Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.04.2014
Размер98.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Орловское спец ПУ.

Самоанализ урока производственного обучения мастера Лаптевой Марины Васильевны.

Тема урока: пикировка сеянцев томата и перца.

  1. Характеристика группы.

Урок проводился в группе плодоовощеводов (профподготовка лиц с ОВЗ). В группе - 6 обучающихся в соответствии с нормами наполняемости по Положению о специальных учебных учреждениях закрытого типа. Учащиеся обучаются в 8 и 9 классе школы училища в специальных (коррекционных) классах 8 вида. Межличностные отношения в группе ровные, нет явных лидеров и аутсайдеров. Ребята всегда ведут себя на уроках по отношению друг к другу вполне дружелюбно, стараются помогать и опекать новичков, поступивших в течение учебного года в группу (учащихся, сидевших во время проведения урока на последней парте). По своему биологическому развитию в группе можно выделить учащихся с повышенной возбудимостью нервной системы (это гипертимные подростки - Орлов Дмитрий и Безносов Евгений). Они рассажены за разные парты, чтобы в процессе выполнения практических работ было больше порядка на рабочем месте и ничего не падало на пол. По возможностям обучения условно всех учащихся группы можно подразделить на 3 группы (по классификации Воронковой В.В.). К четвертой группе этой классификации я бы не отнесла ни одного из моих воспитанников. Учащиеся Безносов Евгений и Ширяев Максим (1 парта) –наиболее «сильные» ребята, они успешно овладевают программным материалом, не испытывают больших трудностей в выполнении самостоятельных заданий, всегда четко объясняют свои действия при выполнении практических упражнений. Помощь им я оказываю лишь незначительную при выполнении сравнительно сложных работ и заданий.

Вторую группу составляют также двое учащихся (Орлов Дмитрий и Головин Алексей- 2 парта). Ребята способны понимать фронтальные объяснения мастера с практическим показом, но сделать элементарные выводы, умозаключения без моей помощи затрудняются. Работы выполняют всегда старательно, но медленнее, чем учащиеся 1 группы, могут допускать ошибки, но быстро их исправляют. У них чуть завышена самооценка, что заметно на видеофрагменте на этапе самооценивания выполненных работ.

Так получилось, что новички, пришедшие в учебную группу испытывают некоторые трудности в обучении и овладении профессиональными компетенциями. Во-первых, в силу того, что они не с самого начала учебного года изучают материал, во-вторых, потому, что по возможностям обучения относятся к третьей группе классификации Воронковой. Эти подростки нуждаются в дополнительном объяснении, индивидуальных инструктажах мастера и помощи учащихся. Темп усвоения материала и выполнения практических работ у них значительно ниже, чем у других ребят.Но, не смотря на некоторые трудности в усвоении материала, эти ребята не теряют приобретенных знаний и умений, в аналогичных ситуациях выполняют работы довольно быстро, самостоятельно.

Учащихся, относящихся к 4 группе классификации, я считаю, что у меня нет.

Подготовленность учащихся группы различная: во-первых, они обучаются в разных классах школы, во-вторых, одни уже получили навыки учебного труда в спецшколе и спецучилище (прибыли из других учебных учреждений закрытого и открытого типа), поэтому все действия выполняют быстро и организованно, другие же подростки к учебному труду не приучены, так как прогуливали школу, бродяжничали. И только с сентября, обучаясь в группе плодоовощеводов, приучаются выполнять все задания мастера, подчиняются его требованиям. Чувствуется, что ребята начинают взрослеть, повышается ответственность за результаты своего труда, они переживают о будущей жизни, понимают, что получаемая профессия может им пригодится, даже и в быту, хотя отчасти считают эту профессию, по их словам, «девчачьей». И поэтому я на уроках учебной практики стараюсь повысить мотивацию к получению профессии плодоовощевода.

Ведь рынок труда предъявляет повышенные требования к качеству профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Молодой рабочий должен обладать такими качествами, как профессиональная компетентность, профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, умение работать в трудовом коллективе.

Тема урока входит в изучение темы программы учебной практики (производственного обучения) «Выращивание рассады». На предыдущих уроках темы ребята изучили подготовку семян, проращивание и посев, после данного урока будут учиться ухаживать за распикированной рассадой.

Исходя из специфики коллектива учебной группы, я поставила на урок следующую триединую дидактическую цель:

-способствовать усвоению и закреплению теоретических знаний и формированию первоначальных умений по выполнению трудовых приемов и операций, способов деятельности, формированию профессиональных компетенций.

На урок ставились и решались на нем следующие задачи:

а) обучающая: научить пикировке сеянцев томата и перцев;

б)коррекционно- развивающая: коррегировать формиррование умения зрительно контролировать правильность и точность своих действий при пикировке рассады; коррегировать развитие памяти через неоднократное повторение, использование инструкций.

В)воспитательные: способствовать формированию чувства коллективизма, аккуратности при выполнении практических работ, самостоятельности чащихся.

в) воспитательная:  воспитание положительного интереса к изучаемому материалу, активного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры речи.

Для учащихся спецучилища очень важна мотивациогнная готовность к уроку, положительный эмоциональный настрой на урок. Поэтому я начала урок с демонстрации овощей, пестрящих яркими красками, и продукции из овощей. На улице-пасмурно, снег, настроение у ребят соответствующее. А при взгляде на на это яркое пятно из овощей, я видела, как у них загорелись глаза. Как же получить на своем огороде, даче такую полезную красоту как можно раньше? Ответом на этот вопрос я подвела ребят к определению темы урока. Вторым мотивационным моментом на уроке была демонстрация видеофрагмента, во время которой опытные специалисты поделились некоторыми секретами получения высокого, стабильного урожая. Но не назвали еще один секрет: пикировка рассады. Через постановку проблемного вопроса: «А какой еще секрет необходим для получения высокого урожая?», я подвела учащихся к формулировке темы и целей урока, которые они попытались поставить себе сами на урок. Более четко, правильно и конкретно цели были записаны на слайде презентации.

Урок мною был дан в соответствии с перспективно-тематическим планированием. Учебный материал я старалась отобрать оптимально, его содержание соответствует целевым установкам урока, программе, реальным возможностям обучающихся. На эту тему отводится всего 1 урок. Значит, за 1 урок мне предстояло научить обучающихся приемам и способам пикировки рассады томатов и перцев, довести эти навыки до уровня профессиональной компетенции. Для этого я провела этап актуализации теоретических знаний, которые очень необходимы для изучения темы урока. И уже с опорой на эти знания построила изучение нового материала. Данный этап я провела фронтально, используя репродуктивные вопросы. Для активизации процесса актуализации материала организовала деятельность учащихся по воспроизведению порядка выполнения технологических операций пикировки рассады через индивидуальную работу по карточкам. И вопросы, и техпроцесс пикировки были продублированы на слайдах. Учащиеся слушали, рассматривали иллюстрации слайдовой презентации, читали текст, осуществляли деятельность по распределению карточек на партах. Все эти задания были задуманы для того, чтобы ребята могли задействовать при их выполнении слух, зрение, движения, что хорошо как для аудиалов и визуалов, так и для кинестетиков.

Этап формирования ориентировочной основы действия начала с разбора эталонного образца распикированной рассады. Использовала при этом диалоговые формы общения, продуктивные вопросы, использовала метод проблемного изложения. При анализе возможных ошибок при пикировке рассады старалась ставить вопросы на установление причинно- следственных связей, на развитие умения видеть и контролировать, предупреждать возможные ошибки в работе.

При практическом показе мною процесса пикировки рассады, я комментировала этот процесс, обращалась с вопросами к обучающимся с целью проверки понимания ими усвоения материала.На этом этапе мною использовались межпредметные связи ( с предметами биологические основы агрономии, технология производства продукции растениеводства и др.). Считаю очень важным и всегда обращаю внимание, как и в этот раз, на показ и разъяснение различных способов контроля качества выполнения задания: визуально, тактильно.

При разборе типичных ошибок я предложила обучающимся самим отыскать способы их предупреждения и устранения.

Пробную работу было предложено выполнить одному учащемуся , остальным- наблюдать, слушать и анализировать правильность выполнения процесса пикировки.

Для закрепления материала и организации физкультпаузы я провела игровой прием «Крутой перец»: учащиеся формулировали вопросы по материалу урока и задавали их тому, кому желали. За самый лучший вопрос был определен приз- сам овощ перец. Ребята хорошо справились с этим заданием, так как приучены к подобному виду заданий на уроках производственного обучения. Я считаю, что умение формулировать и задавать вопросы-это одно из важных проявлений общих компетенций, которые мы должны формировать у будущих рабочих.

На каждом уроке отвожу время на повторение и анализ выполнения требований техники безопасности при выполнении работ. Учащиеся повторили правила безопасности с помощью приема «По- цепочке».

Для того, чтобы ребята могли планировать свою деятельность на уроке , распределять ее по времени, мною было у3становлено задание- норма на урок: распикировать каждому по 10 растений. (Весь урок идет 90 минут). Критерии оценивания работ вывешены на листочках рядом с рабочими местами учащихся, сообщены мною перед практическими работами учащихся, также имелись на протяжении всей деятельности ребят перед их глазами на слайде.

При организации самостоятельных работ учащихся их деятельность была организовано на основе дифференцированного подхода (это моя методическая тема). Двоим ребятам (наиболее сильным) сразу было предложено начать пикировку с использованием технологических карт (средняя парта). Для учащихся 3 группы (классификации Воронковой) был предложен фрагмент фильма непосредственно демонстрирующий процесс пикировки поэтапно. С учащимися на первой парте была организована работа в паре (сильный-слабый) с целью перенятия умений и отношения к работе слабого у сильного. С нормами справились все обучащиеся. После самоанализа своих работ учащимся было предложено провести самооценку работы. Для контроля самооценки учащемуся 1 группы Безносову евгению было предложено проконтролировать результаты работ товарищей и проанализировать их. Качество выполненных работ учащихся в результате оказалось очень неплохим. Даже во время процесса выполнения работ визуально было видно, с каким усердием и трудолюбием ребята трудились. Я на протяжении самостоятельных работ осу3ществляла индивидуальные инструктажи (на основе дифференциации возможностей обучающихся). Оценки за урок получили все ребята только хорошие.

В конце урока я предложила вернуться к целям , которые ставились на урок и проанализировать, достигли ли они. В основном, все ребята материал усвоили и решили, что цели урока достигнуты. И я с ними вполне согласна. Я считаю, что цель урока и мною была достигнута.

Этап рефлексии был проведен двумя приемами:

-Поднимали вверх горшочки с рассадой те ребята, которые, по их мнению, научились пикировать рассаду, и поднимали пустые горшочки те, кто считает, что у него не все быстро и качественно получилось в работе.

-Второй приём заключался в том, что я предложила учащимся наполнить пустую тарелку овощами по их выбору и сказать при этом, что нового они узнали и чему научились на занятии. Все ребята с удовольствием отвечали, что они научились пикировать, кто перцы, а кто томаты.

В конце урока я нацелила учащихся на дальнейшую работу на следующих урока, познакомила с названиями видов работ, которые они будут учиться выполнять.

Итак, я считаю, что план и содержание моего урока, его структура, методы и приемы соответствовали поставленным целям, типу, замыслу урока и возможностям моей учебной группы. На уроке можно было отследить мою работу с группой по индивидуальной методической теме (дифференцированный подход).

В ходе проведения вводного  и текущего инструктажей (актуализация опорных знаний, объяснение нового материала, усвоение первоначальных умений и навыков пикировки рассады) были  использованы следующие  методы обучения:  

- словесный (объяснение, рассуждение, беседа);

- объяснительно-иллюстративный (работа с готовыми изображениями с помощью слайдов ПК, документы письменного инструктирования, карты самоконтроля, эталонного образца);

- проблемного изложения (объяснение материала строилось на основе диалоговых форм работы с использованием проблемных вопросов);  

- метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля (при выполнении практического задания).

В ходе  урока производственного обучения прослеживались такие  основные аспекты, как связь теории с практикой и межпредметные связи.

Учебно-познавательная деятельность (способ познания) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала  на уроке имела продуктивный  характер: побуждение к активности (фронтальный опрос по пройденному материалу, индивидуальные задания по выстраиванию техпроцесса); присутствовало разнообразие видов деятельности, различные формы контроля и самоконтроля.

Я считаю, что мой урок достиг своих целей во всех их аспектах: качество знаний учащихся неплохое, умения и навыки пикировки ребята показали на хорошем уровне, работы выполнили аккуратно, быстро, в соответствии с требованиями качества. Атмосфера на уроке была рабочей, психологический настрой и обстановка для работы на уроке были мною созданы.

К недостаткам урока я бы отнесла, может быть, небольшое количество эффектных методических приемов да и слабые проявления мною эмоций, мимики, негромкий голос. Но, все же, я уверена, что внешние эффекты урока не столь важны, гораздо важнее научить ребят работать руками, головой, сделать так, чтобы умения и навыки, полученные на уроке производственного обучения (учебной практики) стали востребованны, чтобы ребята умели работать в команде, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, анализировать рабочие ситуации, осуществлять самоконтроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Мастер п/о М.В.Лаптева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск