План урока
Тема урока: Культура Новосибирска в годы Великой Отечественной
войны ( На доске )
Цели урока:
1. Изучить особенности развития культуры Новосибирска в годы
войны ( На доске )
2. Развивать навыки работы с ИКТ и с источниками различных типов.
3. Формировать региональную идентичность и гражданскую позицию,
воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал. Ход урока
Вступительное слово учителей, разъяснение порядка работы на уроке, мотивирование уч-ся. 2 минуты.
Тема сегодняшнего урока – Культура Новосибирска в годы Великой Отечественной войны. Это интегрированный урок по МХК, Истории Росии и Истории Сибири.
На предыдущем уроке вы разделились на группы, и каждая группа должна была изучить развитие одного из видов искусства в нашем городе в годы войны. Вы работали с литературой и источниками различных типов: книгами и энциклопедиями по истории города, экспонатами музейных фондов, мультимедийными и интернет ресурсами. Результаты своей учебно-исследовательской деятельности оформлены в виде презентаций. Техническая группа объединила их в одну общую с единым оформлением, и сегодня каждая группа представит свою работу.
В результате сегодняшнего урока мы с вами должны сформировать представление об особенностях развития культуры нашего города в военные годы.
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли стоки из стихов сибирского поэта Сергея Васильева «Землякам – сибирякам»:
Я вас славлю за геройство,
За уменье воевать,
За особенное свойство –
Никогда не унывать.
За обычай рвать с размаха
Вьюги огненной кольцо
И всегда глядеть без страха
Смерти бешенной в лицо! II. Представление презентации группой «Живопись», заполнение таблицы. 4 – 5 минут.
В презентации «Изобразительное искусство Новосибирска в годы Великой Отечественной войны» ребята рассказали о том, что в Новосибирск была эвакуирована Третьяковская картинная галерея, о той колоссальной работе по эвакуации и демонтажу экспозиции, которая была развернута в Третьяковке с первых недель Великой Отечественной войны.
В Новосибирске музейные фонды разместили в недостроенном здании Оперного театра, преобразовав их в филиал Государственной Третьяковской галереи. Сотрудники филиала сумели не только сохранить великие произведения искусства, но и познакомить с ними новосибирцев. Так выставка «Лучшие произведения советского изобразительного искусства» открылась в мае 1942 года в зале заседаний Новосибирского горсовета. Сибиряки увидели картины А.М. Герасимова, Б.В. Иогансона, Н.С. Самокиша. Осенью 1942 года открыли выставку «Русское реалистическое искусство ХVIII–ХХ веков»; впервые на сибирской земле были показаны произведения Верещагина «В штыки! Ура! Ура! (Атака)», Айвазовского «Синопский бой(18.11.1853)», Сурикова «Переход Суворова через Альпы», Панорама Рубо «Оборона Севастополя».
Учащиеся рассказали о Новосибирском объединении художников, выпускавших «Окна ТАСС» (Телеграфное Агентство Советского Союза) – как правило, это были сатирические плакаты.
На слайдах были представлены фотографии с сайта Государственной Третьяковской картинной галереи и из медиа-хрестоматии по истории НСО в годы Великой Отечественной войны, картины русских и советских художников, которые выставлялись в Новосибирске в военные годы.
Учащиеся этой группы сделали вывод о том, что в годы войны искусство великих российских художников и скульпторов стало доступно жителям Новосибирска и это помогало новосибирцам со всей отдачей работать для Победы.
II. Организация работы с документами № 1 и № 2. (Задания выведены на экран и озвучены учителем). 5-6 минут.
Прочитайте первый раздел документа № 1.
- Каковы, на ваш взгляд, цели лекционной работы сотрудников Третьяковской галереи в Новосибирске?
В результате обсуждения учащиеся пришли к выводу о том, что главная цель - повышение культурного уровня новосибирцев.
В документе № 2 подчеркните слова, наиболее ярко отражающие задачи художников в годы войны
Прочитайте пункт 4.
- О чем, на ваш взгляд, говорят названные в этом пункте мероприятия?
Выводы учащихся - повышение значимости деятельности художников в годы войны.
Представление презентации группой «Поэзия», заполнение таблицы. 4 – 5 минут.
Учащиеся рассказали о поэтах Новосибирска, ушедших на фронт, была приведена скорбная статистика: из пятнадцати писателей - фронтовиков вернулись домой только шестеро.
Прозвучали в рассказе ребят строки из письма погибшего осенью 1941года Евгения Березницкого и стихи Бориса Богаткова, поднявшего свой взвод в атаку собственной песней
Мы вышли из заводов,
Пришли с полей колхозных,
Новосибирской области родной.
Немало получили
Враги ударов грозных
От воинов дивизии стальной.
Все гвардеец в боях изведай:
Голод, холод, смертельный риск.
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск!
Завершилась презентация строками из стихотворения новосибирской поэтессы Елизаветы Стюарт
Ещё досталось - жизни цену Им заплатить за жизнь других, Тех, кто приходят им на смену… Живые, помните о них!
Выводы этой группы: В дни народных бед Сибирь стояла под Москвою. «Сибирская интонация» ощутима в советской поэзии военных лет. Новосибирские писатели осознавали значимость своего родного края для Победы.
IV. Организация работы с документом № 3. 2 минуты.
Прочитайте стихи Б. Богаткова и Е. Березницкого.
- Какое настроение новосибирской молодежи отражают эти стихотворения?
Выводы учащихся: патриотический подем, рост гражданского самосознания. V. Представление презентации группой «Музыка», заполнение
таблицы
Изучение источников позволило участникам этой группы понять, что музыкальная жизнь Новосибирска в годы войны не прекратилась, но стала более яркой и богатой.
С 1941 по 1944 годы в городе работал эвакуированный симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Имена главного дирижера оркестра – Е. А. Мравинского и художественного руководителя филармонии – И. И. Соллертинского выгравированы на мемориальной доске на здании ДК Октябрьской революции. Ленинградские музыканты познакомили новосибирцев с шедеврами классической музыки.
Леонид Утесов исполнял в Новосибирске эстрадные песни.
В январе 1943 года восстановлен хор радиокомитета.
В течение 1944 года создан Сибирский русский народный хор, началось формирование труппы оперного театра, вновь начал работу Оркестр русских народных инструментов.
В 1945 было открыто музыкальное училище, восстановлен симфонический оркестр радиокомитета.
Самым ярким событием музыкальной жизни города стала Новосибирская премьера Седьмой ("Ленинградской") симфонии Дмитрия Шостаковича, которая состоялась 9 июля 1942 года.
В презентацию включены портреты И. И.Соллертинского и Е. А. Мравинского, фотографии мемориальных досок, сделанных учащимися, афиши лектория по вопросам искусства за 1942 год, фотографии оркестра радиокомитета и участников радиопередачи «Огонь по врагу» (из медиа - хрестоматии).
Вывод этой группы: Великая Отечественная война вписала особую страницу в историю музыкальной культуры Новосибирска. Музыка помогала перенести тяготы войны. Благодаря ей у людей появлялась надежда на светлое и счастливое будущее.
VI. Организация работы с источником. 7- 8 минут.
Сейчас вы прослушаете фрагмент из была 7 (Ленинградская) симфонии Д. Шостаковича, на премьере которой в нашем городе присутствовал автор.
- Попытайтесь определить, какую картину рисует автор музыкальными средствами?
- Как бы вы ее озаглавили?
Выводы учащихся: музыка передает картину Нашествия и противостояния, борьбы, вера в Победу.
VII. Представление презентации группой «Театр», заполнение таблицы
Готовясь к уроку, эта группа побывала в музее Дома Актера. Экспонаты музея дали яркое представление о том, что несмотря на тяготы и ужасы войны, театральная жизнь города продолжала развиваться. Артисты делали все, чтобы поднимать дух народа.
Труппы «Красного факела» и ТЮЗа отправились в Кузбасс для поддержания людей, работающих в тылу, актёры Областного драматического театра выезжали с агитбригадой на линию фронта, а в зданиях Новосибирских театров размещались эвакуированные столичные труппы.
12 мая 1945 года оперой Михаила Глинки «Иван Сусанин» открылся Новосибирский Оперный театр, это стало праздником для всей Сибири.
Выводы группы: в годы войны продолжала развиваться культурная жизнь Новосибирска. Побывав в музее Дома актера, мы убедились в этом. Сплоченность деятелей культуры и народа стала одним из факторов ПОБЕДЫ.
VIII. Организация обсуждения вопроса.
- Почему новосибирский Оперный театр открывался именно спектаклем «Иван Сусанин»
Выводы учащихся: В спектакле шла речь о героизме и самопожертвовании русского человека ради победы над врагами Отечества.
IX Подведение итогов урока, организация обсуждения выводов.
- Итак, какие же особенности развития культуры Новосибирска в годы войны мы с вами можем выделить?
Выводы учащихся:
Эвакуация сконцентрировала в Новосибирске цвет советской культуры. В результате - интенсивность развития культуры, просветительский характер работы деятелей культуры Москвы и Ленинграда, повышение уровня, как сибирских деятелей культуры, так и уровня культуры новосибирцев в целом, превращение нашего города в один из культурных центров страны
Культура отразила патриотический подъем, рост гражданского самосознания и способствовала их формированию. X. Оценивание работы групп и рефлексия урока
Проведены учащимися письменно, в виде ответов на вопросы, включенные в таблицу. |