Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 66.32 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер66.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Умение избежать конфликта.

А.Н.Топорина
Педагог-психолог
ГОУ специальной общеобразовательной школы №8


« Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать»
ГенриТэйлор

В течение учебного дня педагог включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: чаще проводит уроки, останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, реже просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, когда им требуется находчивость педагога, его поддержка, заинтересованность, просто участие с целью налаживания личностного контакта.
В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние педагога и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации.
Результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые педагогу практически невозможно, если нет личностного контакта с классом.

Я была классным руководителем коррекционного класса, в котором вела уроки психологии. Алёша Веселов, ученик из моего класса, перестал выполнять практические задания, нарушал дисциплину, двойки стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. Я для него как будто не существовала, хотя с моей стороны не было ни эмоциональных срывов, ни упрёков. Я была в растерянности, хотела помочь. Но не хватало знаний, опыта. Коллеги утешали в том, что он неисправим и с этим надо смириться. Я не соглашалась.
Пригласила маму в школу, рассказала о поведении подростка, подчёркивая его положительные качества и попросила помочь наладить с ним отношения. Оказалось, что в многодетной семье немало обязанностей приходится выполнять Алёше, т.к. он старший. Отец мальчика стал пить, потеряв работу и скандалить, поэтому дети с матерью часто не ночуют дома. Алёша по характеру ранимый, заботливый очень переживал за близких ему людей и ещё не хотел, чтобы обо всём узнали друзья.Узнав об этом, я изменила отношение к воспитаннику: интересовалась его успехами в учёбе, домашними делами и отношениями с родителями, малыми братьями и сестрами, не забывала поддержать и похвалить за его заботу о близких, предсказывала ему хорошее будущее, благодаря его сильному характеру, неравнодушию, желанию уберечь младших от негативных действий отца. С отцом беседовала дома, т.к. он наотрез отказался идти в школу. О мальчике говорила больше положительного, о том, что Алёша добрый, ранимый, обидчивый и незащищённый, оттого агрессивный и непослушный. И только отец может его защитить и спасти, вернуть счастливое детство. Подростку же объяснила причину подобного поведения отца, сказала о том, что он нуждается в его поддержке. Алёша почувствовал, что я не безразлична к его судьбе, и постепенно выправил поведение и учебу. Для себя сделала вывод: какими бы не были родители, для детей любого возраста – это их семья и незаменимое место их проживания. И ещё, для налаживания контакта с подростком, следует в первую очередь ознакомиться с историей его семьи.
Жаль, что мы иногда видим только срыв в поведении ученика и некогда нам выяснять его причину.

Бывает такое, что при разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной обидой на учеников. У педагога тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, воспитателем, как изменится его отношение к себе и взрослым.
Бывает и так, когда конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление педагога утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Ученику, особенно нашему ученику с девиантным поведением трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.
Правильно реагируя на поведение ребенка, педагог, классный воспитатель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны педагога, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников.
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: “Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива” Конфликты по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Приведем типичный пример.

На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.
Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.
Такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем и приводит к ситуации, когда работа учителя действительно зависит от “милости” ученика.
Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы.
В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности.
В работе с учениками учитель не всегда уверен, что урок пройдет по плану, он готов к неожиданностям в поведении учеников, но заметим, что эти “неожиданности” не отличаются оригинальностью: в нашей выборке часто повторяются однотипные ситуации. Обидно, что по причине таких ситуаций, переходящих в конфликты, теряется немалое количество времени, снижается деловой настрой учеников, ухудшается здоровье учителя.
Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо:
- уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними, используя разнообразные формы взаимодействия;
—изучить именно более «трудных» учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;
— не наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.
- вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками.

.

На уроке при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему “два”. На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему “двойку”. Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.

Анализ ситуации:

На первом уроке ученик молчал, и учителю было необходимо после урока разобраться в причине этого и устранить назревающий конфликт.

На следующем уроке молчание ученика уже было проявлением протеста. Ученик, испытав нажим со стороны учителя, проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм). В своих действиях учительница допустила очень серьезные педагогические ошибки: не разобралась в причине отказа отвечать, не увидела в ученике “человека”. На следующий день учительница показала свое недоброжелательное отношение к ученику и тем углубила конфликт, не учтя особенностей возраста и проявив субъективизм по отношению к ученику. Ученик расценил позицию учителя в отношении себя как несправедливую, и нормальные педагогические отношения были нарушены по вине учителя.

Конечно, следовало выяснить причину неподготовленности: ведь по другим предметам ученик хорошо учился. Его опрос на следующем же уроке был грубейшим нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяжным, эмоционально напряженным.
каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на её участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из неё с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.
При разговоре с детьми педагогу надо чётко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к подростку речи, при ком сказать и зачем сказать.
Но к сожалению диалог педагога с подростками иногда ведётся на командно-административном уровне и содержании. Набор стереотипных выражений, упрёков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение к старшему школьному возрасту многими учениками вырабатывается и переходит в ответный стиль общения по отношению к взрослым.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск