Скачать 151.86 Kb.
|
Тема урока: «Новая экономическая политика». Цель урока: познакомить учащихся с причинами введения новой экономической политики, её сущностью, противоречиями и результатами, причинами свёртывания. Оборудование урока: политическая карта страны 1920 – х годов, плакат - таблица «Задачи, противоречия и результаты НЭПа». Основные знания: кооперация, НЭП, концессия, продналог, мятеж, денежная реформа. Ход урока.
Дополнительные вопросы.
III. Изучение нового материала. План.
1.Вводное слово учителя Один из уроков Гражданский войны заключался в том, что в борьбе за власть без поддержки крестьянства в России — крестьянской стране победить невозможно. Но продолжающаяся и после разгрома главных сил белых экономическая политика «чрезвычайки» по отношению к социальному слою, составляющему 85% населения, спровоцировала «Малую гражданскую войну». Выступления крестьян будут жестоко подавлены, но противоречия останутся. Нужно ли менять внутренний курс, в ком направлении двигаться, какие уступки можно было позволить для сохранения власти — вот задачи, которые необходимо было решать партии-победителю. Как, в каких условиях это проходило, как воспринималось в различных слоях населения, к каким последствиям привело, мы узнаем на уроке.
Население Петрограда и Москвы сократилось вдвое, не меньше половины этих потерь — рабочие.
(Это около 70% состава армии в 5,5 млн. человек); до 1,4—1,7 млн. сократилась численность рабочих. Катастрофически упало их число хлопчатобумажной, цементной, железорудной и железоделательной промышленности — до 14—16% от довоенного количества. Но резко увеличился бюрократический аппарат (в 1917 г. число «управленцев» всех уровней - 1 млн., в 1921 г. — 2,5 млн. человек).
Для анализа статистических данных используются познавательные задания. Задание 1На основании данных о положении экономики в 1921 г. дайте оценку экономическим аспектам политики «военного коммунизма». Не забудьте, что промышленность, транспорт, земля и ее недра перешли в собственность государства. Задание 2На основании статистических данных и приведенных фактов и документов сформулируйте, в чем заключались главные проблемы в повседневной жизни обыкновенного горожанина или крестьянина. Как бы вы лично попытались их решать? ФактыВ 1921 — 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной—летом 1921 г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн. человек. В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине — более 3 млн. случаев. По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена—192 тыс. картошки — более 20 тыс. руб. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200—300 руб. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль. Январь—февраль 1921 г. были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!» ДокументыДокумент 1 Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде: «3 сентября 1920 г. ...Оказывается, что декрет о повышении жалованья штатным преподавателям на 300% уже вышел 2 месяца назад, а мы получали все еще 5300... Приказ Реввоенсовета должен дойти до нас... Дай бог получить к новому году. А паек семейству, вероятно, совсем не дадут, по той простой причине, что не из чего... а наличными — ни гроша, и кругом в долгу. 24 декабря 1920г. А положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем». Документ 2 Из частного письма: «Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов... Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали». 2.Сообщение учащегося о «Кронштадтском восстании» В феврале—марте 1921 г. в России произошло восстание на острове Котлин, где располагалась крупнейшая база Балтийского флота — город-крепость Кронштадт. Гарнизон Кронштадта насчитывал 18 707 человек, в городе проживало 30 тыс. гражданского населения. В гавани стояли линкоры «Севастополь» и «Петропавловск» и другие военные корабли. В феврале 1921 г. команды линкоров «Севастополь» и «Петропавловск» приняли резолюции в поддержку выступлений рабочих Петрограда. Общее собрание корабельных команд 1 марта потребовало предоставить политические свободы (слова, печати, объединений) представителям различных социалистических партий, рабочим и крестьянам, освободить всех политических заключенных и арестованных в связи с рабочими и крестьянскими волнениями, провести перевыборы Советов на основе многопартийности. В области экономической кронштадтцы требовали уравнения «пайков», предоставления крестьянам права распоряжаться своей землей и результатами труда. На митинге перед матросами выступил М.И. Калинин, но его выступление не удовлетворило кронштадтцев. Один из матросов заявил: «Вот наши требования: долой продразверстку, долой продотряды, даешь свободную торговлю, требуем свободного переизбрания Советов». Лозунг «Вся власть Советам, а не партиям!» поддержали жители Кронштадта. 2 марта матросы и горожане избрали ВРК — Временный Революционный Комитет во главе с матросом С. Петриченко. На следующий день советские газеты сообщили о контрреволюционном белогвардейском мятеже в Кронштадте под лозунгом «За Советы без коммунистов!» Делегации восставших, направленные для переговоров с властями, были арестованы, а позднее расстреляны. Советское руководство не только угрожало военным подавлением мятежа: 7 марта начались обстрелы Кронштадта. Одновременно с обострением обстановки в Кронштадте начал работу X съезд партии. Было принято решение отменить продразверстку, таким образом, большевики фактически удовлетворили одно из важнейших требований восставших. Но отношение к кронштадтцам не изменилось, Ленин утверждал, что они опаснее, чем «Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые». Триста делегатов съезда были отправлены на подавление мятежа. Военная операция была необычной: силами пехоты необходимо было как можно быстрее взять морскую крепость (лед таял, и остров Котлин с крепостью мог превратиться в неприступную твердыню). Штурм в ночь на 8 марта был отбит кронштадтцами. Успеха власть добилась во время второго штурма в ночь на 17 марта. Одетым в белые маскхалаты отрядам удалось незамеченными подойти к городским стенам. Но только после полудня 18 марта они ворвались в город. Поздно вечером боевая задача была выполнена. М. Тухачевский, командовавший 7-й армией, штурмовавшей Кронштадт, говорил: «Я был пять лет на войне, но не могу вспомнить, чтобы когда-либо наблюдал такую кровавую резню. Это был ад. Матросы бились, как дикие звери. Откуда у них бралась сила для такой боевой ярости, не могу сказать. Каждый дом, который они занимали, приходилось брать штурмом. Целая рота боролась полный час, чтобы взять один-единственный дом, но когда его наконец брали, то оказывалось, что в доме было всего два-три солдата с одним пулеметом». Часть восставших ушла в Финляндию и сдалась финским властям. Более 2100 взятых в плен кронштадтцев расстреляли. В лагеря отправили около шести с половиной тысяч человек. Историк Ю. Щетинов так оценил главные итоги Кронштадтского восстания: освобождение экономики от тотального государственного регулирования, толчок к новой экономической политике — и одновременное ужесточение политического режима, укрепление диктатуры большевистской партии. В 1994 г. участники Кронштадтского восстания были реабилитированы. На основе прослушанного выступления класс заполняет таблицу.
3. Учитель излагает сравнительную характеристику мероприятий «военного коммунизма» и НЭПа. (Используется таблица на доске.)
4.НЭП: «временное отступление» или «всерьёз и надолго»? Содержание этого вопроса учитель раскрывает, организуя фронтальную работу класса с познавательными заданиями. Задание 1 Проанализируйте изменения в оценках нэпа Лениным, представленных в высказываниях и воспоминаниях о Ленине. Интересы каких социальных слоев отражала позиция: «всерьез и надолго»? Что именно в нэпе вызывало неприятие большинства партийцев, рабочих, маргинальных слоев общества? Позиция Ленина:
Работа с документом Из воспоминаний Н.В. Валентинова: «Не могу здесь не вспомнить одну беседу с моим старым знакомым Ю.М. Стекловым, ставшим редактором «Известий ВЦИК». «Ленин, — сказал мне Стеклов, — произвел изумительный по смелости и решительности поворот политики. «Научитесь торговать!» — мне казалось, что я скорее губы себе обрежу, а такого лозунга не выкину. С принятием такой директивы нужно целые главы марксизма от нас отрезать. Давать руководящие принципы они уже не могут. А когда И.М. Варейкис бросил Ленину такое замечание, тот крикнул: «Пожалуйста, не обучайте меня, что взять или что откинуть от марксизма, яйца курицу не учат!» По самому своему официальному положению Стеклов должен был в газете ВЦИКа защищать прокламируемую Лениным новую экономическую политику. Если он и делал это, то сопротивляясь... Бешено идя против течения (Ленин. — Т.К.), властно, хлыстом, заставил партию принять и политику концессий, и нэп, но глубокое, непокоренное сопротивление всему этому в партии, несомненно, осталось... Молотов констатировал простой факт, что продолжают существовать партийцы, считающие строй 1918—1920 гг. в его основе действительно коммунистическим и потому скорбящие, что от этого строя партия ушла к капитализму». Задание 2 Определите, заинтересован ли рабочий Калинин, обратившийся с письмом к В.М. Молотову, в сохранении нэпа. Попробуйте подсчитать, правомерны ли его жалобы. «Переходный момент превратился уже в длительное строительство, и эта длительность стала давить рабочих... ведь мне как рабочему видно только одно, что получаю 280 коп. в сутки: квартира стоит 10 рублей в месяц, освещение 3—5 рублей, ботинки в кооперативе 25— 20 рублей (и плохого качества), хлеб белый 13—11 коп. 400 гр., папиросы 20 коп. пачка, мясо 35—40 коп. и т. д. Вы скажете, что это обывательщина, мелочь, важнее есть дела... а пока вы там спорите, у меня семья может с голоду умереть. Да и сам останусь голый и больной от переутомления!! Еще раз говорю, репрессий не боюсь (да, кстати, я не из «бузотеров» и на заводе дисциплинированный рабочий, проверьте)». Задание 3 Почему комсомолец Запорожец, житель деревни Наумовка Конотоп-ского округа, недоволен нэпом? Что вызывало главное недовольство трудящихся? « Мне кажется... вопросу ликвидации нэпа пора бы уделить максимум внимания... а главное, пора бы прекратить бессовестное надувательство и существование людей за счет трудовых денег рабочих и крестьян...» III.Закрепление материала. Противоречия и результаты новой экономической политики. Причины её свёртывания. Вопрос о причинах отказа от нэпа раскрывается в ходе эвристической беседы с классом. В тетрадях учащиеся записывают план-перечисление. План Основные противоречия нэпа.
(кризисы 1923, 1925, 1927 гг.), и возникающие экономические проблемы государство предпочитало разрешать методами принуждения. Причины свертывания нэпа.
Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927— 1928гг. IV.Домашнее задание. Параграф 20, выполнить тестовое задание. В перечне декретов Советской власти выберите декреты, принятые во время проведения политики «военного коммунизма» (А) и нэпа (Б).
Восстановите правильную хронологическую последовательность событий.
Соотнесите причину и следствие.
|