Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 130.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.03.2014
Размер130.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Попова Раиса Семеновна,

заместитель директора по научно-методической работе,

учитель математики.
Проектирование развивающего пространства

в школе «Эврика-Развитие»

Сегодня мы вступили в быстро изменяющийся, перестраивающийся мир, мир новых технологий, который диктует новое содержание образования.

Каким должно становиться содержание школьного образования? Как будет обеспечиваться в школе согласованность процессов обучения и взросления?

«… Дети вырастают, но не взрослеют, накапливают запас знаний, умений, навыков, но не могут применить их в новой, нестандартной ситуации…»

Как выстроить в школе обучение, чтобы выпускники в большей степени становились готовыми к самостоятельной жизни, к принятию ответственных решений?

Экспериментальный проект нашей школы представляет собой один из вариантов моделей Школы взросления в условиях небольшого промышленного города и значительной географической отдаленности от Центров развивающего обучения. Коллектив школы работает над выстраиванием образовательного пространства как пространства развития, где развитие понимается как процесс взросления, а взросление, в свою очередь, – как становление учащегося – субъекта деятельности, формирование его самости – способности к самообразованию, самоопределению, самореализации.

Что сделано коллективом школы? Апробирована модель организации учебного пространства как части образовательного пространства. Проектирование опиралось на особое видение системы школьной жизни – систему двухлетних учебных периодов, предложенную научным консультантом экспериментальной работы школы А.М. Ароновым, профессором Красноярского Государственного Университета. Линия взросления задается за счет эволюции содержания и форм обучения в двухгодичных учебных периодах. Динамика учебно-образовательного пространства обеспечивается системой особых внеурочных форм учебной деятельности.

Проект 2000 года «Структура учебно-образовательного пространства»

Возрастное пространство

1 – 2 классы

3 – 5 классы

6 – 7 классы

8 – 9 классы

У


Освоение пространства класса

У

НЗ

ПК
Освоение пространства параллели

У

СК

ПК

Ф

Освоение пространства школы

У

ПМ

ОП
Освоение пространства города, региона


Основной формой обучения в каждом цикле является урок. В первом цикле урок основная и единственная форма обучения. Во втором цикле введены две внеурочные формы: «Нестандартные задачи» и «Педагогический клуб». В данном клубе ученики начинают осваивать и оформлять учебный опыт. Обе формы предполагают обеспечение возможности повторного старта учащихся в своем развитии, возможности поднять свой статус, так как в этом возрасте появляется потребность в самооценке и способность к ней.

В третьем цикле (6 – 7 классы) учебно-образовательное пространство усложняется такими структурными элементами как сопровождающий курс, предметные факультативы и предметные клубы. Главная задача этого цикла – инициация творчества учащихся, написания творческих работ по предмету.

В четвертом цикле организуются предметные мастерские и специальный курс «Образовательный проект». К завершению цикла учащиеся самоопределяются по своему дальнейшему образованию.

Какие положительные результаты достигнуты в ходе реализации проекта?

  • Выстроено целостное учебно-образовательное пространство, где учителя осваивают и организуют такие формы работы с учащимися, которые поддерживают, развивают у них творческий и познавательный интерес, позволяют учащимся употреблять способности, сформированные в начальной школе. Система особых внеурочных форм учебной деятельности способствует становлению учащегося, формированию его самости – способности к самообразованию, самоопределению, самореализации.

  • Таким образом, частично решены проблемы преемственности в обучении, трудности переходов между ступенями обучения. Внеурочный полюс учебно-образовательного пространства в отношении к урочному выступает как своеобразный амортизатор перехода из младшей школы, где обучение ведется по системе развивающего обучения в основную и старшую школу, где предметное обучение не обеспечивается по данной технологии.

  • Школа и содержательно, и организационно почти готова к реализации идеи внешней социальной оценки образовательной деятельности, развивающих эффектов. В самой модели организации учебно-образовательного пространства со структурными элементами в виде двухгодичных циклов заложен механизм «передачи» детей, границы циклов четко обозначены, фиксируются образовательными событиями: после I цикла – общественный смотр «Праздник умений», после II – общественный смотр «Праздник знаний», после III – защита рефератов, творческих работ, после IV – защита образовательного проекта. Во внешней оценке учебных достижений учащихся, результативности деятельности учителей участвуют представители школьной и родительской общественности.

  • Участие в реализации проекта школы требует изменения деятельности самого учителя. В результате вовлечения большей части учителей в разработническую деятельность (что являлось одной из задач управления экспериментом на I этапе) разработаны, апробированы минипроекты и программы. Есть учителя – субъекты своей учебно-профессиональной деятельности, стремящиеся и способные к самообразованию, самоизменению, самореализации в профессиональной деятельности. Есть тенденция перехода учителей из воспроизводящего уровня деятельности в разработнический и методический.

  • Наблюдается некоторая активность родителей. Есть родители, принимающие активное и систематическое участие в школьных делах, и родители, понимающие, поддерживающие образовательные инициативы педагогического коллектива, т.к. экспериментальный проект школы представлен учащимся и их родителям.

  • Нельзя не отметить детей (первых выпускников и их родителей), которые через развивающее обучение, создали первый небольшой коллектив учителей-единомышленников, с которых все начиналось.

  • Главным результатом является реализация самого проекта, всех спроектированных этапов эксперимента: конкретизация проекта, обеспечение проведения педагогического эксперимента, доработки и оформление варианта модели школы развивающего обучения, возможного в наших условиях.

Таким образом обеспечен переход от классов РО на новую модель организации целостного пространства развития в школе.

Теоретические основания проектирования такого образовательного пространства изложены в статье «Образовательное пространство как пространство развития» И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина.

Проект пространства развития (взросления) исходит из ситуации исторического кризиса детства. Современный кризис детства – это кризис того детства, в котором освоение культурных норм совпадало со взрослением. Основной разрыв современного детства – это расхождение требований образовательной системы и требований системы взросления (становления самостоятельности и ответственности).

Именно это противоречие должно быть объективировано в проекте, должны быть противопоставлены вневозрастные и возрастные формы развития.

Несомненно, обучение и воспитание – это единый процесс. Образовательное пространство школы должно быть организовано как единая развивающая среда.

Конструктивными принципами построения такого пространства являются поляризация и пограничность.

Полюсами образовательного пространства являются возрастное и невозрастное пространства.

Возрастное пространство организуется как «Школа взросления». Необходимым условием задания линии взросления является строгая временная последовательность различных деятельностей. Достаточными условиями являются четкая выраженность различий содержаний деятельностей, переходов от одной к другой и, тем самым, невозможность их плавного перетекания. В «Школе взросления» ступени обучения представлены как процесс субъектности – самостоятельности и ответственности учебной работы. Взросление проектируется через последовательное освоение содержания обучения: от учебной деятельности в младшей школе до учебно-продуктивной в старшей школе. Кроме этого, линия взросления специально задается эволюцией форм организации деятельности учащихся.

Возрастное пространство авторами проекта названо полюсом самоизменения. В нем предметом работы школьника являются границы совершенства его действий. Переход и преодоление, связанные с объективацией границы умения, знания, понимания и продуцирования, акцентируются на этом полюсе. Здесь целью является учебность, которая по мысли Д.Б. Эльконина сводится к самоизменению действующего человека. На полюсе самоизменения создаются условия для осознания целей, возможностей, способов самореализации учащегося и формируются особые рефлексивные действия – учебные действия.

Невозрастной полюс образовательного пространства – это полюс продуктивности. На этом полюсе учащиеся в той или иной степени участвуют в жизни школы, взрослого сообщества. В этом невозрастном пространстве ступени самостоятельности и ответственности социально не нормируются. Здесь отмечаются и оцениваются либо продуктивность и достижение в какой-либо деятельности, либо сопричастность и общность группы людей. Невозрастной полюс не содержит никаких социально и предметно выраженных возрастных различений и регламентаций. В нем совместная деятельность взрослых и детей, соседних возрастов должна выступить со стороны причастности и продуктивности. В этом общем пространстве создаются условия для удовлетворения потребностей саморазвития школьника.

Целостность пространства, границу между его полюсами может удерживать определенный коллектив взрослых, создающий особый уклад школьной жизни, где стиль и методы педагогических действий адекватны целям, задачам школы.

На основании основных принципов спроектирована структура образовательного пространства школы. В проекте конкретизированы структурные элементы школьного пространства развития (Приложение).

В возрастном пространстве вводятся специальные сопровождающие курсы с 1 по 11 классы с целью обеспечения условий для осознания учеником целей и возможностей своего развития.

0 – 1 Введение в школьную жизнь.

2 – 3 Мир человека. Мир фантазии.

4 – 5 Мир логики. Уроки «Гости».

6 – 7 Сделай себя сам. Научи себя учиться. Уроки-парки.

8 – 9 Основы проектно-исследовательской деятельности. Лаборатории.

10 – 11 Основы общей психологии «Реализуй себя».

Система учебных периодов задает динамику системы особых учебных форм, динамику содержательных позиций: «Я – ученик», «Я – умеющий», «Я – знающий», «Я – автор», «Кто я?», «Я – выпускник» и динамику развития учебных отношений, учебного диалога. От цикла к циклу происходит освоение детьми разных пространств: класса, параллели, школы, города…

Изменение субъектности – самостоятельности, инициативности, ответственности учебной работы проектируется через освоение различных содержаний деятельности и эволюцию форм организации урочной, внеурочной учебной деятельности в двухгодичных циклах (от кружков «Нестандартные задачи» до предметных мастерских, образовательных проектов, спецкурсов). Особо следует отметить форму организации обучения как разновозрастное сотрудничество подростков и младших школьников. Учителями апробирована и осваивается организация разновозрастного сотрудничества в урочном и внеурочном пространствах. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным средством для повышения мотивации к учению, формирования учебной самостоятельности, развития способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. И главное, способствует утверждению в собственной позиции учащегося. По завершению оформляются переходы в форме праздника, значимого события в конце возрастных циклов. Например: в 1 классе «Класс, I класс!», в 9 классе «Защита ОП».

Внеурочная деятельность проектируется в возрастном, невозрастном пространствах как пространство возможных проб своих умений, знаний, способностей, поиск своего места в общем деле. В кружках, клубах, студиях есть и одно- и разновозрастные группы, которые являются естественными и никак извне не регламентируются. Например, первоклассник не сможет играть в баскетбол или волейбол, но сможет успешно заниматься в театральной студии, отлично рисовать.

Фактически в каждом виде деятельности может участвовать ребенок почти каждого возраста и при этом вносить в него свою лепту по своим возможностям. Полнота задания линии взросления требует проектирования и особых межвозрастных форм деятельности и пространств «встречи разных возрастов». Замечательным условием является то, что школа имеет возможность проводить общешкольные мероприятия, где могут быть представлены, предъявлены все возрастные группы. Например, День рождения школы, Дни творчества и др. Для младших школьников старшеклассники представляют некоторый «образ взрослости».

Целостность образовательного пространства удерживается за счет уклада школьной жизни, единых принципов, методов педагогических воздействий в учебном и воспитательном процессе.

Социализация учащихся условно нормируется от освоения статуса ученика до обеспечения выхода с творческой работой на внешкольный уровень, сетевые проекты, такие как Интернет-олимпиады по языкам, по начальным классам, e-mail проекты, целевые подпрограммы «Экологическое образование», «Языковой центр».

Из основных направлений реализации проекта обеспечение линии социализации и практики можно привести на примере проведения Городской Олимпиады «Эврика». Практика, причастность к общему школьному делу обеспечиваются через участие школьников в подготовке и проведении Олимпиады.

Младшие школьники участвуют в художественно-эстетическом оформлении школы, торжественного открытия и закрытия Олимпиады, 5 – 6 классы участвуют в предметных состязаниях, учащиеся Основной школы – в подготовке, организации и проведении Олимпиады, старшеклассники работают в качестве организаторов в аудиториях, в детском жюри. Завершается это событие подведением итогов организации и проведения олимпиады на общешкольной линейке. Участвуя в подготовке и проведении интеллектуального конкурса, учащиеся пробуют себя в новых формах деятельности, взаимодействия с учителями и другими взрослыми.

В разновозрастном пространстве общей деятельности учащимися приобретается опыт создания замыслов, участия в их реализации. Овладение знаниями, умениями не мотивируется применением их в будущей жизни, становится актуальным сегодня.

Проведение олимпиады на городском уровне относим к социально-значимым результатам реализации проекта школы.

Положительными эффектами реализации проекта школы считаем успешную адаптацию выпускников в ВУЗах, в социуме, успешность в учебе и работе.

Наряду с достигнутыми результатами, в ходе реализации проекта школы возникли трудности и проблемы. Какие трудности решаются на сегодняшний день:

  1. Коррекция и доработка апробированной модели школы РО с учетом изменений в системе образования.

  2. Научно-методическое сопровождение параллельных образовательных процессов в режиме функционирования и эксперимента на разных уровнях педагогической деятельности в условиях ограниченности временных ресурсов, сегодняшних перемен в образовательной политике.

  3. «Встраивание» в проектируемое сетевое взаимодействие школ района по профильному обучению старшеклассников.

  4. Создание психолого-педагогических условий повышения мотивации педагогических работников для обеспечения перехода от качественного воспроизводства на методический, исследовательский, разработнический уровни педагогической деятельности.

Что на сегодня остается на уровне проблемы?

  1. Экспертиза научным руководителем деятельности школы по реализации проекта. Внешняя экспертиза деятельности школы проводилась через защиту проекта на конкурсе РЭП. Но необходимо обеспечение научного консультирования, анализа и коррекции модели школы, новых проектов (подпроектов), в том числе управленческих, исследовательских.

Необходимы семинары, консультации, экспертная оценка деятельности коллектива на месте, т.е. в школе. Суть проблемы в финансовой поддержке образовательных инициатив школы.

  1. Необеспеченность психологом, когда психологическое сопровождение образовательного процесса в школе, работающей по экспериментальному проекту, просто необходимо.

Как решался вопрос? В разные годы ситуация складывалась по-разному. В школе имеется ставка психолога, всего проработало 4 психолога. В последнее время обращаемся за помощью в ЦД и К г. Мирного, в основном в проведении диагностик учащихся, а также привлекаем психологов-совместителей.

  1. Проблема подбора и переподготовки педагогических кадров, связанная и с нехваткой кадров, и с ограничением финансирования курсовой подготовки учителей по развивающему обучению системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова с выездом на место обучения.

Ситуация находилась и находится под постоянным контролем администрации школы. Всего по развивающему обучению прошли курсовую подготовку педагогов, из них 4 проходили курсы и по управленческим проблемам.

Анализ ситуации ухода педагогов, прошедших курсовую подготовку по РО:



В последнее время вопрос обучения учителей решается по 4 формам:

    • очные курсы (проезд за счет учителей) – 3;

    • дистантное обучение (по физике в Центре «РО») – 1;

    • внутришкольные семинары по РО;

    • самообразование (в основном продолжают те, кто уже обучался на курсах).



Для решения двух последних из названных проблем, кроме имеющихся форм обучения предполагаем проработать вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе, учительской компетентности, как умения занимать разные позиции (тьютора, руководителя, исследовательских работ учащихся, руководителя проекта, координатора деятельности коллег в области коллег в области ИКТ и др.).

  1. Сохранение здоровья и профилактика профессионального «сгорания» педагогов в ситуации возрастающего объема работы в связи с включением в экспериментальные проекты, выходом на разработнический уровень при сохранении (зачастую при увеличении) педагогической нагрузки.

Необходимо разработать целевой подпроект в рамках Программы развития образования, т.к. на уровне одной школы проблема не разрешится.

  1. Необеспеченность специалистами по воспитательной работе. Сложно обеспечивается единство процессов обучения и воспитания в рамках экспериментальной работы.

  2. Тенденция роста среднего возраста педагогов. Когда начинали эксперимент, в школе средний возраст педагогов был – 31 год. Это логично, в инновации, эксперименты включаются в основном молодые учителя, которые утверждаются в своей профессиональной деятельности. Сегодня средний возраст педагогов – 45 лет. Это проблема ближайшего будущего школы. Почему не готовим учителей из числа выпускников? Сегодня в школе работают 2 выпускника, которые пока не имеют образования, учатся заочно. Вырастить специалистов для своей школы является проблемой.

Первые выпускники успешно работают в других сферах. Эти 3 выпуска сделаны в 1999 – 2001 годы, выпускники четко самоопределились по будущим профессиям, по своей жизненной траектории. Некоторые из них продолжают обучение, получают второе профессиональное образование, двое обучаются в аспирантуре.

Сегодня школы возможно выделят похожие проблемы. И это позволит нам объективировать их для решения на разных уровнях системы образования. В идеальном варианте вместе с проектом деятельности школы надо бы проектировать и проблемы, и шаги их решения.

Мы считаем, что проект организации единого развивающего пространства школы возможно апробировать в образовательных учреждениях, работающих по личностно-ориентированным технологиям. Наш опыт может быть интересен для небольших школ.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск