пожалуй, одним из ярчайших представителей белого движения был Александр Васильевич Колчак ( ЦОР, слайд 5), а ярким представителем красных – Василий Иванович Чапаев.
Прочтите текст приложения 2 «Политики о Колчаке» и воспоминания Д.А. Фурманова о В.И. Чапаеве.
Дайте сравнительную характеристику исторических личностей. Сформулируйте следующий урок Гражданской войны
Истории Гражданской войны посвящено около 20 тыс. книг и научных статей. В то же время нужно заметить, что у многих наших современников сформировались неоднозначные и нередко искаженные представления об этой трагической странице истории России. Для одних героем остается Павка Корчагин, для других - поручик Голицын. Гражданскую войну видели, отражали, изучали с двух противоположных сторон – со стороны победителей и со стороны побежденных. Обратимся к отрывку из рассказа И. Бабеля «Письмо» (приложение 3) Подготовьте по одному толстому вопросу по прочитанному отрывку. Сформулируем третий урок Гражданской войны.
Борис Васильев в статье « Покаянные дни» писал « В стране мучили и убивали людей. Убивали обе стороны – и кровавые подвалы ЧК походили на залитые кровью подвалы белогвардейских контрразведок. И там и тут обматывали людей колючей проволокой, выкалывали глаза, делали перчатки из человеческой кожи, сажали на кол…террор – это будни гражданской войны». М. Цветаева Все рядком лежат Не развесть межой Поглядеть солдат. Где свой, где чужой? Белым был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белым стал: Смерть побелила.
Чтение наизусть отрывка из рассказа М. Шолохова «Родинка» (приложение 4)
По ходу чтения определите сюжет рассказа, подберите однокоренные слова к слову родинка. Составьте предложение, передающее ваше отношение к происходящим событиям (работа в паре)
Сформулируйте четвёртый урок Гражданской войны.
Перед тем, как мы сделаем вывод по уроку и попытаемся дать нравственную оценку этому событию, погрузитесь в атмосферу тех лет, ощутите горечь поражения и радость победы, посмотрев два ролика (слайд 6)
|
Чтение текста
Ответы учащихся
(отсутствие идеи, безысходность)
Формулировка первого урока Гражданской войны (Для победы необходима ясная цель, идея)
Работа с текстом документа
Отвечают на поставленный вопрос
Заполняют кластер
(второй урок Гражданской войны – роль личности в истории)
Читают отрывок, составляют вопрос, формулируют третий урок Гражданской войны.
(Гражданская война проявила самые жестокие методы отстаивания своей Правды: террор, насилие, братоубийство только за то, что у тебя другая идея)
Слушают чтение отрывка, выполняют задание Формулируют четвёртый урок Гражданской войны
(Гражданская война – всегда отрицательное явление в истории, которое приводит к крушению человеческих судеб, исторического стержня. Рождённое в кровавых событиях не может иметь массовой опоры и счастливой истории
|
Познавательные
Регулятивные
Личностные
Регулятивные
Регулятивные
Познавательные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
| Прием «Составление кластера»
Прием «Пометки на полях»
Аналитический метод
Применение творческих заданий, практико-значимых
Приём «толстые, тонкие вопросы»
Применение творческих заданий, практико-значимых
| Рефлексия
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
| Попытаемся дать нравственную оценку Гражданской войне. Те, кому кажется ближе позиция белых,кладут трёхцветный флажок, те, кому ближе позиция красных – красный. А те, кто сомневается в своей чёткой позиции и красный и триколор. Максимилиан Волошин в 1920 году писал: И здесь и там между рядами Звучит один и тот же глас: « Кто не за нас – тот против нас, Нет безразличных, правда – с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.
Действительно, сложно определиться. Не случайно ряд историков считает, что "гражданская война еще не стала историей в полном смысле слова, примирение (в российском обществе) еще не наступило и время взвешенных суждений еще не пришло". В чём актуальность этого вывода для наших дней?
Одно предложение в паре
То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой-то степени напоминает трагический период начала гражданской войны в России. Сегодня мы все вроде считаем себя гуманистами, и никто не хочет крови, а она льется, мы за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь.
Выходит, и в наши дни, как и девяносто пять лет назад, непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать только тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше всего остального, как политического, так и национального. Трагедия гражданской войны 1918 - 1920 годов учит нас в первую очередь отказу от ненависти, от насилия и произвола как методов государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа «осчастливить» народ.
|
(флажков должно оказаться примерно поровну)
Работа в парах: обсуждение актуальности изученной темы для наших дней
|
Личностные
Коммуникативные
Личностные,
Коммуникативные
| ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л. Мельникова)
Применение творческих заданий, практико-значимых
|
Список используемой литературы:
Гражданская война в лирике и прозе. В 2 т.: Т.1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 480 с.
Россия и мир XX век: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений/О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожкин. - М:Дрофа; Издательско-образовательный центр «Влади-принт», 2011.-352 с.
Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В2ч. Ч.1 / [Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Провина]под ред. В.П. Журавлёва. – 11-е изд. –М.: Просвещение, 2006. – 399 с.: ил.
Цветаева М.И. Лирика. – Мн.: Харвест, 1999. – 480с.
Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч. 3. XX век. – 3-е изд. ,перераб. и испр./ Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.:Аванта +,2001. – 704с.: ил.
Интернет- ресурсы:
Анимированная карта «Гражданская война» части 1,2// [ Электронный ресурс ] / Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Белая армия, чёрный барон / Музыка: Самуил Покрасс, Слова: П. Григорьев // [Электронный ресурс ] / Режим доступа:http://www.audiopoisk.com/track/sovetskie-pesni/mp3/belaa-armia-4ernii-baron
идео-ролик из фильма «Неуловимые мстители»// [Электронный ресурс ]/ Режим доступа:http://my.mail.ru/video/mail/valdemar1812/447/4176.html#video=/mail/valdemar1812/447/4176
Видео-ролик из фильма «Служили два товарища»// [Электронный ресурс ] /Режим доступа:
http://www.youtube.com/watch?v=g2Fhnd4XgT8&feature=player_embedded
Гимн белой гвардии // [Электронный ресурс ] / Режим доступа: http://mp3-besplatno.net |