Скачать 77.22 Kb.
|
Урок по русскому языку для 6 класса по теме «Указательные местоимения». Цели урока:
Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления. Повторение. На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения разрядов местоимений. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся. Урок начинается с вопроса:
Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны. Текст о весне записывается тетрадь: День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!» Задание классу:
Возможные варианты заданий:
Беседа на повторение:
Последний вопрос особенно важен, так как он личностно-значим, каждый из учеников вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы. Проверочная работа. Далее ученикам предлагается задание – заполнить квадрат, знаками указывая разряды местоимений.
Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата. Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2».
Рефлексия. Намного важнее на данном этапе самоанализ обучающимися полученных результатов по итогам проверочной работы. Возможные вопросы для рефлексии:
Введение в тему. Следующий этап урока направлен на достижение воспитательной цели урока, так как анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой: Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. Вопросы и задания для работы с текстом:
Отдыхает луг – олицетворение; Шумят деревья – олицетворение; Весело-сухие – эпитет; Ветер нежен и упруг – эпитет; Как новую – сравнение.
Вот первое открытое задание, позволяющее ученику предложить свой, непохожий на другие варианты ответ. После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь. Изучение новой темы урока. Следующий этап урока - работа по новой теме: «Указательные местоимения». Исследовательское задание классу:
Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того. После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия):
Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся: Вопросы для целеполагания:
Работа с источниками. Далее ученикам предлагается сравнить две точки зрения на указательные местоимения.
Беседа по итогам сравнения двух текстов:
Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа: Баранов Михаил Трофимович, д.п.н. Ладыженская Таиса Алексеевна, д.п.н. Бабайцева Вера Васильевна, д.ф.н. Чеснокова Лилия Дмитриевна, д.ф.н. Слова в помощь: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению Самостоятельная работа: ученикам предлагается оформить краткую запись в любой форме об указательных местоимениях, опираясь на учебник М.Т.Баранова и фрагмент из учебника Н.С.Валгиной (прил.1). После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, также предлагается вариант учителя – опорный конспект (прил.2). При завершении этого этапа урока проводится рефлексия: Вопросы для рефлексии:
Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников. Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование указательных местоимений в речи. Эвристическое задание: В начале урока мы сегодня с Вами говорили о том, что именно в этот день девушки и ребятишки начинают кликать весну, петь песни. Такие старинные обрядовые песни в старину называли веснянки или веснянки-заклички. Придумайте свою веснянку, призывающую весну, обязательно употребляя в своем тексте указательные местоимения. Альтернативное задание – упр. 437. По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка. Домашнее задание:
Итоговая рефлексия:
На протяжении урока школьникам была предоставлена возможность не просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами, в системе была организована работа по целеполаганию и рефлексии обучающихся, что способствовало осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий. |