Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 445.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации06.04.2014
Размер445.86 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3



Рабочая программа

курса «Трудовое обучение»

2 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида, раздел: «Трудовое обучение 1-4 классы» под редакцией К.Г. Коровина (Москва, «Просвещение» 2006 г.).

Особенности учащихся, для которых разрабатывается данная программа.

Данный курс разработан для обучающихся, имеющих нарушения слуха. В отличие от нормально слышащих детей слабослышащие дети из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих не могут в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружающих лишает детей возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом неконстантные (непостоянные) звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений. В зависимости от степени нарушения слуха, от педагогических условий развития ребенка, от времени возникновения слухового дефекта слабослышащие дети поступают в школу с нарушенной в различной степени речью. Специальная школа для слабослышащих детей – это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь. Почти полное отсутствие у них речи даёт отставание в развитии произвольной предметно – практической деятельности, зрительного восприятия, наглядного мышления, образной памяти; в развитии словесной речи (ограниченный словарный запас), нарушения в восприятии и воспроизведении устной речи, в усвоении

значений слов, обозначающих предметы и явления окружающего мира; имеются расстройства зрительно – двигательной координации. У детей вышеуказанной группы значительно отстает формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; бедность грамматических конструкций в используемых ими высказываниях затрудняет развитие связной речи. Трудности в усвоении знаний обусловливаются также

недоразвитием познавательных процессов, в первую очередь памяти, снижением возможностей непроизвольного запоминания в процессе обучения. Таким образом, пассивность, ограниченные представления об окружающем пространстве, бедность чувственного опыта предполагает особое построение и планирование учебного процесса с увеличением сроков обучения в начальной школе.

Основные положения. Особенности построения рабочей программы.

Программа по трудовому обучению носит практический характер, предусматривающий активное творческое участие школьников в общественно полезном труде. Младшие школьники осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них

формируются общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда), воспитывается культура труда.

Структура построения программы основана на концентрическом принципе. В программе определены разделы, которые соответствуют разным видам трудовой деятельности:

1. Технический труд.

2. Бытовой труд.

3. Основы художественной обработки различных материалов.

4. Сельскохозяйственный труд.

Содержание программы соответствует возрастным особенностям младших школьников и предполагает постепенное усложнение выполняемых работ и формирование устойчивых знаний, умений и навыков на каждом году обучения.

В разделе «Технический труд» («Обработка бумаги и картона») учащиеся знакомятся с видами картона (2 класс), свойствами бумаги (2 класс) Программой предусмотрено развитие умений и навыков при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми при обработке бумаги и картона. Это - карандаши, шаблон, гладилка, ножницы, кисть шило, иглы, линейка, угольник, цветные карандаши, краски (2 класс). Учащиеся учатся экономно расходовать материал; узнают о назначении развертки и разметки (2 класс).

В подразделе «Техническое моделирование» учащиеся получают представления о монтажных инструментах (гаечном ключе и отвертке), деталях конструктора, видах соединений (2 класс). В разделе «Бытовой труд» («Обработка ткани») учащиеся знакомятся с видами тканей (2,3классы), видами ниток (2 класс). Узнают об инструментах приспособлениях: швейные иглы, ножницы, наперсток булавки (2 класс). Учащиеся получают возможность научиться выполнять стежки и швы: «через край», «вперед иголку

с перевивом» (2 класс). Программа обеспечивает получения первоначальных навыков разметки и экономного раскроя ткани (2класс).

В подразделе «Уход за одеждой» учащиеся знакомятся с правилами пришивания вешалок, кнопок, крючков; изготовлением и пришиванием метки (2 класс), простейшего ремонта одежды (наложение заплатки – 2 класс,). В разделе «Основы художественной обработки

различных материалов» учащиеся знакомятся с природным материалом, способами его обработки, обучаются различным приемам работы с глиной, шишками, ореховой скорлупой. Со 2-го класса учащиеся узнают о некоторых способах соединения деталей из природных материалов, обучаются художественной вышивке и аппликации из ткани. Раздел «Сельскохозяйственный труд» включает в себя три подраздела: «Осенние работы», «Весенние работы», «Работа в классе». Программой предусмотрено ознакомление учащихся с ручным садовым инструментом (граблями, носилками, лопатой), приемами работы с ними. Учащиеся знакомятся с видами сезонных работ на учебно – опытном участке; сбором, посевом и уходом за семенами, посаженными растениями и всходами. В подразделе «Работа в классе» узнают о видах комнатных растений, правилами ухода, учатся выращивать их разными способами. Программой предусмотрено проведение различных опытов и наблюдений. В каждом разделе указаны обязательные для изучения правила безопасности труда и личной гигиены. Учитывая важность соблюдения детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в программе предусмотрено изготовление различных дорожных знаков, игр, макетов по правилам дорожного движения. Программа обеспечивает формирование знаний, умений и навыков по всем видам трудовой деятельности, правилам техники безопасности и личной гигиены, необходимых для овладения дальнейшим курсом по трудовому обучению в средних и старших классах.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

– приобретение навыков самообслуживания; овладение техно- логическими приёмами ручной обработки материалов;

- усвоение правил техники безопасности;

– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.

Примерная схема урока. Каждый урок начинается с наблюдения, восприятия предметов материально-культурного наследия народов, образцов будущей практической работы. Их анализ осуществляется, прежде всего, с точки зрения их конструктивных особенностей (количество деталей, их форма, вид соединения), далее – средства художественной выразительности (цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д.). Следующий шаг технологический – определение способов обработки материалов для получения планируемого результата. Размышление и рассуждение в ход анализа, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, опреде- ление последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – практическая значимость (личная или общественная), доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются зало- гом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий.

В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие

виды работ:

– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

– моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);

– решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

– простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, другие культурные традиции.

Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:

объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;

– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

– учиться планировать практическую деятельность на уроке;

– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упраж- нения для открытия нового знания и умения;

– добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир технических достижений.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит соблюдение тех-

нологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– договариваться сообща;

– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: пре- красное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

– виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

– неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);

– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать поря- док на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой верёвочки;

– реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
Коррекционная направленность курса.

Программа обеспечивает: максимальное насыщение всех этапов урока речевым общением, стимуляцию учащихся к использованию

речи; организацию речевого сопровождения всех практических действий; выполнение заданий, направленных на коррекцию

мелкой моторики и формирование ручных умений в целом; формирование житейских понятий; развитие умений ориентироваться в пространстве и времени; развитие познавательной деятельности и мыслительных операций.

Место предмета в учебном плане.

На уроки трудового обучения в 1-4 классах отводится по 2 часа в неделю, всего за год по 68 часов.

Региональный компонент представлен интегрировано в ходе изучения тем: «ПДД. Изготовление дорожных знаков», «Элементы улицы с остановкой транспорта» «Дорога и ее составные части» (игры и макеты) в подразделах: «Обработка бумаги и картона», «Техническое моделирование» (раздел «Технический труд»); в подразделах: «Осенние работы», «Весенние работы», «Работа в классе» (раздел «Сельскохозяйственный труд»); в разделе «Основы художественной обработки различных материалов» при выполнении изделий из природного материала, собранного в городе и области.

Используемые технологии, методы и формы . Используемые методы рассчитаны на полисенсорный характер восприятия учащимися учебного материала. Весь процесс обучения строится на слухозрительной основе: контроль за пониманием воспринятого, коррекция и уточнение звуко – слогового состава речи. Применяется графическая фиксация предлагаемого к усвоению материала; организованная деятельность с внешними опорами. Используется большое количество наглядных пособий с опорным языковым материалом. Организация диалога на основе изучаемой лексики.

Межпредметные связи, преемственность. Знания, умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения по планированию предстоящей деятельности, организации рабочего места, умение проводить необходимые измерения, расчеты, пользоваться техническими рисунками, чертежами, инструкционными картами, самостоятельно контролировать свои действия, применяются на уроках математики, окружающего мира, природоведения и изобразительного искусства.
Учебно-тематическое планирование


1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.




7

7

8

8

Технический труд 30







6

2

Бытовой труд8

7

7

2




Основы художественной обработки различных материалов 16

4




4

6

Сельскохозяйственный труд 14
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск