Скачать 130.77 Kb.
|
Попова Раиса Семеновна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель математики. Проектирование развивающего пространства в школе «Эврика-Развитие» Сегодня мы вступили в быстро изменяющийся, перестраивающийся мир, мир новых технологий, который диктует новое содержание образования. Каким должно становиться содержание школьного образования? Как будет обеспечиваться в школе согласованность процессов обучения и взросления? «… Дети вырастают, но не взрослеют, накапливают запас знаний, умений, навыков, но не могут применить их в новой, нестандартной ситуации…» Как выстроить в школе обучение, чтобы выпускники в большей степени становились готовыми к самостоятельной жизни, к принятию ответственных решений? Экспериментальный проект нашей школы представляет собой один из вариантов моделей Школы взросления в условиях небольшого промышленного города и значительной географической отдаленности от Центров развивающего обучения. Коллектив школы работает над выстраиванием образовательного пространства как пространства развития, где развитие понимается как процесс взросления, а взросление, в свою очередь, – как становление учащегося – субъекта деятельности, формирование его самости – способности к самообразованию, самоопределению, самореализации. Что сделано коллективом школы? Апробирована модель организации учебного пространства как части образовательного пространства. Проектирование опиралось на особое видение системы школьной жизни – систему двухлетних учебных периодов, предложенную научным консультантом экспериментальной работы школы А.М. Ароновым, профессором Красноярского Государственного Университета. Линия взросления задается за счет эволюции содержания и форм обучения в двухгодичных учебных периодах. Динамика учебно-образовательного пространства обеспечивается системой особых внеурочных форм учебной деятельности. Проект 2000 года «Структура учебно-образовательного пространства»
Основной формой обучения в каждом цикле является урок. В первом цикле урок основная и единственная форма обучения. Во втором цикле введены две внеурочные формы: «Нестандартные задачи» и «Педагогический клуб». В данном клубе ученики начинают осваивать и оформлять учебный опыт. Обе формы предполагают обеспечение возможности повторного старта учащихся в своем развитии, возможности поднять свой статус, так как в этом возрасте появляется потребность в самооценке и способность к ней. В третьем цикле (6 – 7 классы) учебно-образовательное пространство усложняется такими структурными элементами как сопровождающий курс, предметные факультативы и предметные клубы. Главная задача этого цикла – инициация творчества учащихся, написания творческих работ по предмету. В четвертом цикле организуются предметные мастерские и специальный курс «Образовательный проект». К завершению цикла учащиеся самоопределяются по своему дальнейшему образованию. Какие положительные результаты достигнуты в ходе реализации проекта?
Таким образом обеспечен переход от классов РО на новую модель организации целостного пространства развития в школе. Теоретические основания проектирования такого образовательного пространства изложены в статье «Образовательное пространство как пространство развития» И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина. Проект пространства развития (взросления) исходит из ситуации исторического кризиса детства. Современный кризис детства – это кризис того детства, в котором освоение культурных норм совпадало со взрослением. Основной разрыв современного детства – это расхождение требований образовательной системы и требований системы взросления (становления самостоятельности и ответственности). Именно это противоречие должно быть объективировано в проекте, должны быть противопоставлены вневозрастные и возрастные формы развития. Несомненно, обучение и воспитание – это единый процесс. Образовательное пространство школы должно быть организовано как единая развивающая среда. Конструктивными принципами построения такого пространства являются поляризация и пограничность. Полюсами образовательного пространства являются возрастное и невозрастное пространства. Возрастное пространство организуется как «Школа взросления». Необходимым условием задания линии взросления является строгая временная последовательность различных деятельностей. Достаточными условиями являются четкая выраженность различий содержаний деятельностей, переходов от одной к другой и, тем самым, невозможность их плавного перетекания. В «Школе взросления» ступени обучения представлены как процесс субъектности – самостоятельности и ответственности учебной работы. Взросление проектируется через последовательное освоение содержания обучения: от учебной деятельности в младшей школе до учебно-продуктивной в старшей школе. Кроме этого, линия взросления специально задается эволюцией форм организации деятельности учащихся. Возрастное пространство авторами проекта названо полюсом самоизменения. В нем предметом работы школьника являются границы совершенства его действий. Переход и преодоление, связанные с объективацией границы умения, знания, понимания и продуцирования, акцентируются на этом полюсе. Здесь целью является учебность, которая по мысли Д.Б. Эльконина сводится к самоизменению действующего человека. На полюсе самоизменения создаются условия для осознания целей, возможностей, способов самореализации учащегося и формируются особые рефлексивные действия – учебные действия. Невозрастной полюс образовательного пространства – это полюс продуктивности. На этом полюсе учащиеся в той или иной степени участвуют в жизни школы, взрослого сообщества. В этом невозрастном пространстве ступени самостоятельности и ответственности социально не нормируются. Здесь отмечаются и оцениваются либо продуктивность и достижение в какой-либо деятельности, либо сопричастность и общность группы людей. Невозрастной полюс не содержит никаких социально и предметно выраженных возрастных различений и регламентаций. В нем совместная деятельность взрослых и детей, соседних возрастов должна выступить со стороны причастности и продуктивности. В этом общем пространстве создаются условия для удовлетворения потребностей саморазвития школьника. Целостность пространства, границу между его полюсами может удерживать определенный коллектив взрослых, создающий особый уклад школьной жизни, где стиль и методы педагогических действий адекватны целям, задачам школы. На основании основных принципов спроектирована структура образовательного пространства школы. В проекте конкретизированы структурные элементы школьного пространства развития (Приложение). В возрастном пространстве вводятся специальные сопровождающие курсы с 1 по 11 классы с целью обеспечения условий для осознания учеником целей и возможностей своего развития. 0 – 1 Введение в школьную жизнь. 2 – 3 Мир человека. Мир фантазии. 4 – 5 Мир логики. Уроки «Гости». 6 – 7 Сделай себя сам. Научи себя учиться. Уроки-парки. 8 – 9 Основы проектно-исследовательской деятельности. Лаборатории. 10 – 11 Основы общей психологии «Реализуй себя». Система учебных периодов задает динамику системы особых учебных форм, динамику содержательных позиций: «Я – ученик», «Я – умеющий», «Я – знающий», «Я – автор», «Кто я?», «Я – выпускник» и динамику развития учебных отношений, учебного диалога. От цикла к циклу происходит освоение детьми разных пространств: класса, параллели, школы, города… Изменение субъектности – самостоятельности, инициативности, ответственности учебной работы проектируется через освоение различных содержаний деятельности и эволюцию форм организации урочной, внеурочной учебной деятельности в двухгодичных циклах (от кружков «Нестандартные задачи» до предметных мастерских, образовательных проектов, спецкурсов). Особо следует отметить форму организации обучения как разновозрастное сотрудничество подростков и младших школьников. Учителями апробирована и осваивается организация разновозрастного сотрудничества в урочном и внеурочном пространствах. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным средством для повышения мотивации к учению, формирования учебной самостоятельности, развития способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. И главное, способствует утверждению в собственной позиции учащегося. По завершению оформляются переходы в форме праздника, значимого события в конце возрастных циклов. Например: в 1 классе «Класс, I класс!», в 9 классе «Защита ОП». Внеурочная деятельность проектируется в возрастном, невозрастном пространствах как пространство возможных проб своих умений, знаний, способностей, поиск своего места в общем деле. В кружках, клубах, студиях есть и одно- и разновозрастные группы, которые являются естественными и никак извне не регламентируются. Например, первоклассник не сможет играть в баскетбол или волейбол, но сможет успешно заниматься в театральной студии, отлично рисовать. Фактически в каждом виде деятельности может участвовать ребенок почти каждого возраста и при этом вносить в него свою лепту по своим возможностям. Полнота задания линии взросления требует проектирования и особых межвозрастных форм деятельности и пространств «встречи разных возрастов». Замечательным условием является то, что школа имеет возможность проводить общешкольные мероприятия, где могут быть представлены, предъявлены все возрастные группы. Например, День рождения школы, Дни творчества и др. Для младших школьников старшеклассники представляют некоторый «образ взрослости». Целостность образовательного пространства удерживается за счет уклада школьной жизни, единых принципов, методов педагогических воздействий в учебном и воспитательном процессе. Социализация учащихся условно нормируется от освоения статуса ученика до обеспечения выхода с творческой работой на внешкольный уровень, сетевые проекты, такие как Интернет-олимпиады по языкам, по начальным классам, e-mail проекты, целевые подпрограммы «Экологическое образование», «Языковой центр». Из основных направлений реализации проекта обеспечение линии социализации и практики можно привести на примере проведения Городской Олимпиады «Эврика». Практика, причастность к общему школьному делу обеспечиваются через участие школьников в подготовке и проведении Олимпиады. Младшие школьники участвуют в художественно-эстетическом оформлении школы, торжественного открытия и закрытия Олимпиады, 5 – 6 классы участвуют в предметных состязаниях, учащиеся Основной школы – в подготовке, организации и проведении Олимпиады, старшеклассники работают в качестве организаторов в аудиториях, в детском жюри. Завершается это событие подведением итогов организации и проведения олимпиады на общешкольной линейке. Участвуя в подготовке и проведении интеллектуального конкурса, учащиеся пробуют себя в новых формах деятельности, взаимодействия с учителями и другими взрослыми. В разновозрастном пространстве общей деятельности учащимися приобретается опыт создания замыслов, участия в их реализации. Овладение знаниями, умениями не мотивируется применением их в будущей жизни, становится актуальным сегодня. Проведение олимпиады на городском уровне относим к социально-значимым результатам реализации проекта школы. Положительными эффектами реализации проекта школы считаем успешную адаптацию выпускников в ВУЗах, в социуме, успешность в учебе и работе. Наряду с достигнутыми результатами, в ходе реализации проекта школы возникли трудности и проблемы. Какие трудности решаются на сегодняшний день:
Что на сегодня остается на уровне проблемы?
Необходимы семинары, консультации, экспертная оценка деятельности коллектива на месте, т.е. в школе. Суть проблемы в финансовой поддержке образовательных инициатив школы.
Как решался вопрос? В разные годы ситуация складывалась по-разному. В школе имеется ставка психолога, всего проработало 4 психолога. В последнее время обращаемся за помощью в ЦД и К г. Мирного, в основном в проведении диагностик учащихся, а также привлекаем психологов-совместителей.
Ситуация находилась и находится под постоянным контролем администрации школы. Всего по развивающему обучению прошли курсовую подготовку педагогов, из них 4 проходили курсы и по управленческим проблемам. Анализ ситуации ухода педагогов, прошедших курсовую подготовку по РО: В последнее время вопрос обучения учителей решается по 4 формам:
Для решения двух последних из названных проблем, кроме имеющихся форм обучения предполагаем проработать вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе, учительской компетентности, как умения занимать разные позиции (тьютора, руководителя, исследовательских работ учащихся, руководителя проекта, координатора деятельности коллег в области коллег в области ИКТ и др.).
Необходимо разработать целевой подпроект в рамках Программы развития образования, т.к. на уровне одной школы проблема не разрешится.
Первые выпускники успешно работают в других сферах. Эти 3 выпуска сделаны в 1999 – 2001 годы, выпускники четко самоопределились по будущим профессиям, по своей жизненной траектории. Некоторые из них продолжают обучение, получают второе профессиональное образование, двое обучаются в аспирантуре. Сегодня школы возможно выделят похожие проблемы. И это позволит нам объективировать их для решения на разных уровнях системы образования. В идеальном варианте вместе с проектом деятельности школы надо бы проектировать и проблемы, и шаги их решения. Мы считаем, что проект организации единого развивающего пространства школы возможно апробировать в образовательных учреждениях, работающих по личностно-ориентированным технологиям. Наш опыт может быть интересен для небольших школ. |