Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.04.2014
Размер67.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Формирование универсальных учебных действий в начальных классах (УУД).
Ахметдинова Венера Загировна

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ лицей №123 города Уфы

Республики Башкортостан

venera.ahmetdinova@yandex.ru

Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую цель, как умение учиться. Реальная действительность состоит в том, что она меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные учащимися в школе, через некоторое время устаревает и нуждается в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня более востребованными. Решением поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

В широком значении термин «УУД» означает умение учиться. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая :

1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности усвоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенции, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностного морального выбора.

Я не первый год работаю по Образовательной системе «Школа 2100» и могу сказать, что в данной системе накоплен большой опыт формирования УУД. Внимательное изучение перечня общеучебных умений Образовательной системы «школа 2100» и сопоставление его с универсальными учебными действиями по материалам ФГОС начального общего образования позволяет сделать вывод о том, что фактически в документах «Школа 2100» были приведены перечни универсальных учебных действий.

Таблица №1

Сравнение подходов к выделению личностных и метапредметных результатов

в материалах ФГОС и в Образовательной системе «Школа 2100»

Система личностных результатов и УУД в рамках нового стандарта

Система общеучебных умений в Образовательной системе «Школа 2100»

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Нравственно-оценочные

Организационные

Интеллектуальные

Коммуникативные


В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить 4 блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ученик должен задаваться вопросом: Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

* целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

* планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

* прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

* контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений;

* коррекция – внесение необходимых дополнений и способ исправления расхождений;

* оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

* саморегуляция – как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия : включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия – обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Одно из ключевых понятий предметных программ «Школа 2100» - линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

Система работы ОС «Школа 2100» по обеспечению личностных
и метапредметных результатов (универсальных учебных действий)




















Средствами достижения метапредметных результатов в учебнике прежде всего являются: предметное содержание, образовательные технологии деятельностного типа, продуктивные задания.

В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены:

личностные – красным,

регулятивные – оранжевым,

познавательные – оранжевым,

коммуникативные – зелёным.

Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета.

Вот некоторые типовые задания, нацеленные на личностные результаты.

Литературное чтение – целью этого урока является заложить основы формирования грамотного читателя, т.е. человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. В настоящее время воспитать потребность читать очень серьёзная задача.

В решении данной проблемы помогают хорошо продуманные задания учебного комплекта Образовательной системы «Школа 2100». Наиболее продуктивными являются такие задания, как: задания на интерпретацию текста; высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев; формулирование главной мысли текста.

Личностными результатами связаны практически все предметы. Например, создана линия задач и заданий, «Не только математика» в «Математике» 4 класса. Весь раздел построен на историческом материале, где рассказывается о созидательной работе учёных. Работая с такими текстами, учитель не может пройти мимо личностной оценки и ценности личного вклада человека в развитие общества. На таких уроках у нас есть возможность дополнить знания о великих людях материалами дополнительной литературы, Интернета, из жизненного опыта родителей.

Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия.

На уроках литературного чтения регулятивные УУД развиваются с помощью следующих заданий: на составление плана (план текста, план устного рассказа, план изложения и сочинения); на проведение самопроверки; редактирования текста.

Работа с любым учебным заданием математики требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие УУД является текстовая задача, т.к. работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.

На этапе открытия нового знания на уроках русского языка материал специально структурирован так, чтобы можно было организовать на уроке открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии, также много познавательных заданий, помогающих открывать новые знания.

Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных УУД.

На уроках русского языка это прежде всего задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации. На уроках литературного чтения развитие читательских умений обеспечивает технология типа правильной читательской деятельности, которая отражена в учебниках и тетрадях по литературному чтению. На первом этапе проводится работа с текстом до чтения на основе заглавия, знакомства с фамилией автора, ключевых слов, иллюстрации обеспечивает механизм прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения. На втором этапе проводится работа во время чтения, что обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения. На заключительном этапе после чтения проводится развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий: сочини четверостишие, подготовь материал к характеристике героев, напиши сочинение- зарисовку, сочини сказку и другие.

Типовые задания, нацеленные на коммуникативные УУД.

Основой развития коммуникативных умений на любом уроке является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученик);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик – ученик).

Учебный материал Образовательной системы «Школа 2100» достаточно полно удовлетворяет требованиям формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов и имеет своё продолжение в средних и старших классах.

Подводя итоги хочется сказать , что при формировании УУД важно соблюдать последовательность следующих педагогических действий:

1. Введение новой информации или новых инструкции: что, для чего и как делать.

2. Проведение систематических многократных упражнений, где обязательное условие – многовариантность.

3. Применение новых знаний на практике: многочисленные вариативные упражнения по всем предметам по практическому использованию изученного материала, новой информации.

4. Коррекция: ошибки исправляются по ходу работы сначала учителем, а потом и учащимися.

5. Автоматизация УУД: их осмысленное, целенаправленное повторение для формирования умений нового уровня. На этом этапе ученик должен уметь переносить, уметь экономно использовать практические и умственные действия, реконструировать и даже использовать собственное умение творить (сам придумал, сам догадался, сам сотворил).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск