Скачать 28.62 Kb.
|
Урок истории в 7 классе по теме «Превращение России в великую державу». В качестве элемента содержания выбрана Северная война, поскольку в 7 классе на изучение темы отводится 2 часа, в качестве разработки предлагается заключительный урок по теме. Урок рассчитан на работу со всеми категориями обучающихся. Цели: определить причины победы русских войск под Полтавой; определить причины и значение Прутского похода и Гангутского сражения; выявить последствия заключения Ништадского мира; определить, стала ли Россия при Петре I великой державой; дать нравственную оценку Северной войне с позиции человека XXI века. 1. На первом этапе урока обучающиеся знакомятся с двумя видами источников: Разговор Карла XII со своим генералом Гилленкроком перед вторжением в Россию: «Гилленкрок: Неприятель употребит, вероятно, все средства, чтобы воспрепятствовать нашему походу. Карл XII: неприятель не может остановить нас. Гилленкрок: Когда неприятель увидит, что не может остановить движение нашей армии, он начнёт жечь на своей земле. Карл XII: Если он не выжжет своей земли, я сожгу её. Гилленкрок: Со временем, ваше величество, вы убедитесь, как опасно углубляться в неприятельскую землю, не имея прочных связей с отечеством. Карл XII: Мы должны отважиться на это, пока нам благоприятствует удача. Тут нет никакой опасности. Будьте покойны!» Вопрос к документу: На что надеялся Карл XII, затевая поход в глубь России? Какими причинами он должен был объяснить своё поражение? (ответы обучающихся) Слова Петра после первых побед в Прибалтике в 1701 году: «Мы дошли до того, что шведов побеждать можем пока - сражаясь двое против одного, но скоро начнём побеждать их равным числом». Слова Петра за праздничным столом после Полтавской победы: «Пётр: Тост за здоровье наших учителей в военном деле! Пленный шведский фельдмаршал Реншильд: Кто же эти учителя? Пётр: Вы, господа шведы». Вопрос к документу: Какими причинами можно объяснить победу русских под Полтавой, если исходить из высказываний Петра? (ответы обучающихся) Далее ставится проблемный вопрос, над которым будет идти работа на всём уроке: Перелом в ходе Северной войны – это «несчастливое для шведов стечение обстоятельств» или результат «прилежной учёбы России»? Обучающиеся высказывают версии и они фиксируются на доске. 2. Проверка знаний, необходимых для ответа на проблемный вопрос: - объяснить значение слов: засечные черты, янычары, великая держава; - какие задачи стояли перед Россией на трёх направлениях внешней политики в XVI – XVII веках; - назови даты, причины и участников Северной войны; - перечисли основные события военных действий с 1700 по 1708 год. 3. Изучение новой темы: А) Обучающиеся изучают первый пункт параграфа и находят ответ на вопрос: причины победы русских под Полтавой? В качестве закрепления можно предложить ОМС из ФЦИОРа http://fcior.edu.ru/card/5133/praktika-poltavskaya-bitva.html Б) Обучающиеся изучают второй пункт параграфа и находят ответ на вопрос: причины и значение Прутского похода и Гангутского сражения, в качестве альтернативы можно предложить изучение ОМС из ФЦИОРа http://fcior.edu.ru/card/14753/zavershenie-severnoy-voyny.html В качестве закрепления можно предложить ОМС из ФЦИОРа http://fcior.edu.ru/card/10533/praktika-zavershenie-severnoy-voyny.html В) Обучающиеся изучают третий пункт параграфа и находят ответ на вопрос: последствия заключения Нишдатского мира, в качестве альтернативы можно предложить изучение ОМС из ФЦИОРа http://fcior.edu.ru/card/14753/zavershenie-severnoy-voyny.html В качестве закрепления можно предложить ОМС из ФЦИОРа http://fcior.edu.ru/card/10533/praktika-zavershenie-severnoy-voyny.html После каждого ответа на вопросы по новой теме, обучающиеся пробуют ответить на проблемный вопрос и поверяют высказанные версии. Когда ответ на проблемный вопрос получен, можно предложить в качестве закрепления выполнение ОМС из ФЦИОРа http://fcior.edu.ru/card/1909/kontrol-rossiya-v-carstvovanie-petra-i.html В качестве домашнего задания обучающиеся продолжают заполнять таблицу «Территориальные приобретения Российского государства». |