Скачать 66.32 Kb.
|
Умение избежать конфликта. А.Н.Топорина Педагог-психолог ГОУ специальной общеобразовательной школы №8 « Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать» ГенриТэйлор В течение учебного дня педагог включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: чаще проводит уроки, останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, реже просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, когда им требуется находчивость педагога, его поддержка, заинтересованность, просто участие с целью налаживания личностного контакта. В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние педагога и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации. Результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые педагогу практически невозможно, если нет личностного контакта с классом. Я была классным руководителем коррекционного класса, в котором вела уроки психологии. Алёша Веселов, ученик из моего класса, перестал выполнять практические задания, нарушал дисциплину, двойки стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. Я для него как будто не существовала, хотя с моей стороны не было ни эмоциональных срывов, ни упрёков. Я была в растерянности, хотела помочь. Но не хватало знаний, опыта. Коллеги утешали в том, что он неисправим и с этим надо смириться. Я не соглашалась. Пригласила маму в школу, рассказала о поведении подростка, подчёркивая его положительные качества и попросила помочь наладить с ним отношения. Оказалось, что в многодетной семье немало обязанностей приходится выполнять Алёше, т.к. он старший. Отец мальчика стал пить, потеряв работу и скандалить, поэтому дети с матерью часто не ночуют дома. Алёша по характеру ранимый, заботливый очень переживал за близких ему людей и ещё не хотел, чтобы обо всём узнали друзья.Узнав об этом, я изменила отношение к воспитаннику: интересовалась его успехами в учёбе, домашними делами и отношениями с родителями, малыми братьями и сестрами, не забывала поддержать и похвалить за его заботу о близких, предсказывала ему хорошее будущее, благодаря его сильному характеру, неравнодушию, желанию уберечь младших от негативных действий отца. С отцом беседовала дома, т.к. он наотрез отказался идти в школу. О мальчике говорила больше положительного, о том, что Алёша добрый, ранимый, обидчивый и незащищённый, оттого агрессивный и непослушный. И только отец может его защитить и спасти, вернуть счастливое детство. Подростку же объяснила причину подобного поведения отца, сказала о том, что он нуждается в его поддержке. Алёша почувствовал, что я не безразлична к его судьбе, и постепенно выправил поведение и учебу. Для себя сделала вывод: какими бы не были родители, для детей любого возраста – это их семья и незаменимое место их проживания. И ещё, для налаживания контакта с подростком, следует в первую очередь ознакомиться с историей его семьи. Жаль, что мы иногда видим только срыв в поведении ученика и некогда нам выяснять его причину. Бывает такое, что при разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной обидой на учеников. У педагога тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, воспитателем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Бывает и так, когда конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление педагога утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Ученику, особенно нашему ученику с девиантным поведением трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п. Правильно реагируя на поведение ребенка, педагог, классный воспитатель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны педагога, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников. В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: “Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива” Конфликты по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Приведем типичный пример. На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди. Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели. Такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем и приводит к ситуации, когда работа учителя действительно зависит от “милости” ученика. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности. В работе с учениками учитель не всегда уверен, что урок пройдет по плану, он готов к неожиданностям в поведении учеников, но заметим, что эти “неожиданности” не отличаются оригинальностью: в нашей выборке часто повторяются однотипные ситуации. Обидно, что по причине таких ситуаций, переходящих в конфликты, теряется немалое количество времени, снижается деловой настрой учеников, ухудшается здоровье учителя. Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо: - уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними, используя разнообразные формы взаимодействия; —изучить именно более «трудных» учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания; — не наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету. - вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. . На уроке при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему “два”. На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему “двойку”. Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу. Анализ ситуации: На первом уроке ученик молчал, и учителю было необходимо после урока разобраться в причине этого и устранить назревающий конфликт. На следующем уроке молчание ученика уже было проявлением протеста. Ученик, испытав нажим со стороны учителя, проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм). В своих действиях учительница допустила очень серьезные педагогические ошибки: не разобралась в причине отказа отвечать, не увидела в ученике “человека”. На следующий день учительница показала свое недоброжелательное отношение к ученику и тем углубила конфликт, не учтя особенностей возраста и проявив субъективизм по отношению к ученику. Ученик расценил позицию учителя в отношении себя как несправедливую, и нормальные педагогические отношения были нарушены по вине учителя. Конечно, следовало выяснить причину неподготовленности: ведь по другим предметам ученик хорошо учился. Его опрос на следующем же уроке был грубейшим нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяжным, эмоционально напряженным. каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на её участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из неё с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации. При разговоре с детьми педагогу надо чётко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к подростку речи, при ком сказать и зачем сказать. Но к сожалению диалог педагога с подростками иногда ведётся на командно-административном уровне и содержании. Набор стереотипных выражений, упрёков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение к старшему школьному возрасту многими учениками вырабатывается и переходит в ответный стиль общения по отношению к взрослым. |