Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»
Краснова Т.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Методическое пособие для студентов специальности 050303 «Иностранный язык»
Санкт-Петербург 2009
Методическое пособие посвящено формам и методам организации учебного процесса с использованием традиционных и современных технологий.
Пособие позволяет преподавателям познакомиться с теоретическими основами организации учебной деятельности.
Примеры занятий представленные в пособие позволяют, используя чужой опыт разработать аналогичные уроки с использованием различных форм и методов обучения.
Методическое пособие обсуждено на заседании методической комиссии и одобрено методическим советом Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики «Александровский лицей» (протокол № 2 от 11.11.2009).
Пояснительная записка Методическое пособие «Организация современного урока» посвящено описанию форм и методов организации учебного процесса, предназначено для студентов специальности 050303 «Иностранный язык».
В методическом пособии собрана и сконцентрирована информация о структуре и форме урока, методах организации учебно-познавательной деятельности, о планировании и организации самостоятельной работы студентов.
Цель данного пособия привести к единому пониманию педагогическую терминологию и способствовать методически обоснованной организации урока, пониманию использования тех или иных форм и методов более правильной с методической точки зрения подготовки учебных занятий.
В пособии приведена схема поурочного плана учебного занятия, примеры разработок, как традиционного урока, так и уроков нетрадиционных. Предствлен глоссарий, где дается перечень основных педагогических терминов и комментарии к ним.
ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка 3
ОГЛАВЛЕНИЕ 4
1.1. Структура урока 7
1.2. Практическое занятие 10
2.1. Формы организации учебной деятельности учащихся 15
2.2. Методы обучения 16
2.2.1. Методы организации учебно-познавательной деятельности 16
2.2.2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности 24
2.2.3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности 29
4.1. Общие положения 33
4.2. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы 34
4.3. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов 35
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика требует применения на рынке труда работников, обладающих профессиональными компетенциями и высокой мобильностью, что влечет за собой качественную подготовку выпускников профессиональных образовательных учреждений.
В связи с этим возрастают требования к организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий, способствующих достижению основных учебных целей.
Педагогическая технология включает систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Основные педагогические технологии, используемые преподавателями колледжа:
традиционное обучение;
игровое обучение;
проблемное обучение;
программированное обучение;
активное обучение;
компьютерные технологии обучения;
метод проектов и пр.
У каждого преподавателя колледжа за многие годы практики накоплен собственный опыт преподавания и выработан свой стиль взаимодействия со студентами. В соответствии с меняющимися запросами общества изменяются цели и стиль обучения.
Качество обучения в настоящее время обеспечивается не столько усвоением студентами определенной суммы знаний, сколько умением приобретать новые умения и навыки и применять их для решения конкретных производственных задач.
На качество обучения влияют ряд факторов, которые только в совокупности дают основание говорить о качестве обучения:
организация и структурирование содержания обучения;
используемые методы, организационные формы обучения;
информационно-образовательная среда;
средства обучения;
использование информационных и коммуникационных технологий;
профессионализм преподавателя.
Обеспечить качественную подготовку современных специалистов может не просто преподаватель, а преподаватель – исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Профессионализм преподавателя напрямую влияет на способы обучения, определяет выбор форм и методов обучения.
ГЛАВА 1. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
|