Скачать 122.67 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 г. Камешково Конспект урока технологии по теме: “Плетение репсового узла. Выполнение узора «Цветок»” 7 класс Мартышевская Людмила Владимировна, учитель технологии, стаж работы 37 лет, I квалификационная категория, МОУ ООШ №3 г. Камешково 2011-2012 уч.г. Конспект урока технологии по теме: “Плетение репсового узла. Выполнение узора «Цветок»” Пояснительная записка Место урока в учебном курсе: Данный урок проводится при изучении темы «Макраме» в разделе «Рукоделие. Декоративно-прикладное искусство». На изучение темы выделено в учебном плане 6 уроков. Учебное занятие «Плетение репсового узла. Выполнение узора “Цветок”» включает 4-5 уроки в изучении темы. На предыдущих уроках (1,2,3) учащиеся познакомились с техникой МАКРАМЕ, с инструментами и принадлежностями, с материалами, правилами безопасной работы. Узнали и научились выполнять крепление нитей на основе; простые узлы: одинарный плоский (левосторонний и правосторонний), двойной плоский. Изготовили в технике макраме игрушки-подвески «Сосульки», закладку для книг. После данного занятия – на 6 уроке - учащиеся будут изготавливать на выбор: закладку для книги, плетеный пояс или тесьму узором «Цветок». Перед уроком учащиеся получают опережающее задание: - найти и подготовить к показу сложные, хитроумные узлы макраме; (можно в книгах, журналах; можно подготовить презентацию; можно поискать в Интернете) УМК:
Цели урока:
3. Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышать интерес к рукоделию, привитие культуры труда, воспитание бережливости; 4. Практическая - научить учащихся первоначальным приемам плетения, новым рабочим приемам. Класс: 7 класс. Методы обучения:
Объект работы: Плетеный образец на основе диагональных узлов. Наглядно-иллюстративный материал:
Дидактический материал:
Оборудование, инструменты, материалы:
Тип урока: комбинированный; Межпредметные связи: Математика: расчет длины нитей; Черчение: чтение схем образцов; Русский язык: новые слова и термины; ОБЖ: знание правил безопасной работы с инструментами. Профориентация: Знакомство с профессией дизайнера интерьера; Время: 2 урока по 40 минут; Словарные слова: (на доске) Макраме, репсовый узел, брида. Ход урока Эпиграф урока: «С мастерством люди не родятся, а добрым мастерством гордятся»
Проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовности учащихся к уроку. II. Теоретическая часть (10-15 мин.)
Сегодня мы продолжим знакомство с техникой макраме. Узнаем, какой узел называется репсовым и научимся плести диагональными репсовыми узлами узор «Цветок».
Вопросы: - Что вы знаете о возникновении макраме? - Какие изделия можно изготовить в технике макраме? - Какие инструменты и принадлежности необходимы для выполнения работ в этой технике? - Из каких нитей плетут изделия? - По каким признакам производят подбор нитей? -Какие виды узлов вы уже знаете и умеете плести? 3. Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. У ч и т е л ь : Плетение должно приносить только пользу и положительные эмоции, поэтому важно помнить о санитарно-гигиенических требованиях и соблюдать правила техники безопасности во время работы. Санитарно-гигиенические требования: Д е т и: - Необходимо, чтобы положение тела было правильным при выполнении работы: сидеть необходимо удобно, опираясь на спинку стула, ноги должны упираться в пол. - Стараться работать с небольшими перерывами. - Не работать при плохом освещении – свет должен падать слева и сверху. Правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками: - Иглы и булавки хранить только в подушечке; - Нельзя брать иглы и булавки в рот, вкалывать их в свою одежду; - Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; - Передавать ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия. 4. Объяснение нового материала. Завязывать узлы из веревок – занятие интересное и увлекательное. Мы с вами научились завязывать самые простые узлы, затем вы уже самостоятельно, если вам понравится этот вид рукоделия, научитесь завязывать те, что посложнее, а потом освоите и удивительно хитроумные. Иначе говоря, изучите азбуку узлов, чтобы в дальнейшем строить из них любые комбинации, создавая собственные неповторимые плетеные изделия. Изделия, выполненные своими руками, называются авторскими, эксклюзивными. А кто из вас знает, люди какой профессии, занимаются изготовлением авторских вещей? О т в е т ы д е т е й. Правильно. Это дизайнеры или дизайнеры интерьера. Сообщение I (опережающее задание для учащихся). Презентация учащегося, подготовившего данное задание по теме «Хитроумные узелки» (всего несколько слайдов). У ч и т е л ь : Мы сейчас с вами узнали о новых узлах, увидели, как они выглядят. Посмотрели на эксклюзивные вещи, т.е. вещи, выполненные вручную. Рассмотрите плетеные изделия, которые находятся у вас на столах. Среди знакомых узелков найдите узлы, которые вы еще не выполняли. - Как бы вы назвали такой узел? - А на что похожи несколько узлов, выполненных рядом? О т в е т ы д е т е й . Вот теперь мы познакомимся с узлом, который получил название репсового. Презентация «Макраме. Послушные узелки». Слайды: 11- 14, 18. Репсовый узел – один из самых популярных узлов. Ему повезло на названия – двойной, бисерный, жемчужный. Узел выплетается двумя нитями: рабочей и узелковой. Поверхность полотна репсовых узлов имеет характерную особенность: она вся из выпуклых рубчиков. В плетении их называют бридами. Брида – это ряд репсовых узлов, расположенных плотно друг к другу. Они могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными (диагональными), фигурными (волнистыми, круглыми), спиральными. Их расположение зависит от направления узелковой нити, поэтому ее еще называют направляющей, ведущей, основой. Диагональный репсовый узел – это узел, завязанный на наклонно натянутой узелковой нити. Из наклонных брид можно составить бесконечное множество узоров: ромбы, зигзаги, ажурные цветы и листья. Цветы, как правило, выплетают из четырех лепестков: сначала выполняют 2 верхних с наклоном к центру цветка, скрепляют узелковые нити лепестков и далее от центра плетут нижние лепестки. Количество нитей для работы может быть любым, но обязательно четным. Мы будем плести цветок по инструкционной карте №4 и №5. Каждый его лепесток состоит из трех параллельных диагональных брид: для двух верхних лепестков узелковые нити берет с краев полотна и располагают с наклоном к середине, для двух нижних – узелковые наклоняют из середины к краям. В центре цветка узелковые нити перевивают между собой или связывают диагональным репсовым узлом. 5. Работа в рабочих тетрадях Запись: Репсовый узел – один из самых распространенных. Выплетается 2-мя нитями: узелковой и рабочей. Брида – это ряд репсовых узлов. Бриды могут быть: горизонтальными, вертикальными, наклонными (диагональными), фигурными (волнистыми, круглыми). 6. Изучение условных обозначений новых узлов Рассматривание, чтение инструкционных карт №4 и №5 (лежат на столах). 7. Задание: Найти репсовые узлы. Работа в парах (статистических – сидящих за одной партой) Учащиеся рассматривают: - готовые изделия, выполненные в технике макраме (находятся на столах учащихся); - книги, журналы, рисунки с изображением изделий макраме (принесенные учащимися к уроку) И находят элементы, выполненные репсовыми узлами (горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными). Учитель проходит по рядам, проверяя правильность нахождения учащимися нужного элемента. III.Практическая часть (45 – 50 мин.) Теперь вы должны самостоятельно научиться плести этот узел. Выполнить цветок из диагональных брид. Работу можете выполнять творчески, то есть вносить свои изменения, дополнять знакомыми элементами Задание:
Демонстрация приемов плетения репсовых диагональных узлов. Учитель показывает прием выполнения репсового узла небольшой группе учащихся, сидящих рядом, проходя по всему классу. Текущий инструктаж – целевые обходы. Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе за положением рук, положением нитей во время работы, контролирует выполнение узлов рабочей нитью, правильное натяжение узелковой нити. Первый обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда. Второй обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. Третий обход - проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. Провести приемку и оценку выполненных работ. IV. Физкультминутка
V. Продолжение практической работы. Педагог оказывает индивидуальную помощь детям. Учащиеся работают индивидуально, при необходимости объединяются в пары (статистические и динамические), оказывая помощь тем, у кого возникают проблемы в выполнении задания, показывая приемы плетения. В процессе работы учащиеся осуществляют самоконтроль и контроль качества выполняемых работ ( друг у друга). 4. По окончании работы приклеить образец в альбом на страничку «Основные узлы макраме». VI. Подведение итогов (5-6 мин.)
- С каким новым видом узла мы сегодня познакомились? (Репсовым). - Какие бывают репсовые узлы? (горизонтальные, вертикальные, диагональные и т.д.) - От положения какой нити они получают свое название? (Узелковой). - Какой элемент мы сегодня смогли выполнить с помощью диагональных репсовых узлов? (Лепестки, цветок).
У ч и т е л ь : Итак, беседуя с вами, наблюдая за вашей работой на уроке, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия. Поняли, что слова «сделано вручную», означают эксклюзивность изделия, его неповторимость. В технике макраме вы сможете, по желанию, выполнить и свой творческий проект. Большинство из вас впервые осваивает приемы плетения пока простых узлов макраме. Хочется отметить, что большинство из вас справились с практическим заданием хорошо, выполнили работу аккуратно, с нужной плотностью. Показ лучших работ. Некоторым девочкам надо еще потренироваться в выполнении этого узла. Некоторым просто закончить лепестки, которые не успели закончить.
VII. Домашнее задание (2 мин.) Повторить пройденный материал. Тем, кто не закончил работу, доплести цветок, оформить в альбом. На следующем уроке мы будем выполнять закладку для книги узором «Цветок». VIII. Уборка рабочих мест (2-3 мин.) ФОТОГРАФИИ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА УРОКЕ Инструкционные карты. ПРИЛОЖЕНИЕ. Диагностика. Учебные достижения учащихся. |