Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 151.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.04.2014
Размер151.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Тема урока: «Новая экономическая политика».
Цель урока: познакомить учащихся с причинами введения новой

экономической политики, её сущностью, противоречиями и

результатами, причинами свёртывания.
Оборудование урока: политическая карта страны 1920 – х годов, плакат -

таблица «Задачи, противоречия и результаты НЭПа».
Основные знания: кооперация, НЭП, концессия, продналог, мятеж, денежная

реформа.


Ход урока.


  1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

  2. Актуализация опорных знаний. (Устный опрос)




  1. Расскажите о создании Красной Армии.
  2. Какую роль в создании Красной Армии играли царские военные специалисты?

  3. Почему они перешли на сторону советской власти? Своё мнение обоснуйте.

  4. Что такое «военный коммунизм»?

  5. Охарактеризуйте основные мероприятия «военного коммунизма».

Дополнительные вопросы.


  1. Назовите основные этапы Гражданской войны.

  2. Расшифруйте аббревиатуру: СНК, ВЦИК.

  3. Назовите кризисы Временного правительства, пути выхода из них.

  4. Какое событие стоит за датой:

          • 1905, 9 января

          • 1914 – 1918гг.

          • 1906г.

          • 1905 –1907гг.

          • 1918 – 1920гг.

          • 1919 – 1921гг.



III. Изучение нового материала.
План.

  1. Экономические и социальные последствия Гражданской войны.

  2. Уроки Кронштадта.

  3. Сравнительная характеристика мероприятий «военного коммунизма» и НЭПа.

  4. НЭП: «временное отступление» или «всерьёз и надолго»?





1.Вводное слово учителя

Один из уроков Гражданский войны зак­лючался в том, что в борьбе за власть без поддержки крестьянства в России — крестьянской стране победить невозможно. Но продол­жающаяся и после разгрома главных сил белых экономическая политика «чрезвычайки» по отношению к социальному слою, со­ставляющему 85% населения, спровоцировала «Малую гражданс­кую войну». Выступления крестьян будут жестоко подавлены, но противоречия останутся. Нужно ли менять внутренний курс, в ком направлении двигаться, какие уступки можно было позволить для сохранения власти — вот задачи, которые необходимо было решать партии-победителю. Как, в каких условиях это про­ходило, как воспринималось в различных слоях населения, к каким последствиям привело, мы узнаем на уроке.


  • В Гражданскую войну Россия потеряла до 12 млн. человек.

Население Петрограда и Москвы сократилось вдвое, не меньше

половины этих потерь — рабочие.

  • В социальной структуре произошли важные изменения: не
    стало буржуазии и помещиков; 85% населения России - крестьяне

(Это около 70% состава армии в 5,5 млн. человек); до 1,4—1,7 млн.

сократилась численность рабочих. Катастрофически упало их число

хлопчатобумажной, цементной, железорудной и железоделательной

промышленности — до 14—16% от довоенного количества. Но резко

увеличился бюрократический аппарат (в 1917 г. число «управленцев» всех

уровней - 1 млн., в 1921 г. — 2,5 млн. человек).

  • Уничтожено 25% довоенного богатства страны.


Показатели

В 1921 г. по сравнению с 1913г.

Промышленное производство

Сократилось в 7 раз

Добыча угля

Сократилась более чем в 3 раза (с 29,1 млн. т. до

8,6 млн. т)

Добыча нефти

На уровне 1890 г. (с 10,2 млн. т. до 3,8 млн. т)

Выплавка чугуна

Выплавка чугуна

Сократилась в 22 раза

Производство тканей

Сократилось в 18 раз

Продукция сельского хозяйства

Сократилась на 40%

Продукция земледелия

Сократилась на 45%

Продукция животноводства


Сократилась на 33%

Посевные площади

Посевные площади

Уменьшились на 15 млн. га



Для анализа статистических данных используются познаватель­ные задания.

Задание 1


На основании данных о положении экономики в 1921 г. дайте оценку экономическим аспектам политики «военного коммунизма». Не забудь­те, что промышленность, транспорт, земля и ее недра перешли в соб­ственность государства.

Задание 2


На основании статистических данных и приведенных фактов и доку­ментов сформулируйте, в чем заключались главные проблемы в повсе­дневной жизни обыкновенного горожанина или крестьянина. Как бы вы лично попытались их решать?
Факты

В 1921 — 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной—летом 1921 г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн. человек.

В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистриро­вано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине — более 3 млн. случаев.

По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена—192 тыс. картошки — более 20 тыс. руб. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200—300 руб. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль.

Январь—февраль 1921 г. были отмечены выступлениями рабо­чих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Пет­рограде проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!»
Документы

Документ 1

Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных кур­сов РККА в Петрограде:

«3 сентября 1920 г. ...Оказывается, что декрет о повышении жало­ванья штатным преподавателям на 300% уже вышел 2 месяца назад, а мы получали все еще 5300... Приказ Реввоенсовета должен дойти до нас... Дай бог получить к новому году. А паек семейству, вероятно, совсем не дадут, по той простой причине, что не из чего... а наличны­ми — ни гроша, и кругом в долгу.

24 декабря 1920г. А положение наше, простых обывателей, все ухуд­шается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем».

Документ 2

Из частного письма:

«Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я началь­ник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов... Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали».
2.Сообщение учащегося о «Кронштадтском восстании»
В феврале—марте 1921 г. в России произошло восстание на острове Котлин, где располагалась крупнейшая база Балтийского флота — город-крепость Кронштадт. Гарнизон Кронштадта насчитывал 18 707 че­ловек, в городе проживало 30 тыс. гражданского населения. В гавани стояли линкоры «Севастополь» и «Петропавловск» и другие военные корабли.

В феврале 1921 г. команды линкоров «Севастополь» и «Петропав­ловск» приняли резолюции в поддержку выступлений рабочих Петрог­рада. Общее собрание корабельных команд 1 марта потребовало пре­доставить политические свободы (слова, печати, объединений) представителям различных социалистических партий, рабочим и крес­тьянам, освободить всех политических заключенных и арестованных в связи с рабочими и крестьянскими волнениями, провести перевыборы Советов на основе многопартийности. В области экономической кронштадтцы требовали уравнения «пайков», предоставления крестьянам права распоряжаться своей землей и результатами труда. На митинге перед матросами выступил М.И. Калинин, но его выступление не удовлетвори­ло кронштадтцев. Один из матросов заявил: «Вот наши требования: долой продразверстку, долой продотряды, даешь свободную торгов­лю, требуем свободного переизбрания Советов». Лозунг «Вся власть Советам, а не партиям!» поддержали жители Кронштадта.

2 марта матросы и горожане избрали ВРК — Временный Революци­онный Комитет во главе с матросом С. Петриченко. На следующий день советские газеты сообщили о контрреволюционном белогвардейском мятеже в Кронштадте под лозунгом «За Советы без коммунистов!» Делегации восставших, направленные для переговоров с властями, были арестованы, а позднее расстреляны. Советское руководство не только угрожало военным подавлением мятежа: 7 марта начались об­стрелы Кронштадта.

Одновременно с обострением обстановки в Кронштадте начал рабо­ту X съезд партии. Было принято решение отменить продразверстку, таким образом, большевики фактически удовлетворили одно из важней­ших требований восставших. Но отношение к кронштадтцам не измени­лось, Ленин утверждал, что они опаснее, чем «Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые». Триста делегатов съезда были отправлены на подавление мятежа. Военная операция была необычной: силами пехоты необходимо было как можно быстрее взять морскую крепость (лед таял, и остров Котлин с крепостью мог превратиться в неприступную твердыню). Штурм в ночь на 8 марта был отбит кронштадтцами. Успеха власть добилась во время второго штурма в ночь на 17 марта. Одетым в белые маскхалаты отрядам удалось незамеченными подойти к городс­ким стенам. Но только после полудня 18 марта они ворвались в город. Поздно вечером боевая задача была выполнена. М. Тухачевский, ко­мандовавший 7-й армией, штурмовавшей Кронштадт, говорил: «Я был пять лет на войне, но не могу вспомнить, чтобы когда-либо наблюдал такую кровавую резню. Это был ад. Матросы бились, как дикие звери. Откуда у них бралась сила для такой боевой ярости, не могу сказать. Каждый дом, который они занимали, приходилось брать штурмом. Целая рота боролась полный час, чтобы взять один-единственный дом, но когда его наконец брали, то оказывалось, что в доме было всего два-три солдата с одним пулеметом».

Часть восставших ушла в Финляндию и сдалась финским властям. Более 2100 взятых в плен кронштадтцев расстреляли. В лагеря отправи­ли около шести с половиной тысяч человек. Историк Ю. Щетинов так оценил главные итоги Кронштадтского восстания: освобождение эко­номики от тотального государственного регулирования, толчок к новой экономической политике — и одновременное ужесточение политичес­кого режима, укрепление диктатуры большевистской партии. В 1994 г. участники Кронштадтского восстания были реабилитированы.
На основе прослушанного выступления класс заполняет таблицу.


Основные требования восставших

Особенности выступления


Экономические: отмена продразверст­ки, право крестьян на свободное рас­поряжение землей, свобода торговли. Политические: «Вся власть Советам, а не партиям!», отмена монополии боль­шевиков на власть, введение многопар­тийности; свобода слова, печати, объе­динений; освобождение политических заключенных.


Организованное выступление. Мощная крепость, хорошо вооруженные и подго­товленные к ведению военных действий участники — представители флота, тра­диционно считавшегося опорой больше­виков. Объединение матросов и граждан­ского населения. Стремление выразить требования различных политических пар­тий и слоев населения России (часть мат­росов — новобранцы с Украины и Юга России). Восстание представляло боль­шую опасность для большевиков.



3. Учитель излагает сравнительную характеристику мероприятий

«военного коммунизма» и НЭПа. (Используется таблица на доске.)





Военный коммунизм

Новая экономическая политика

Производство

Национализация промышленнос­ти, с 11.01.1919 г. — продразвер­стка (принудительное изъятие из­лишков в индивидуальном секто­ре производства).



Допущение частного капитала в промышленности (мелкие част­ные предприятия, концессии), торговле. Разрешение аренды земли и найма рабочей силы. Замена разверстки натураль­ным налогом (с марта 1921 г.).

Обмен



С 21.11.1918 г. — организация снабжения через Наркомпрод, запрещение частной торговли. Ко­нец 1920 — начало 1921 г. — от­мена оплаты топлива, жилья и т. д.


Свобода торговли. Ликвида­ция бесплатных услуг.


Распределение и потребление

Уравнительное распределение с учетом классового принципа, на­турализация зарплат, карточная система (Петроград 1919 г. — 33 вида карточек).

Денежная оплата по труду, от­мена карточной системы. Та­рифная система оплаты труда.

Характер труда


Всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда. Труженики отчуждены от результатов труда.


Возрождение экономических стимулов к труду. Отменена трудовая повинность, созданы биржи труда.



Характер управления


Жесткая централизация, система главков в подчинении ВСНХ («главкизм»). Командные методы.


Использование экономичес­ких методов (развитие трес­тов и синдикатов, хозрасчет).


Какие социально – политические элементы соответствуют этой модели экономики?


Командная, нерыночная экономи­ка связана с жесткой диктатурой правящей партии. Огосударствле­ние многих сторон жизни обще­ства. Частная собственность лик­видирована, но фактически соз­дается система государственной эксплуатации.


Элементы смешанной эконо­мики возрождают слой соб­ственников.

Положительные стороны

Эффективна в чрезвычайных об­стоятельствах.

Создает стимулы к труду, обеспечивает экономический подъем рыночными метода­ми.


4.НЭП: «временное отступление» или «всерьёз и надолго»?

Содержание этого вопроса учитель раскрывает, организуя фрон­тальную работу класса с познавательными заданиями.

Задание 1

Проанализируйте изменения в оценках нэпа Лениным, представлен­ных в высказываниях и воспоминаниях о Ленине. Интересы каких соци­альных слоев отражала позиция: «всерьез и надолго»? Что именно в нэпе вызывало неприятие большинства партийцев, рабочих, маргинальных слоев общества?

Позиция Ленина:

  • весна 1921 г. — нэп — временный ход, вынужденное отступление,
    «экономический Брест ».

  • осень 1921 г. — нэп — это «всерьез и надолго».

  • весна 1922 г. — «Учиться торговать.», «Из России нэповской будет Россия социалистическая»."

Работа с документом

Из воспоминаний Н.В. Валентинова:

«Не могу здесь не вспомнить одну беседу с моим старым знакомым Ю.М. Стекловым, ставшим редактором «Известий ВЦИК». «Ленин, — сказал мне Стеклов, — произвел изумительный по смелости и реши­тельности поворот политики. «Научитесь торговать!» — мне казалось, что я скорее губы себе обрежу, а такого лозунга не выкину. С приняти­ем такой директивы нужно целые главы марксизма от нас отрезать. Давать руководящие принципы они уже не могут. А когда И.М. Варейкис бросил Ленину такое замечание, тот крикнул: «Пожалуйста, не обучайте меня, что взять или что откинуть от марксизма, яйца ку­рицу не учат!»

По самому своему официальному положению Стеклов должен был в газете ВЦИКа защищать прокламируемую Лениным новую эконо­мическую политику. Если он и делал это, то сопротивляясь...

Бешено идя против течения (Ленин. — Т.К.), властно, хлыстом, заставил партию принять и политику концессий, и нэп, но глубокое, непокоренное сопротивление всему этому в партии, несомненно, ос­талось... Молотов констатировал простой факт, что продолжают су­ществовать партийцы, считающие строй 1918—1920 гг. в его основе действительно коммунистическим и потому скорбящие, что от этого строя партия ушла к капитализму».

Задание 2

Определите, заинтересован ли рабочий Калинин, обратившийся с письмом к В.М. Молотову, в сохранении нэпа. Попробуйте подсчитать, правомерны ли его жалобы.

«Переходный момент превратился уже в длительное строительство, и эта длительность стала давить рабочих... ведь мне как рабочему вид­но только одно, что получаю 280 коп. в сутки: квартира стоит 10 руб­лей в месяц, освещение 3—5 рублей, ботинки в кооперативе 25— 20 рублей (и плохого качества), хлеб белый 13—11 коп. 400 гр., папиросы 20 коп. пачка, мясо 35—40 коп. и т. д. Вы скажете, что это обывательщина, мелочь, важнее есть дела... а пока вы там спорите, у меня семья может с голоду умереть. Да и сам останусь голый и боль­ной от переутомления!! Еще раз говорю, репрессий не боюсь (да, кста­ти, я не из «бузотеров» и на заводе дисциплинированный рабочий, проверьте)».

Задание 3

Почему комсомолец Запорожец, житель деревни Наумовка Конотоп-ского округа, недоволен нэпом? Что вызывало главное недовольство трудящихся?

« Мне кажется... вопросу ликвидации нэпа пора бы уделить макси­мум внимания... а главное, пора бы прекратить бессовестное надува­тельство и существование людей за счет трудовых денег рабочих и кре­стьян...»


III.Закрепление материала.
Противоречия и результаты новой экономической политики. Причины

её свёртывания.

Вопрос о причинах отказа от нэпа раскрывается в ходе эвристи­ческой беседы с классом. В тетрадях учащиеся записывают план-перечисление.
План

Основные противоречия нэпа.

  1. Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение и т. д.) вступали в противоречие с практикой нэпа (рынок и частная собствен­ность).

  2. Лозунги «Смычка города и деревни», «Подъем сельского хозяйства», т.е. провозглашение союза пролетариата с крестьян­ством, вступали в противоречие с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития
    промышленности, как второстепенная отрасль.

  3. Политическая практика РКП(б)—ВКП(б) противоречила про­возглашенному ею принципу экономического плюрализма.

  4. Нэп порождал имущественное и социальное неравенство.
    Учитель подчеркивает, что время нэпа не было бескризисным

(кризисы 1923, 1925, 1927 гг.), и возникающие экономические проблемы государство предпочитало разрешать методами принуж­дения.
Причины свертывания нэпа.

  1. Нэп рассматривался преимущественно как временная, пере­ходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказа­лись очень устойчивыми.

  2. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие эконо­мики, нэп не гарантировал бескризисного ее развития. Командные, насильственные методы решения экономических проблем приноси­ли немедленный результат и были «доступнее» руководству.

  3. Государству понадобились средства для модернизации про­мышленности.

  4. Идет создание тоталитарного государства (одна из важней­ших его составляющих — режим личной власти Сталина).

  5. В массовом сознании господствует психология «военного коммунизма».

Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927— 1928гг.
IV.Домашнее задание.

Параграф 20, выполнить тестовое задание.

В перечне декретов Советской власти выберите декреты, принятые во время проведения политики «военного коммунизма» (А) и нэпа (Б).

  1. Декрет о национализации торгового флота.

  2. Декрет о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.

  3. Декрет о национализации сахарной промышленности.

  4. Декрет о выпуске в обращение новых банкнот—червонцев.

  5. Декрет о национализации всей крупной промышленности и
    предприятий железнодорожного транспорта.

  6. Декрет о чрезвычайном единовременном налоге на имущие группы городского и сельского населения.

  7. Декрет, разрешающий частную торговлю.

  8. Декрет о разверстке хлеба и фуража.

  9. Декрет, разрешающий сдачу в аренду частным лицам государ­ственных предприятий.




  1. Декрет о частичной денационализации мелкой промышленно­сти.

  2. Декрет об отмене права частной собственности на недвижи­мость в городах.

  3. Декрет о создании комбедов.

  4. Земельный кодекс, разрешающий сдавать землю в аренду и применять наемный труд.

Восстановите правильную хронологическую последовательность
событий.

  1. Кризис хлебозаготовок.

  2. Начало Кронштадтского мятежа.

  3. Денежная реформа.
    4Х съезд РКП (б).

  4. Смерть В.И. Ленина.

Соотнесите причину и следствие.

Замена продразверстки натуральным налогом.

Развитие частной торговли.

Появление у крестьян излишков сель­скохозяйственной продукции.

Внедрение принудительных методов изъятия хлеба у крестьян.

Кризис сбыта.

Кризис хлебозаготовок.

Отказ крестьян сдавать государству продукцию по низким ценам.

Рост заинтересованности крестьян в результатах своего труда.

Кризис хлебозаготовок.

Проведение денежной реформы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск