«Утверждаю»
Заведующая МДОУ№92 Пронина Г.М.
«Принято»
на заседании Совета педагогов
От «__» _________20__г протокол №__.
ОСНОВНАЯ
ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МДОУ№92
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обязательная часть
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
1.3.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»
1.3.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье»
1.3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»
1.3.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»
1.3.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»
1.3.6. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»
1.3.7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»
1.3.8. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»
1.3.9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»
1.3.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка»
1.4. Содержание коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
1. Пояснительная записка.
1.1Общие сведения
Полное наименование ДОУ в соответствии с лицензией
- муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 92 -детский сад комбинированного вида.
Юридический адрес: 300012, Россия, г. Тула, Городской переулок, дом 31 .
Телефон -24-15-50
Учредитель: Администрация г. Тулы в лице Управления образования.
Регистрационное свидетельство № 313 от 28 мая 1997г., выдано Комитетом образования администрации г.Тулы
Лицензия: серия Г -465512 №0415/01840 от 22.06.05. срок действия до 22 июня 2014 года
Режим работы МДОУ с 7.00 до 19.00 при пятидневной рабочей неделе с выходными днями в субботу и воскресенье.
Детский контингент: 6 групповое МДОУ с коррекционными речевыми группами и экологизацией воспитательного процесса.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) муниципального дошкольного образовательного учреждения № 92 – детского сада комбинированного вида разработана в соответствии с
ФЗ «Об образовании»
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.08 № 666
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.10 №91 и Изменениями № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10, утверждёнными постановлением от 20.12.10 № 164
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 23.11.09 № 65
Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса для детей от 2 лет до 7 лет, обеспечивающих достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и является программным документом.
Программа основывается на положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования
Программа
- направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;
- предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
- направлена на взаимодействие с семьей. Содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направления развития: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Приоритетными направлениями деятельности ДОУ в соответствии с Уставом и лицензией являются:
познавательно-речевое развитие (речевое развитие ребёнка);
коррекционно-развивающая работа (коррекция речи).
Художественно-эстетическое развитие
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.2011г. Комплексная программа прошла экспертизу федерального уровня и рекомендована Министерством образования РФ. В программе «От рождения до школы» отражено содержание образования детей раннего и дошкольного возрастов (от рождения до 7 лет), задающее основы и обеспечивающее полноценное, разностороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогащение детского развития и взаимосвязь всех его сторон.
Приоритет познавательно-речевого развития детей достигается за счет использования рабочей программы «Если хочешь быть здоров»Г.С.Боровской.
Коррекция речевых нарушений осуществляется в соответствии с «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с4 до 7 лет) Нищевой Н.В.
ДОУ осуществляет оказание бесплатных дополнительных образовательных услуг по художественно-эстетическому, познавательному-речевому направлению в соответствии с рабочими программами кружков.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
МБДОУ № 92 – детский сад комбинированного вида. Всего в МБДОУ воспитывается 110 детей. Общее количество групп – 6 . Из них 4 группы – общеразвивающей направленности, 2 –компенсирующей направленности. В компенсирующих группах воспитываются 27 детей с ОНР .
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин :
-
группа
| Возраст детей
| 1 младшая
| 2-3года
| 2 младшая
| 3-4года
| разновозрастная
| 4-6лет
| подготовительная
| 6-7лет
| Средняя компенсирующая
| 4-5лет
| Старшая компенсирующая
| 5-6лет
| Комплектование групп осуществляется детьми по возрастному и смешанно-возрастному принципу.
Организация детской жизнедеятельности осуществляется с учетом возраста .
Исходя из вышеизложенного, детский сад ставит следующие цели и задачи:
Цель программы – осуществление разностороннего гармоничного развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности; всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе и обеспечение готовности к обучению в школе.
Задачи Программы:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной жизнедеятельности;
обеспечение обогащенного физического, личностного и интеллектуального развития, формирование базисных основ личности;
воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных способностей;
создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей;
осуществление коррекции в личностном развитии через организацию детской деятельности с учетом потребностей и интересов самого ребенка.
1.3.Приоритетные направления деятельности МДОУ по
реализации Программы:
повышение качества образования дошкольников и совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГТ;
совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих недостатки в развитии речи;
обогащение среды развития ребёнка по приоритетным направлениям воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ (познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие);
развитие системы взаимодействия с МОУСОШ № 54 в соответствии с ФГТ и ФГОС;
создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
совершенствование мотивационного обеспечения инновационной деятельности в ДОУ;
повышение эффективности использования ресурсов ДОУ.
Вместе с тем следует отметить особенности организации воспитательно-образовательного процесса:
МДОУ №92 работает в условиях полного дня (12-часового пребывания воспитанников);
соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20%.
Группы функционируют в режиме 5-дневной недели.
1.4Особенности осуществления образовательного процесса
(национально-культурные, демографические, климатические и др.)
При реализации Программы принимаются во внимание особенности региона, где находится ДОУ.
а) климатические особенности региона
При проектировании содержания Программы учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Тульская область, - средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы с необходимостью учитываются при составлении перспективно-тематического годового плана психолого-педагогической работы в ДОУ.
На занятиях по познанию окружающего мира, приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России); на занятиях по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения; на занятиях по развитию двигательно-экспрессивных способностей и навыков эти образы передаются через движение.
б) социокультурное окружение
Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых.
Недостаточно высокий уровень доходов населения и ограниченные возможности финансирования системы общественного дошкольного образования вносит свои коррективы в организацию развивающей предметно-пространственной среды (многие игровые дидактические пособия изготавливаются самостоятельно силами педагогов ДОУ и родителей из имеющихся в их распоряжении подручных материалов).
в) национально-культурный состав воспитанников ДОУ
При организации образовательного процесса в ДОУ с необходимостью учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями. (Даже несмотря на то, что процент детей, не относящихся к русскому этносу, среди воспитанников ДОУ, в общем количестве детей, невелик).
Вместе с тем, в образовательном процессе ДОУ используется краеведческий материал, разработанный педагогами ДОУ.
1.5. Принципы и подходы к формированию программы.
Основная общеобразовательная программа МДОУ №92 соответствует:
принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному “минимуму”);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение образовательного процесса осуществлено на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. |