Скачать 50.36 Kb.
|
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА Анализ урока – разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; для методической подготовки студентов; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке. Анализ урока, проведенного учителем, самим студентом или его товарищами по группе, должен включать в себя следующие отправные положения. 1. Школа, класс, предмет, фамилия учителя. 2. Тема урока, образовательно-воспитательные задачи урока, обоснование избранной учителем последовательности изложения, соответствие применявшихся на уроке пособий характеру поставленной задачи, правильность организации ученического коллектива на достижение поставленной цели. 3. Организационное начало урока: а) готовность учителя к уроку (наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, оборудования и т. п.); б) подготовленность учащихся к уроку (дежурные, наличие у учащихся необходимых тетрадей, учебников, пособий, письменных принадлежностей, чертежных инструментов и пр.); в) подготовленность классного помещения к уроку (чистота, классная доска, мел и т.п.). 4. Организационная структура урока: а) четкость всей структуры урока и законченность отдельных его этапов; б) соответствие структуры урока содержанию учебного материала, последовательность, взаимосвязь и соотношение частей темы урока; в) насыщенность урока и темп его проведения; г) контакт учителя с классом; д) активность учащихся во время урока. 5. Анализ содержания учебного материала урока: а) научность изложения материала; б) соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету; в) соотношение практического и теоретического материала; г) систематичность изложения; д) вопросы историзма и выявление роли отечественных и зарубежных ученых; ж) связь с жизнью и практикой. 6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку и их выполнение: а) цель урока и соответствие плана (конспекта) урока поставленной цели; б) соответствие применяемых методов поставленной цели; в) соблюдение единства процессов обучения и воспитания; г) выделение главного, основного, подведение итогов; д) многообразие методов, характер их сочетания, педагогическая обоснованность их выбора; е) усвоение материала на уроке; ж) техническое оборудование урока; з) подбор упражнений по нарастающей степени трудности; и) использование учителем наглядных пособий на уроке; к) учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, специфических особенностей данного коллектива; приемы воспитания интереса к математике; л) связь работы на уроке с внеклассной и внешкольной работой учащихся; м) выявление внутрипредметных связей, межпредметных связей в учебном материале; н) моменты урока, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, формированию их мировоззрения; о) учет знаний учащихся. 7. Деятельность учителя: а) поведение учителя на уроке (контакт учителя с классом, эрудиция, авторитет учителя, речь учителя, педагогический такт); б) изложение учителем новых знаний; в) организация закрепления нового материала; г) организация самостоятельной работы учащихся; д) проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся; е) вопросы учителя и требования к ответам учащихся; ж) внимание учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала; з) работа учителя со слабоуспевающими; и) руководство познавательной и практической деятельностью учащихся; к) порядок и дисциплина во время урока, эффективность методов, с помощью которых учитель поддерживает рабочее настроение в классе; л) использование учителем на уроке новейших достижений в области преподавания математики, опыта лучших учителей; м) использование учителем технических средств на уроке. 8. Деятельность учащихся на уроке: а) подготовка рабочего места; б) поведение учащихся на уроке (дисциплина, прилежание, речь, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой); в) сосредоточенность и устойчивость внимания на всех этапах работы в классе; г) степень и характер участия в работе на уроке коллектива в целом и отдельных учащихся; д) взаимоотношения учителя и учащихся на уроке; е) самостоятельная работа учащихся; ж) знание учащимися теории, вычислительная культура, сознательность усвоения учебного материала, сообразительность, пространственные представления, умение обосновать мысль, развитие учащихся, грамотность. 9. Общая оценка урока: а) выполнение плана урока; б) достижение цели урока; в) выполнение задач урока; г) особенное, интересное и поучительное на уроке; д) что произвело на уроке особенно сильное впечатление; е) какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему. 10. Выводы. Примерная схема анализа прослушанного урока (дополнения) 1. Тема урока. Цель урока. Соответствие содержания урока поставленной цели. 2. Организация урока. Подготовка учителя и учащихся к уроку. Четкость структуры и ее соответствие содержанию урока. Последовательность, взаимосвязь частей темы урока. Оформление записей на доске (четкость записей, рациональность расположения, каллиграфия и т.д.). 3. Содержание и методика проверки знаний, умений, навыков учащихся. Цель, место проверки, методы проверки. Система вопросов учителя (четкость, конкретность, дается ли время для продумывания, ставятся ли вопросы на сообразительность и т.д.).Качество ответов. Активность учащихся. Оценка ответов учащихся. 4. Содержание и методика изучения новых знаний. Объем нового материала, научность, методы изложения, наличие поисковых ситуаций, проблемных вопросов, занимательность, эмоциональность, логичность, образность, доступность изложения, связь с жизнью. Учет возрастных особенностей учащихся. 5. Содержание и методика закрепления изученного материала: методы и приемы, проверка знаний слабых учащихся. Домашнее задание. 6. Активизация учащихся на уроке. Приемы и методы активизации. Умение стимулировать работу учащихся, поддерживать интерес и внимание. Использование наглядности и ТСО. 7. Подведение итогов урока. Объем домашнего задания, пояснения к выполнению, мотивировка оценок 8. Поведение учащихся на уроке (дисциплина, активность, внимание и т.д.). Доступен ли материал учащимся? Что затрудняет, причины затруднений? 9. Характеристика учителя. Знание материала и методики его преподавания, поведение учителя (спокойное, уверенное и т.д.), речь (выразительность, дикция, образность, культура речи, эмоциональность и т.д.), педагогический такт, характер взаимоотношений с учащимися. 10. Выводы. Достиг ли урок цели? Качество урока. Положительные стороны урока. Что могло быть иначе по содержанию и организации? Личное отношение к посещенному уроку. Аргументированность выводов по уроку. |