Орг. Момент
Опрос и проверка домашнего задания
Закрепление
Картинки
на интер. доске
Домашнее задание
| Здравствуйте, ребята.
Открываем тетради, записываем число и пропускаем строчку для записи темы, которую мы определим с вами немного позже.
Ребята, были трудности при выполнении домашнего задания? (Нет).
Сейчас нужно, чтобы два человека у доски выполнили морфологический разбор указанных слов из домашнего упражнения (лошадей и гавань). (Два ученика работают у доски).
А пока N и N работают у доски, мы с вами вспомним от основ, каких глаголов и при помощи, каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
Кто хочет ответить?
(Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ем-(-ом-) (от глаголов 1 спряжения) и –им- (от гл.2 спряжения).
Молодец, хорошо.
А кто напомнит условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий наст.времени?
(В суфф. Страд.прич.наст.врем. –ем- и –им- пишется: 1) буква Е, если прич. Образовано от гл. 1 спряж;
2) буква И, если прич.образ. от гл. 2 спряж.)
Хорошо, спасибо.
А сейчас прокомментируем домашнее упражнение. Нужно прочитать предложение с расставленными знаками препинания и назвать виды орфограмм на месте пропусков.
1 пр. Небо украшено узорами сверкаЮщих звезд. Пропущена гл.буква в суф.действительных прич. наст.врем. Прич. сверкающих образовано от глагола сверкать 1 спряж., значит, в суфф.прич. надо писать букву Ю.
2 пр. Два подростка, невидИмые в сумерках, спутывали лошадей. Пропушена гл.буква в суфф.страд.прич. наст.врем. Причастие невидимые образовано от гл. видеть (искл) 2 спряж., значит, в суфф. этого прич. надо писать букву И.
3 пр.Густой, бурый дым выбрасываЕмый паровозом тянется над лесом. Пропущена гласная буква в суфф.страдат.прич.наст.вр. Причастие выбрасываемый образовано от гл. выбрасывать 1 спряж., значит, в суфф.этого причастия надо писать Е.
4 пр. Успокаивается море, ласкаЕмое восходящими лучами солнца. Пропущена гл.буква в суфф. Страд.прич.наст.вр. Прич.ласкаемое образовано от глагола ласкать 1 спряж., значит, в суфф. Пишется Е.
5 пр. Мы прИближаемся к молу, охраняЮщему вход в гавань от разъяренных волн. Пропущена гл.в приставке ПРИ-, значение присоединения, приближения. Пропущена гласная в суфф. действ.прич.наст.врем. Прич. охраняЮщему образ.от глаг. охранять 1 спр., значит, в суфф.надо писать Ю.
6 пр. Красиво алеет зАря, разливаясь по пенЯщейся шири окЕана. Слова зАря и окЕан нужно запомнить, т.к. это словарные слова. Пропущена гл.буква в суфф.страд.прич. наст.врем. Причастие пенящейся обр. от гл. пениться 2 спряж., значит, в суфф. надо писать Я.
Молодцы, ребята. Спасибо.
Сейчас внимательно посмотрите на доску и проверьте, правильно ли выполнен разбор? У кого по-другому?
Лошадей
Существительное, общее ГЗ – предметность (объект).
Морфологические признаки:
Лошадь (им.п., ед.ч.)
Постоянные признаки:
а)нарицат.;
б)одуш.;
в)ж.р.
г)3 скл.
3. Непостоянные признаки:
а)вин.п.
б)мн.ч
III. Синтаксическая роль –дополнение
Гавань
Сущ.; общее ГЗ – предметность.
Морф.признаки:
Гавань (им.п., ед.ч)
Постоянные признаки:
а)нариц.
б)неодуш.
в) ж.р.
г) 3 скл.
3. Непостоянные признаки:
а) вин.п.
б) ед.ч
III. Синтаксическая роль – определение?
Ребята, в таблице приведены глаголы, от которых нам нужно образовать разные разряды причастий. Давайте попробуем. Глагол
| Действительные причастия
| Страдательные причастия
| наст. время
| прош. время
| наст. время
| прош. время
| читать
|
|
|
|
| построить
|
|
|
|
| дремать
|
|
|
|
| задремать
|
|
|
|
|
понять
|
|
|
|
| Затем мы вместе с детьми выделяем у глаголов категорию вида и переходность.
Вместе с ними заполняем таблицу. Я на доске, дети в тетради.
(или лучше распечатать каждому таблицу, чтобы они в ней отмечали???)
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суфф. –ущ, -ющ, если гл. 1 спряж. И –ащ-, -ящ-, если гл. 2 спряж.
Действит. прич. прош.времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суфф. –вш- и –ш-. Суфф. – вш- присоединяется к основе, если основа оканчивается на гласную, и суфф. –ш-, если основа оканчивается на согласную.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суфф. –ем-(-ом-) (от гла.1 спряж.) и –им- (от глаг.2 спряж.). Глагол
| Действительные причастия
| Страдательные причастия
| наст. время
| прош. время
| наст. время
| прош. время
| (переходный несов. вида) читать
| читающий
| читавший
| читаемый
| читанный
| (переходный сов. вида) построить
| ----
| прочитавший
| ----
| построенный
| (непереходный несов. вида) дремать
| дремлющий
| дремавший
| ---
| ---
| (непереходный сов. вида) задремать
| ----
| задремавший
| ---
| ---
|
Понять (перех.гл., несов.вида)
|
|
|
| понятый
| Посмотрите на таблицу, у нас одна колонка осталась незаполненной. Обратите внимание, что эта же колонка является ключевой в названии нашей сегодняшней темы. Как же образуются страдательные причастия прошедшего времени? Давайте попробуем образовать?
Читанный, построенный, ---, ---, понятый.
От чего зависит образование страдат.прич.пр.вр? (От переходности-непереходности глагола и от его вида).
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суфф. –нн-. –енн- (-ённ-) и –т-.
При помощи суффикса –нн- причастия образуются только от основ глаголов на –ать (-ять). При помощи суфф. –енн- образуются причастия от глаголов на –ить и от глаголов с основой на согласный, заплесТИ – заплетенный.
А теперь давайте сформулируем с вами нашу сегодняшнюю тему урока. «Страдательные причастия прошедшего времени»
Ребята, откройте учебники и прочитайте материал под таблицей на 55й странице. Скажите, все ли мы с вами указали?
Страдательные причастия прошедшего времени от глаголов несовершенного вида возможны, но они не частотны и малоупотребительны.
Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы должны определить и назвать словосочетание со страдательным причастием прошедшего времени.
Подписанный документ ( образовано от неопред.ф.переходн.гл., СВ – подписать. При помощи суфф. –нн- от основы глагола на –ать).
Сжатый кулак (образ от неопред.ф.перех.гл., СВ – сжать. При пом. Суфф. -Т)
Разбитый стакан ( образовано от неопред.ф.переходн.гл., СВ – разбить. При помощи суфф. – т).
Брошенный котенок (образовано от неопред.ф.переходн.гл., СВ – бросить. При помощи суфф. –енн- от основы глагола на –ить).
Откушенное яблоко (образовано от неопред.ф.гл.переходн.ф.гл., СВ – откусить. При помощи суфф. – енн- от основы глагола на – ить).
Далее по очереди ребята выходят к доске, записывают слово и объясняют написание одной или двух букв –н- в словах.
КамеННый (прил.образ.при помощи суфф. –н- от существительного с основой на –н)
нефтЯНой (прил. образовано от сущ нефть + ЯН)
соломЕННый (прил.обр.от сущ.при помощи суфф.ЕНН)
ветрЕНый (искл).
Смешанный (страд.прич. пр.вр. образ.от неопред.ф.перех.гл., СВ – смешать. При помощи суфф. – НН от основы гл. на –ать.)
СтеклЯННый (искл:стеклянный, оловянный, деревянный).
ИсправлЕННый (страдат.прич.прош.вр.образ.от неопред.ф.перех.гл., СВ – исправить. При помощи суф. – енн образ. от глагола на – ить.)
ДистанциОННый (прил.образ. от сущ. При помощи суфф. ОНН).
Ребята, прочитайте текст.
«Воин-освободитель» Подвиг советских воинов, павших в борьбе с фашизмом, увековечивает грандиозный памятник, сооруженный в Берлине в 1949 году по проекту скульптора Е.В.Вучетича. Главный монумент ансамбля – величественная статуя «Воин-освободитель», олицетворяющая Советскую Армию, спасшую Европу от фашистского варварства.
Перед нами – овеянный боевой славой молодой советский солдат. Поворот головы, спокойный, устремленный вперед взгляд, широко развернутые могучие плечи, натруженные руки – все в нем создает впечатление несокрушимой воли. Правая рука воина уверенно лежит на рукоятке меча, разрубившего свастику, попранную его ногами. Другой рукой боец поддерживает маленькую девочку, доверчиво прильнувшую к его груди. Ребенок олицетворяет будущее человечества, спасенного Советской Армией от ужаса и позора фашистского рабства.
Такой памятник могли воздвигнуть только самые гуманные и миролюбивые люди.
Прочитав этот текст, какие чувства он у вас вызывает?
В тексте есть слова, которые вам непонятны?
Увековечить – сделать памятным на вечные времена.
Ансамбль – согласованность, единство частей, образующих что-либо целое.
Свастика - «卐» крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против неё. Свастика — один из самых древних и широко распространённых графических символов. Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания.
Какова основная мысль текста? (памятник увековечивает подвиг воинов, павших в борьбе с фашизмом)
Каких людей называют гуманными? (тех, кто проявляет заботу о ближнем, по-человечески относится к природе, животным, гуманный значит человеколюбивый).
Нужно подчеркнуть в тексте причастные обороты, найти страдательное причастие прошедшего времени, выписать и показать, как оно образовалось.
Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что мы с вами повторили?
Параграф 21, упражнение сто двадцать четвертое.
|