Скачать 119.89 Kb.
|
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ДЕФЕКТОЛОГА И ЛОГОПЕДА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЕТЬМИ С ОВЗ. Авторы: Галина Ивановна Суханова МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Алена Владимировна Кобзина МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Светлана Владимировна Лебедева МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Галина Леонидовна Кобзина МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» с.Бея 2012 г. Сведения об авторах.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ». Л. Н. Толстой Сегодня дети попадают в школу, как правило, минуя все возможные варианты подготовки. Тогда основная нагрузка по подготовке к процессу обучения ложится на педагогов начальных классов, логопедов и дефектологов. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Успешность ребенка в усвоении школьной программы зависит от состояния развития познавательной деятельности. В качестве особых видов познавательной деятельности выступают познавательные психические процессы, направленные на познание себя и окружающего мира: восприятие, мышление, память, речь. Овладение базовыми школьными навыками предусматривает также определенный уровень развития мелкой моторики руки, артикуляционной моторики, языкового анализа и синтеза. Ребёнок, поступающий в первый класс специальной коррекционной школы 8 вида, часто не знает названий цветов, не распознаёт форму предметов, не учитывает их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Такие дети обычно неловки, у них все падает, разрушается. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Учащиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не различают лицевой и изнаночной стороны одежды, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки. Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно - перцептивной способности. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Такие дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку. Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с ограниченными умственными возможностями является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия. Чтобы работа учителя начальных классов стала более эффективной, ему необходима тесная связь с такими специалистами как дефектолог и логопед. Все они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. В нашем учреждении дети учатся по программе В.В Воронковой. I этап – диагностический с 1 по 15 сентября Диагностический этап начинается со знакомства с ребенком. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный период в его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. С этой целью используются игровые моменты, направленные на создание доброжелательного, благоприятного климата в классе. Все это способствует достоверному определению уровня общего развития ребенка. Задачи этапа:
В первые две недели сентября логопед:
Учитель на данном этапе проводит следующую работу:
Дефектолог на данном этапе проводит первичную диагностику, направленную:
Диагностические работы учителя начальных классов, логопеда и дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка, которые сопоставляются с психологическими, медицинскими данными. Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения. По итогам оформляются дефектологического представления на учащегося. Затем логопед и дефектолог приступают к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по письму, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Интересуется технологиями, применяемыми учителя, его методами и приемами. Иначе говоря, педагоги стремятся, чтобы их работа имела преемственные связи с программой в данном классе. Кроме того, на данном этапе планируются следующие мероприятия:
II этап – коррекционный (15 сентября-15 мая). Задачи этапа:
На этом этапе учитель начальных классов, пользуясь программой В.В.Воронковой, свой опыт и учитывая рекомендации логопеда и дефектолога, добивается усвоение учебного материала учащимися. Применяя различные формы, методы и приемы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. В это время взаимосвязь учителя с логопедом и дефектологом становится еще более тесной. Педагоги периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года). На занятиях учащиеся приобретают новые знания, навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках в 1 классе используются чистоговорки, потешки, игры, упражнения на развитие познавательных процессов, проводится пальчиковая гимнастика, артикуляционная и фонематическая зарядка, упражнения на дыхание. Дефектолог и логопед рекомендуют учителю начальных классов, какие упражнения на закрепления применять с учащимися. Педагоги осуществляют контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения ученика со сверстниками. Программа обучения в начальных классах насыщена. Поэтому программный материал первоклассников, не перегружается дополнительной информацией. Логопед, дефектолог и учитель начальных классов предъявляют единые требования к ученику с ОВЗ. При этом необходимо:
Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков, логопедических и индивидуальных занятий. III этап – оценочный (май) Задачи этапа:
Этот этап включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы. Результативность работы при содружестве учителя начальных классов, дефектолога и логопеда возрастает, а успеваемость и качество знаний у учащихся повышается во много раз. С этой целью и налажен контакт в работе. Профессиональные взаимоотношения – это решающий фактор, от которого зависит эффективность работы педагогов в целом. Взаимосвязь в работе учителей школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, специальных семинарах, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Учителя выступает здесь с докладами, проводят дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов. Список литературы
|