Скачать 108.67 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ «Внедрение комплекса технологий деятельностного типа в практику работы образовательного учреждения» 36 часов Людиново – 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Задача формирования УУД: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных умений, требует от педагога организации принципиально иной учебной деятельности школьников через использование технологий деятельностного типа. К сожалению, большинство педагогов испытывают трудности по использованию данных технологий в своей профессиональной деятельности. Цель программы: помочь педагогам и администрации в освоении и внедрении технологий деятельностного типа в практику работы образовательного учреждения. Успешное освоение программы позволит обучающимся эффективно решать следующие задачи:
Адресная группа программы Программа адресована педагогам и заместителям директоров общеобразовательных учреждений по учебно-воспитательной работе. Целевые группы педагогов предполагается формировать по предметным циклам: учителя начальных классов, учителя предметов естественно-математического цикла, учителя предметов гуманитарного цикла. Условия освоения программы Для успешного освоения программы обязательным условием является наличие у обучающихся опыта управленческой и педагогической деятельности в системе образования, информационных знаний по предложенным темам программы, а также готовность использовать полученные знания в своей практике. Основными формами работы с обучающимися являются: Интерактивная лекция – форма занятий, предполагающая интерактивное изложение преподавателем содержания темы программы модуля, создание условий усвоения слушателями предполагаемой информации через рефлексивные процедуры. Практическое занятие – форма, предполагающая выполнение практических заданий индивидуально или в небольших группах, направленных на освоение эффективных технологий управления инновационным процессами в общеобразовательном учреждении. Индивидуальные консультации – представляют собой внеаудиторную форму работы, включающую обсуждение проблем и заданий по теме модуля, которые вызывают трудности у слушателей, либо вызывают особый интерес. Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством наиболее опытного и знающего учителя. Программа носит практико-ориентированный характер. Структура программы Программа включает в себя шесть модулей, каждый из которых представляет собой логически завершенную часть содержания повышения квалификации и содержит комплекс взаимосвязанных учебных элементов. Представленные модули следует осваивать последовательно. Зачетная работа План – конспект урока с использованием одной из изученных технологий. Результаты обучения В результате обучения педагоги и администрация ОУ изучат эффективные технологии деятельностного типа, познакомятся с особенностями организации образовательного процесса с использованием данных технологий; будут самостоятельно моделировать уроки с использованием рассмотренных технологий; разрабатывать механизмы, обеспечивающие эффективное внедрение технологий в практику работы ОУ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ Модуль 1. Современный урок: проектирование, реализация, анализ Требования к современному уроку. Типология урока. Соотнесение целей урока и ключевых компетенций. Методы обучения. Открытый урок. Самоанализ урока. Анализ урока с позиции требований ФГОС. Литература
Модуль 2. Технологии деятельностного типа в образовательной системе «Школа 2100» Проблемно-диалогическая технология как средство формирования универсальных учебных действий. Методы постановки учебной проблемы. Специфика проблемно-диалогических методов. Взаимосвязь проблемно-диалогических методов с формами и средствами обучения. Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Этапы работы с текстом. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Правила технологии оценивания образовательных достижений. Алгоритм самооценки. Действия педагога при подготовке к урокам, на которых будет развиваться умение самооценки. Открытые уроки. Самоанализ уроков. Анализ уроков с позиции требований ФГОС. Литература 1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с. 2. Мельникова Е.Л. Проблемно_диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180. 3. Мельникова Е.Л. Технология проблемно_диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90. 4. Мельникова Е.Л. Проблемно_диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286. 5. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100») Модуль 3. Метод проектов Метод проектов в условиях модернизации образования. История метода проекта в российской и зарубежной педагогике. Типология учебных проектов. Требования к структуре организации учебной деятельности по методу проектов; этапы и стадии технологического процесса. Способы оценки результативности проектной деятельности. Особенности педагогической деятельности при использовании метода проектов. Социальное проектирование. Открытые уроки. Самоанализ уроков. Анализ уроков с позиции требований ФГОС. Литература 1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000 2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42. 3.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (работаем по новым стандартам). 4. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503. Модуль 4. Технология "Дебаты": суть и основные элементы. Формальные и неформальные дебаты. Технология "Дебаты": суть и основные элементы. Распространённые типы и форматы дебатов: неполитические дебаты, Дебаты Линкольна-Дугласа. Распространённые типы и форматы дебатов: политические дебаты как формат, рассматривающий практическое применение конкретной позиции, форматы, интегрирующие элементы политического и неполитического дебатирования. Американский и Британский парламенты: регламент, правила, роли и обязанности спикера. Дебаты Карла Поппера: регламент, правила, роли и обязанности спикеров. Открытый урок с применением технологии «дебаты». Самоанализ урока. Анализ урока с позиции требований ФГОС. Литература
//Граждановедение. Прил. к газ. ПС.-2005.-N 4.-С.2.
2005.-С.160-168.(Дебаты как форма развития общения учащихся. Предлагаются: темы дебатных игр; план-конспект урока «Дебаты» для 9-го класса школ с углубленным изучением иностранного языка).
10.Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. – М.: Русское слово - РС, 2007.-С.32-39. Модуль 5. Технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Учебные стратегии технологии. Разработка конспектов уроков усвоения новых знаний на основе технологии критического мышления средствами чтения и письма. Формы организации учебно-познавательной деятельности и их последовательность на уроке. Открытый урок с применением технологии развития критического мышления обучающихся средствами чтения и письма. Самоанализ урока. Анализ урока с позиции требований ФГОС. Литература
Модуль 6. Введение в ТРИЗ-педагогику. Принципы, функции, приёмы, алгоритмы ТРИЗ. Методика и технология создания творческого продукта на основе применения инструментов ТРИЗ. Проблемное обучение средствами изобретательских задач. Механизм введения ТРИЗ в образовательный процесс. Открытый урок. Самоанализ урока. Анализ урока с позиции требований ФГОС. Литература
|