Скачать 51.78 Kb.
|
Цель: Изучать многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления. Развитие умений работать с дополнительной литературой. Воспитание у школьников бережного отношения к природе. Задача: Познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличие их от споровых растений. Формировать умения распознавать растения, сравнивать их с представителями других отделов, описывать процесс размножения голосеменных растений. Оборудование: таблица “Сосна обыкновенная”, коллекции голосеменных растений, натуральные объекты (ветки сосны, ели), лупы оборудование для демонстрации презентации Тип урока: комбинированный урок. Методы: словесные, наглядные, практические. Формы проведения: беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа. План урока.
Ход урока 1. Организационный момент – 1 мин 2. Проверка знаний и умений – 7 мин Фронтальный опрос. 1. Какие споровые растения мы изучали? 2. Какие органы имеются у папоротника? 3. Цикл развития папоротника? 4. Чем папоротник отличается ото мха кукушкина льна? 5. Какие черты сходства и отличия в строении хвоща и плауна? 6. Чем размножение папоротника отличается от размножения мха? Задание. Заполните таблицу и сделайте вывод, что общего и чем отличаются мхи от папоротников.
Физкультминутка – 1 мин 3. Изучение нового материала. Вопрос классу. 1. Какие вы знаете хвойные растения? 2. Как выдумаете, посредством чего размножаются эти растения? Они размножаются не посредством спор, а семенами. Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений. Отдел голосеменные насчитывает около 700 видов. Представители – в основном древесные растения, травянистых форм нет. 3. Почему их называют голосеменными? У голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, то есть семена как бы голые. Отсюда и название отдела растений. Найдите в тексте 81странице признаки растений отдела голосеменные. Особенностью является то, что стволы древесины состоят из трахеид, где есть смоляные ходы. Неправда ли эти ветви пахнут смолой. Хвоя – листья жесткие, покрытые толстым слоем кутикулы, испарение воды снижается. (Вешается ветка.) Голосеменные, размножаются семенами. Семя – запас питательных веществ, выживаемость в любых условиях. (Прикрепляются семена.) Семена располагаются на чешуях женских шишек, открыто (голо). (Прикрепляются шишки.) Процесс оплодотворения не зависит от воды (благодаря пыльцевой трубки), мужские гаметы движутся к женским. Перенос семян происходит потоками воздуха, попадают в почву и прорастают. Лабораторная работа “Изучение строения хвои и шишек хвойных” А теперь, пожалуйста, с использованием учебного материала составьте схему размножения хвойных растений. Составление схемы размножения растений. Многообразие голосеменных растений, значение в природе и жизни человека. Демонстрация презентации (слайд). Систематика голосеменных растений. Отдел голосеменных растений объединяет около 800 видов, относящихся к 80 родам. К ныне живущим голосеменным относятся четыре класса: саговниковые, гнетовые, гинкговые и хвойные. Польза хвойного леса (беседа). Значение голосеменных растений в жизни и хозяйственной деятельности человека: Использование древесины в строительстве Как поделочный материал, мебель, музыкальные инструменты Получение бумаги (ель) Искусственные ткани (сосна) Кедровое масло Закрепление почвы Озеленение, декоративное значение Самые обширные территории хвойных лесов – таежные леса Сибири – это главные «легкие планеты». 4. Закрепление изученного. ТЕСТ ВОПРОС №1 Размножение голосеменных и их расселение по территории осуществляется с помощью: А) микроспор; В) плодов и семян; Б) мегаспор; Г) семян. ВОПРОС №2 Листопадные растения среди голосеменных: А) ель, сосна; В) лиственница и гинкго; Б) сосна и лиственница; Г) гинкго и вельвичия. ВОПРОС №3 Число видов в отделе голосеменных: А) около 70; В) около 7 тыс.; Б) около 700; Г) около 70 тыс. ВОПРОС №4 Что образуется в мужских шишках: А) пыльца; В) архегонии; Б) зиготы; Г) яйцеклетка. ВОПРОС №5 Как переносится пыльца на семязачатки: А) насекомые; В) ветер. Б) вода; ВОПРОС №6 Сколько времени проходит от опыления до оплодотворения у сосны: А) день; В) год. Б) месяц; ОТВЕТЫ: 1.Г;2.В;З.А;4.А;5.В;6.В. Подведение итого найдите шишки и зарисуйте их. в - 2 мин. 5. Задание на дом – 1 мин. Стр. 80-86 прочитать (В.В. Пасечник) Узнайте, какие животные питаются семенами голосеменных растений. Заполните таблицу
|