Скачать 53.35 Kb.
|
Урок обобщения и систематизации изученного по теме "Причастие" в 7-м классе Цели урока: 1. Повторение ранее изученного по теме “Причастие” с использованием приемов ТРКМЧП для развития мыслительной деятельности обучающихся; 2. Обучение работе в паре, группе, правильному использованию учебными принадлежностями, пониманию учебной задачи, умению работать в заданном темпе, умению пооперационно контролировать учебную работу как свою, так и одноклассника. рецензировать учебный материал, ответ ученика. 3. Формирование коммуникативных, рефлексивных навыков и воспитание толерантности и ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. Ход урока 1. Организационный этап. Время - 2 минуты. Дидактическая задача: выявить уровень психологической готовности к уроку, создать положительный эмоциональный настрой. 2. Стадия “Вызова”. Здесь происходит актуализация ранее изученного, осуществляется с помощью приёма ТРКМЧП “верные и неверные утверждения”: Дидактическая задача: актуализировать известный материал, создать условия для совместного целеполагания.
Примечание. Последняя графа заполняется учеником на стадии рефлексии. Временные затраты - 8 минут. 3. Стадия “Осмысления”. Дидактическая задача: провести в режиме работы в парах сменного состава повторение по сформулированным выше направлениям. обобщить промежуточные выводы урока и соотнести их с поставленными задачами. Учащимся предлагается текст, выполнение заданий в котором происходит с помощью приема “зигзаг”. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Такой поход к организации учебной деятельности помогает учащимся освоить большее количество информации, чем они могли бы получить при проведении обычной работы на повторение. Для этого каждый ученик берет для изучения, в данном случае для повторения ранее изученного, по одному (два) правилу по теме “Причастие”, затем выполняет в тексте (текст дан каждому ученику) задание на своё правило и рассказывает это правило соседу по парте с демонстрацией выполненного задания. После этого выслушивает от соседа по парте другое правило с примером его применения в тексте. Соответственно 2-й ученик сначала слушает, затем объясняет. Третий и четвертый ученики изучают - повторяют третье и соответственно четвертое правила и выполняют задания в тексте на эти правила. Затем первый и третий ученики, а также второй и четвертый объясняют друг другу уже по два им известных правила. Таким образом, в результате проделанной работы каждый повторил 4 правила и в тексте (каждым) выполнены все задания. Время на выполнение ограничено: 5 минут на изучение- повторение правила и выполнение своего задания на это правило, 5 минут на обмен информацией по одному правилу и 10 минут на объяснение и выслушивание двух правил. Итого - 20 минут. Контролируется и оценивается выполнение этого задания индивидуально (собираются тексты каждого ученика) и фронтально (чтоб исключить списывание, выполнение всех заданий одним сильным учеником в группе). На доске написан этот текст. Учитель вызывает четырех, лучше слабых, учеников для демонстрации выполненных заданий, причем не учитывается, какое правило читал сам ученик, так как в ходе предыдущей работы каждый повторил все (по четыре) правила, а затем еще четыре ученика, лучше сильные, устно комментируют выполненные на доске задания, рассказывая правила и исправляя ошибки, если это необходимо. Текст: Вставить буквы, расставить знаки препинания. Ядрёный морозец ударивший ночью сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней густо посеребривший всё вокруг лежал на дороге, корневищах, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья ещё (не)сбросившие своих уборов, радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва убитая морозом текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок сорва..ый ветром вертевшийся в воздухе задевал другие, сшибал, и они ручейком порха..щим легко и грациозно устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела, будто устла..ая ситцем. Задания: 1. (Для первого ученика) Прочитай правила “Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий причастий н. вр.”. Найди в тексте причастие(я) на эти правила, вставь орфограмму(ы). Объясни усвоенное однокласснику (соседу по парте), проиллюстрируй пример в тексте. Выслушай правило, изученное им, Затем расскажи все усвоенные тобой правила еще одному однокласснику, выслушай усвоенное им. 2. (Для второго ученика) Прочитай правила “Гласные перед н в полных и кратких причастиях” и “Гласные перед суффиксами действительных причастий пр. вр.”. Найди в тексте причастие(я) на эти правила, вставь орфограмму(ы). Объясни этот материал однокласснику (соседу по парте), проиллюстрируй, как это правило работает в тексте. Выслушай правило, изученное им. Затем расскажи все усвоенные тобой правила еще одному однокласснику, выслушай усвоенное им. 3. (Для третьего ученика) Прочитай правило “Слитное и раздельное написание не с причастиями”. ”. Найди в тексте причастие(я) на это правило, вставь орфограмму(ы). Объясни этот материал однокласснику (соседу по парте), проиллюстрируй, как это правило работает в тексте. Выслушай правило, изученное им. Затем расскажи все усвоенные тобой правила еще одному однокласснику, выслушай усвоенное им. 4. (Для четвертого ученика) Прочитай правила “Причастный оборот, выделение его на письме запятыми”. ”. Найди в тексте причастный(е) оборот(ы), расставь знаки препинания. Объясни этот материал однокласснику (соседу по парте), проиллюстрируй, как это правило работает в тексте. Выслушай правило, изученное им. Затем расскажи все усвоенные тобой правила еще одному однокласснику, выслушай усвоенное им. *(Дополнительное задание для тех, кто быстрее оговоренного срока справился со своим заданием: сделать морфологический разбор любого причастия из текста) Стадия «Беседа» Ребята, о чем этот текст? Какого стиля? Как вы думаете, почему причастия чаще всего встречаются именно в текстах художественного стиля? Творческое задание. С чем ассоциируется зима? (Предполагается, что ребята, кроме всего прочего, скажут про Новый год и Рождество) Предъявление видеоролика «Лучшая рождественская реклама 2011 года». Задание: письменный пересказ ролика, используя причастия. Стадия “Рефлексия”, где учащиеся возвращаются к таблице “верные и неверные утверждения” и заполняют последнюю графу. Дидактическая задача: создать условия для самостоятельного оценивания каждым учеником своей деятельности. Время – 6 минут. Итоги уроки. |