Урок русского языка в 1 классе. Автор – Андреева М.В., учитель начальных классов МОУ «МАлечкинская средняя общеобразовательная школа»
УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: Загадка звука [ й’ ] и буквы й
Цель урока:
Дать характеристику звуку [ й’ ] Образовательные задачи:
Уточнить знания о гласных и согласных звуках.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Работать над умением грамотно писать.
Развивающие задачи:
Совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);
Упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практической работы.
Развитие логического мышления и грамотной речи.
Воспитательные задачи:
воспитание письменной культуры.
умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.
воспитывать добрые чувства к нашим пернатым друзьям-птицам.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый ,практический. Формы обучения: коллективная, индивидуальная ,парная. Оборудование – учебник, тетрадь, карточки с обозначением звуков, цветовые карточки, ноутбук, магнитные буквы, листы с задачами урока и рефлексивные листы.
Ход урока:
Содержание этапа урока
| Задачи этапа
| УУД, формирующиеся на данном этапе
| 1.Самоопределение(мотивация к учебной деятельности)
- Громко прозвенел звонок Начинается урок. Ну-ка, всё ль у нас в порядке: Ручки, книжки и тетрадки? Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно
-А как мы трудимся на уроках русского языка? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Что для этого нужно?
| Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
| 2. Актуализация знаний в начале урока.
Введение в тему урока через проблему.
Физкультминутка
Подготовка руки к письму.
Пальчиковая гимнастика. -Ой-ой-ой!-сказал ОЙ-ОЙ.-
Я,мой друг,совсем больной!
-Ты пойди-ка погуляй!
Всё пройдёт!Сказал АЙ-АЙ!
-Каким звуком оканчиваются последние слова каждой строчки?Назовите тему урока. Эта тема для вас новая? Чистописание — Посмотрите на показ: й и ий йи — Пропишите показ. Подчеркните те буквы и соединения, которые у вас лучше всего получились.
Словарная работа.
Дежурный (тетрадь стр.23)
-Какие слова называются словарными?
(Выполняющий обязанности в порядке очереди)
Правописание и лексическое значение слова
Составление предложения(устно),правило записи предложения.
Актуализация знаний. Формирование темы урока с помощью учебника. Откройте учебник на странице 35.
| Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности
Формировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й»
| Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция ; и со сверстниками.
| 3.Постановка цели урока. — Предположите, что будем на уроке уточнять? Какова главная цель урока?(дать характеристику звуку[ й’])
Какие задачи нужно поставить, чтобы достичь этой цели?
Различать буквы гласных и согласных,
Находить слова с буквой й ,
Различать звуки [й'] и [ и ].
Различать звонкие и глухие согласные звуки.
Различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
| 1) Организовать актуализацию изученных способов действий,
2) Организовать актуализацию мыслительных операций.
3) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Познавательные:
умение структурировать знания;
| 4.Реализация задач урока
(Презентация)
Слово учителя:- Волшебница применила слишком сильное колдовство к животным на картинках и чтобы они ожили по-настоящему, нужно продолжить испытания. Она требует, чтобы Маша и Миша назвали все буквы гласных и согласных
-Какую задачу будем выполнять?Как?
Почему для определения звуков выбраны 3 цвета?
(работа в паре) руки домиком,если договорились
-Буква й-это буква гласного или согласного звука?
(спрашивает Анишит-Йокоп) Игра «Узнай звук!» Учитель называет звуки, ученики поднимают красную, зелёную или голубую карточку.
-С какой задачей мы справились?
-А теперь Асырк отправляет главных героев в Музейный зал найти птицу,в названии которой есть буква й. Поможем,ребята?(10,11-устно)
—Что такое музей? ( учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением предметов, имеющих историческую ценность)
Деление слова чайка на слоги
–Звук й составил отдельный слог?
Определение в стихотворении слов с й, просмотр фото животных.
Беседа об охране птиц .
-Для чего нам нужны птицы?(приносят пользу, радуют своим
пением)-Чем мы можем отблагодарить птиц?(вешать кормушки, не обижать)
Составление звуковой схемы к слову: сойка, используя символы обозначения звуков.
-Какую решали задачу?
-Что сейчас будем делать?(с.36)(различать звуки [й’] и [и])
Как?(находить звуки, делить слова на слоги, объяснять разное количество слогов, определять гласный он или согласный, писать эти слова)
На доске: змей – змеи (деление слов на слоги, объяснение разного количества слогов)
Вывод: Звук й не может образовать самостоятельный слог, а значит он согласный.
Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов. Работа в тетради.(с.23 №1,1-й столбик)После объяснения- самостоятельно) Взаимопроверка. Пальчиковая гимнастика.
Пальчик к пальчику приходит – Друга он себе находит. Будут пальчики дружить, В гости часто приходить.
Выполнение упр.2 (показ на доске)
-А получится ли новое слово, если поместить между слогами звук и ?
-Какую выполнили задачу?
- А теперь волшебница требует назвать все звонкие и глухие согласные звуки
(работа в паре) Звуковой столбик.
-А звук й какой?
-Ты используешь голос,произнося звук й?
Вывод : звук й - звонкий согласный
-Какую выполнили задачу? -Какую можем выполнить сейчас? (называют несколько мягких и твёрдых согласных)-А звук й?
-Какое правило держит Ворон?
| -продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове;
- совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);
-учить различать гласный звук от согласного на слух и при помощи знаковых карточек.
-учить различать звуки й и и.
| Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
общеучебные: знаково-символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решения
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно выполнять задания.
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
| Динамическая минутка
«Злой волшебник»
-Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришёл волшебник злой!
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
В класс пришли друзья- зверюшки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора плясать,
Нам не надо унывать!
|
|
| VIII. Закрепление
Составление характеристики звука [й].(през.)
Какой буквой обозначается?
Гласный или согласный звук?
Образует ли самостоятельный слог?
Парный или непарный? Какой?
Твёрдый или мягкий?
-Справились мы с задачами урока? А значит достигли главной цели?
| Закрепление знаний о букве Й
| Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
| IX. Итог урока.
«Я сегодня на уроке узнал…»
«Я сегодня научился…»
| Организовать фиксацию содержания, изученного на уроке.
| Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
| X. Рефлексия
А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите тот цвет карточки, который больше всего вам подходит.
(Зелёный-всё понял и могу объяснить другому,
Голубой-всё понял,но ещё нуждаюсь в помощи,
Красный-не могу сам,испытываю затруднения.)
| Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
| Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
| |