Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 70.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.03.2014
Размер70.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Б.Ф. КОРОЛЬКОВ

генерал-полковник

доктор военных наук, профессор

ВВС В КУРСКОЙ БИТВЕ,

ЗАВОЕВАНИЕ ГОСПОДСТВА В ВОЗДУХЕ: УРОКИ И ВЫВОДЫ

.

Теория военного искусства рассматривает господство в воздухе как одно из важнейших условий, обеспечивающих успех операции и войны в целом. Опыт Великой Отечественной войны показал, что от исхода борьбы за господство в воздухе в значительной степени зависел успех всей вооруженной борьбы на советско-германском фронте.

Основа для завоевания стратегического господства в воздухе была заложена до начала Великой отечественной войны. Победа советской авиации в Великой Отечественной войне была бы невозможна без целенаправленных усилий руководства СССР по перестройке экономики, строительству и развитию Вооруженных Сил в предвоенные годы. В основу развития ВВС были положены планы по развитию авиационной промышленности, оснащению их современной техникой и вооружением, повышению оперативных и боевых возможностей соединений и частей ВВС, совершенствованию организационной структуры, развитию аэродромной сети, подготовки авиационных кадров.

Повысились мощности авиационного производства и развернуты работы по созданию новых типов самолетов, и авиационного вооружения. В ходе войны по мере перестройки экономики на военный лад было освоено производство 25 типов новых самолетов. Всего с 1941 по 1945 годы авиационной промышленностью СССР было выпущено более 120 000 тысяч самолетов

Получено по ленд-лизу за все четыре года войны 18 297 истребителей и бомбардировщиков из США и Англии(14,126 и 4,171самолётов соответственно), но основные поставки были после Курской битвы.
Основные положения тактики и оперативного применения ВВС в области борьбы за господство в воздухе были разработаны в трудах видных авиационных теоретиков и практиков.

Становление ВВС как вида Вооруженных Сил потребовало дальнейшего развития оперативного искусства и в частности теории борьбы за господство в воздухе, которая рассматривалась как одно из важнейших условий, обеспечивающих успех операций. Борьба за господство в воздухе являлась важнейшей стратегической задачей на протяжении всей войны.

Однако теория оперативного искусства советских ВВС накануне войны сформировалась не полностью, и ряд ее важных положений не внедрялся в оперативную и боевую подготовку. Надо признать, что была недооценка применения ВВС Германии по разгрому авиации путем нанесения массированных авиационных ударов по аэродромам. Считалось, что основной формой борьбы за господство в воздухе следует считать воздушные бои, а действия авиации по аэродромам фактически отрицались.

Вторая мировая война опровергли такие взгляды. В результате ударов немецкой авиации по 66 аэродромам в первый день войны наши потери на земле составили 800 самолетов. Большие потери мы понесли и в летном составе.

Несмотря на большие потери, тяжелые условия обстановки наша авиация продолжала вести боевые действия.

С началом войны выявились проблемы, вытекающие из двойного подчинения авиационных соединений. Разделение авиации на фронтовую (17%) и армейскую (83%) распыляло ее усилия и не обеспечивало массированного применения авиации как со стороны командующего ВВС Красной Армии, так и командующего ВВС фронта. Все это приводило к трудно решаемым проблемам по обеспечению централизованного управления и затрудняло маневр и массирование сил в масштабе фронта. Кроме этого, к началу войны у нас отсутствовали крупные резервы, что также не позволяло производить усиление ВВС фронтов.

Генеральный штаб от имени Ставки ВГК подчинил всю авиацию на Западном фронте единому руководству - командующему ВВС, что положило начало новой форме управления ВВС. Это позволило получить общее превосходство над противником в 1,6 раза, а по истребителям - в 2,9 раза над противником. Такое соотношение сил создало благоприятные условия для завоевания оперативного господства в воздухе.

Командование ВВС получило возможность свободно осуществлять перегруппировку войск без существенного воздействия противника. Основным способом борьбы с авиацией противника являлись многочисленные воздушные бои, их количество достигало до 40 в день, что явилось в оперативном искусстве первоначальным зарождением новой формы боевых действий - воздушных сражений.

На основе опыта боевых действий Командованием ВВС были выработаны меры по расширению возможностей по централизованному руководству авиацией, совершенствованию организационной структуры и развитию форм и способов ее применения. В результате - организационная структура ВВС была приведена в соответствие с требованиями войны.

Создание 17-и оперативных объединений – воздушных армий стало новым направлением в строительстве ВВС. С переходом организационной структуры ВВС на принцип централизованного управления. Ставка ВГК могла быстро сосредотачивать силы на важнейших направлениях и решать проблемы ведения крупных операций.

В ходе контрнаступления был полностью использован принцип массированного применения авиационных сил. Для борьбы с противником были привлечены четыре воздушных армии и часть сил АДД, авиация ПВО, что обеспечило соотношение сил 1,2:1 в нашу пользу.
Большое теоретическое и практическое значение имело обоснование задач авиации на окружение и уничтожение крупных группировок войск противника, в том числе воздушная блокада окруженной группировки, а также авиационная поддержка своих войск при отражении контрударов противника. Система воздушной блокады окруженной группировки противника была создана объединенными силами авиации и войск ПВО, что также было новым направлением в оперативном искусстве.

Наиболее напряженная борьба за господство в воздухе развернулась в Курской битве. К началу немецкого наступления на Курском выступе советское командование создало мощную авиационную группировку, оснащенную на 70% современными самолетами Ла-5, Як-9, двухместными Ил-2, пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Здесь было сосредоточено 35% боевых самолетов действующей армии, что обеспечило общее соотношение 1,5:1 в нашу пользу. Мы имели и качественное превосходство над противником. Такой перевес в силах позволял завоевать (тактическое) господство в воздухе в определенном районе. Кроме того, в тылу по решению Ставки ВГК сосредотачивались крупные авиационные резервы, что имело стратегическое значение. Таким образом, уже сам состав советской авиационной группировки указывал на замысел советского командования на решительное контрнаступление.

Для ослабления авиационной группировки противника в подготовительный период Ставка ВГК провела две воздушные операции силами семи объединений ВВС фронтов по уничтожению авиации на аэродромах. При этом управление ими было жестко централизовано в полосе действия 1200 км по фронту и 200 км в глубину. Наиболее эффективная и поучительная воздушная операция была проведена накануне Курской битвы с 6 по 8 мая 1943 года. В результате операции были созданы первоначальные условия для завоевания стратегического господства в воздухе, которое удерживалось до конца войны и имело важное историческое и стратегическое значение в ходе коренного перелома в войне. В ходе операций было уничтожено 750 самолетов, что составило 25% авиации противника на советско-германском фронте.

Борьба за господство в воздухе, начавшаяся при подготовке к оборонительному периоду Курской битвы, приобрела ожесточенный характер с началом наступления фашистских войск. Так, например, 5 июля в полосе Центрального фронта над полем боя одновременно находилось до 300 немецких бомбардировщиков и до 100 истребителей. В течение этого дня в воздушных боях советские летчики сбили 260 самолетов и уничтожили на аэродромах 60 самолетов. Особенностью этого периода Курской битвы для советских ВВС выражалась в том, что борьба за господство в воздухе велась преимущественно в интересах сухопутных войск и согласовывалась с ними по месту времени и задачам. Борьба за господство в воздухе велась в основном во время прикрытия своих войск методом непрерывного патрулирования и сопровождения.

Проанализировав недостатки в организации боевых действий, командующие воздушными армиями изменили формы и способы борьбы за господство в воздухе. Так, уже с 7 июля наши истребители стали осуществлять патрулирование в одной зоне несколькими группами по 4-6 самолетов в каждой, эшелонируясь по высоте. Для усиления патрульных групп применялся способ вызова дежурных сил с аэродрома. В боевые порядки ударной авиации стали включать группы патрульного сопровождения, что привело к снижению потерь в 4 раза. Командиры истребительных авиационных соединений выезжали на передовые пункты управления, откуда непосредственно по радио управляли подчиненными частями. Для своевременного обнаружения самолетов противника и их перехвата до линии фронта применялись самолеты-разведчики в зонах на вероятных направлениях полета противника. В результате принятых мер, наша авиация к середине июля добилась тактического господства в воздухе , а с 18 июля, на обоих направлениях советская авиация завоевала оперативное господство в воздухе.

Успех борьбы за господство в воздухе в Курской битве определялся решениями Ставки ВГК по усилению группировки воздушных армий фронтов за счет авиационных дивизий и корпусов РВГК. На 1 июля 1943 года имелись 18 авиационных корпусов РВГК. Успех боевых действий определялся и условиями базирования нашей авиации. Был предусмотрен аэродромный маневр на случай отхода наших войск, а также при переходе в контрнаступление. Были построены 154 аэродрома, что обеспечивало рассредоточенное базирование. Кроме того, имелось 50 ложных аэродромов.

Завоевание советской авиацией господство в воздухе не позволило противнику выполнить поставленные задачи. Ослабление первоначальной группировки авиации противника на 77%, в результате чего создались благоприятные условия для перехода наших войск в решительное наступление.

В ходе контрнаступления борьба за господство в воздухе вступила в новую фазу. Для этого были привлечены дополнительные силы 1ВА,5ВА и 15 ВА, основные силы авиации дальнего действия, соединения и части восемнадцати авиационных корпусов РВГК, а также часть сил истребительной авиации ПВО. Авиационная группировка советской авиации насчитывала 5 тыс. самолетов, Группировка противника насчитывала около 2,2 тыс. самолетов.

В ходе боевых действий за период контрнаступления наша авиация выполнила 90 тыс. самолетовылетов. Основной формой борьбы были воздушные бои и сражения.

В ходе оборонительной и контрнаступательной операций на Курской дуге советские ВВС уничтожили 3700 самолетов противника.
Борьба за господство в воздухе, продолжавшаяся почти полтора месяца, увенчалась разгромом основных сил ВВС Германии и завоеванием стратегического господства в воздухе. Немецкий генерал Курт Типпельскирх в книге «История второй мировой войны» напишет: «С 1943 г. уже никакими способами невозможно было ликвидировать безраздельное господство авиации противника в воздушном пространстве над районами боевых действий».

Курская битва завершилась разгромом основных сил ВВС Германии, завоеванием стратегического господства в воздухе, которое удерживалось до конца войны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск