Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 119.89 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.04.2014
Размер119.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ДЕФЕКТОЛОГА И ЛОГОПЕДА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Авторы:

Галина Ивановна Суханова

МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Алена Владимировна Кобзина

МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Светлана Владимировна Лебедева

МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Галина Леонидовна Кобзина

МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

с.Бея 2012 г.

Сведения об авторах.

№ п\п

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Звание

Должность и место работы

Адрес с почтовым индексом

Телефоны\факсы, e-mail

1.

Суханова Галина Ивановна

-

-

Учитель начальных классов МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


655 770,Республика Хакасии, Бейский район, с.Бея, ул. Щетинкина 23.

Тел (39044) 30786


2.

Кобзина Алена Владимировна

-

-

Учитель дефектолог МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


655 770,Республика Хакасии, Бейский район, с.Бея, ул. Юбилейная 10.

Тел (39044) 30953


3.

Лебедева Светлана Владимировна

-

-

Учитель логопед МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


655 770,Республика Хакасии, Бейский район, с.Бея, ул. Пер.Саян

ский 2-3

Тел (39044) 31170


4.

Кобзина Галина Леонидовна

-

-

Учитель МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


655 770,Республика Хакасии, Бейский район, с.Бея, ул. Гагарина 22-2

Тел (39044) 31543



«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».

Л. Н. Толстой

Сегодня дети попадают в школу, как правило, минуя все возможные варианты подготовки. Тогда основная нагрузка по подготовке к процессу обучения ложится на педагогов начальных классов, логопедов и дефектологов. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.

Успешность ребенка в усвоении школьной программы зависит от состояния развития познавательной деятельности. В качестве особых видов познавательной деятельности выступают познавательные психические процессы, направленные на познание себя и окружающего мира: восприятие, мышление, память, речь. Овладение базовыми школьными навыками предусматривает также определенный уровень развития мелкой моторики руки, артикуляционной моторики, языкового анализа и синтеза.

Ребёнок, поступающий в первый класс специальной коррекционной школы 8 вида, часто не знает названий цветов, не распознаёт форму предметов, не учитывает их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Такие дети обычно неловки, у них все падает, разрушается. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Учащиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не различают лицевой и изнаночной стороны одежды, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно - перцептивной способности. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Такие дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку. Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с ограниченными умственными возможностями является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия.

Чтобы работа учителя начальных классов стала более эффективной, ему необходима тесная связь с такими специалистами как дефектолог и логопед. Все они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам.

В нашем учреждении дети учатся по программе В.В Воронковой.

I этап – диагностический с 1 по 15 сентября

Диагностический этап начинается со знакомства с ребенком. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный период в его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. С этой целью используются игровые моменты, направленные на создание доброжелательного, благоприятного климата в классе. Все это способствует достоверному определению уровня общего развития ребенка.

Задачи этапа:

  • определение структуры и степени выраженности нарушений у учащихся;

  • планирование соответствующей коррекционной работы.

В первые две недели сентября логопед:

  • проводит полное обследование состояния речи первоклассников имеющих речевые нарушения

  • знакомится с личными делами учащихся

  • укомплектовывает группы с учетом особенностей речи

  • составляет расписание работы

  • знакомит учителя с результатами.

Учитель на данном этапе проводит следующую работу:

  • выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребенка

  • знакомство с личными делами учащихся

  • прививает интерес к обучению

  • подготовка учащихся и овладению первоначальными навыками чтения и письма.

Дефектолог на данном этапе проводит первичную диагностику, направленную:

  • на определение уровня развития познавательных процессов

  • на определение уровня развитие мелкой моторики руки и сенсорно - перцептивной сферы ребёнка.

Диагностические работы учителя начальных классов, логопеда и дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка, которые сопоставляются с психологическими, медицинскими данными. Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения. По итогам оформляются дефектологического представления на учащегося.

Затем логопед и дефектолог приступают к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по письму, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Интересуется технологиями, применяемыми учителя, его методами и приемами. Иначе говоря, педагоги стремятся, чтобы их работа имела преемственные связи с программой в данном классе.

Кроме того, на данном этапе планируются следующие мероприятия:

  • совместное проведение родительских собраний;

  • участие дефектолога и логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов;

  • консультации дефектолога и логопеда для учителей начальных классов;

  • участие в работе ПМПк и др.

II этап – коррекционный (15 сентября-15 мая).

Задачи этапа:

  • развитие и коррекция нарушений познавательной сферы

  • развитие моторных навыков

  • воспитывать положительную учебную мотивацию.

На этом этапе учитель начальных классов, пользуясь программой В.В.Воронковой, свой опыт и учитывая рекомендации логопеда и дефектолога, добивается усвоение учебного материала учащимися. Применяя различные формы, методы и приемы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

В это время взаимосвязь учителя с логопедом и дефектологом становится еще более тесной. Педагоги периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).

На занятиях учащиеся приобретают новые знания, навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках в 1 классе используются чистоговорки, потешки, игры, упражнения на развитие познавательных процессов, проводится пальчиковая гимнастика, артикуляционная и фонематическая зарядка, упражнения на дыхание. Дефектолог и логопед рекомендуют учителю начальных классов, какие упражнения на закрепления применять с учащимися. Педагоги осуществляют контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения ученика со сверстниками. Программа обучения в начальных классах насыщена. Поэтому программный материал первоклассников, не перегружается дополнительной информацией.

Логопед, дефектолог и учитель начальных классов предъявляют единые требования к ученику с ОВЗ. При этом необходимо:

  • Учитывать структуру нарушения и подбор соответствующего материала для каждого ученика (как на логопедических занятиях, так и на уроках учителя начальных классов и дефектолога;

  • учет возрастных особенностей детей;

  • осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

  • закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на занятиях, так и на уроках.

  • всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков, логопедических и индивидуальных занятий.

III этап – оценочный (май)

Задачи этапа:

  • выявить уровень полученных знаний и умений

  • проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;

  • определение перспективы дальнейшей деятельности.

Этот этап включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы.

Результативность работы при содружестве учителя начальных классов, дефектолога и логопеда возрастает, а успеваемость и качество знаний у учащихся повышается во много раз.

С этой целью и налажен контакт в работе. Профессиональные взаимоотношения – это решающий фактор, от которого зависит эффективность работы педагогов в целом.

Взаимосвязь в работе учителей школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, специальных семинарах, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Учителя выступает здесь с докладами, проводят дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов.

Список литературы

    1. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Просвещение, 2002.

    2. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.

    3. Журналы «Дефектология».

    4. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. - М.: ИНИОН, 2002.

    5. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Педагогика, 1999.

    6. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы [Текст] / Под ред. В.Г. Петровой.- М.: Правда, 1976.

    7. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] / Е.С. Рабунский. - М.: Правда, 1975.

    8. Ресурсы интернета.

    9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы./ Под ред. В.В.Воронковой.-М.:Просвещение,2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск