Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.05.2014
Размер95.28 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Военное дело > Учебник
Методическая разработка урока по УМК Данилова А. А. , Косулиной Л. Г.

История государства и народов России. XIX в.:

Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа; 2009.
Кавказская война

Разработала и провела: учитель истории и

обществознания Калмыкова Татьяна Алексеевна
2012 год
Цели: обучающие – выяснить причины, ход и основные этапы военных действий на Кавказе, показать итоги Кавказской войны и её последствия для народов Кавказа;

развивающие: учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, отстаивать собственную точку зрения, развивать коммуникативную культуру общения, логическое мышление;

воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся толерантности, уважения к культуре, обычаям и традициям других народов;

Оборудование: учебник для 8 класса Данилов А. А. , Косулина Л. Г.

История государства и народов России. XIX в.: - М.: Дрофа; 2005., презентация «Кавказская война», информационные карты, рабочие листы.

Основные даты: 1817-1864 гг – Кавказская война.

Основные понятия: горцы, мюридизм, имам, газават, теократия.

Обучаемая аудитория: 8 класс.

Время проведения: 1 час
«Чувства гражданственности неотделимы от чувства

уважения к культуре других народов».
Т. И. Челадзе


Ход урока:

  1. Организационный момент. (Подготовка учащихся к изучению и восприятию нового материала. Постановка целей занятия перед учащимися).

Задание на урок: Какими методами царскому правительству удалось покорить Кавказ? Можно ли подобные средства использовать в наши дни?

Кавказ – территория между Чёрным, Азовским и Каспийским морями – это южные «ворота» России, где сходились интересы не только России, но и Турции, и Персии. От успехов продвижения русских войск на Кавказе зависели вопросы большой политики. После присоединения Грузии к России и победоносного окончания русско-турецких войн 1806-1812 и 1828-1829 гг. и русско-персидских войн 1804-1813 и 1826-1828 гг. весь Кавказ перешёл к России. Здесь жили воинственные, гордые народы, исповедовавшие ислам, говорившие на разных диалектах, часто враждовавшие между собой: чеченцы, лезгины, ингуши, аварцы, черкесы и другие.

Работа с учебником.

- Используя карту на стр. 97, перечислите территории Кавказа, присоединённые к России к 1830 году.

- Выясните, используя учебник, кто такие горцы? (запись понятия и даты войны в рабочие листы).

II. Изучение нового материала. (Объяснение учителя в сочетании с самостоятельной работой учащихся). Учитель, опираясь на карту (с. 97), рассказывает учащимся о политике генерала А. П. Ермолова на Кавказе и создании русских крепостей, отмечая, что А. П. Ермолов был участником многих войн: с Польшей в 1794 г. под командованием Суворова, с Персией в 1796 г., наполеоновских войн 1805—1807 гг. В Отечественной войне 1812 г. он принимал участие во многих сражениях (при Смоленске, Бородине, Малоярославце и Березине), командовал всей артиллерией в заграничном походе русской армии. В 1816 г. Ермолов получил назначение на Кавказ командующим Отдельным грузинским (позже кавказским) корпусом и главнокомандующим гражданской частью на Кавказе и в Астраханской губернии и одновременно чрезвычайным послом в Иране. Ермолов понимал, что, не усмирив горцев, Россия не сможет успешно продвигаться на Восток. К тому же Ермолов был сторонником увеличения территории империи на Востоке. Он говорил: «В Европе не дадут нам ни шагу без боя, а в Азии целые Царства к нашим услугам!»
Современники отмечали противоречивость личности полководца: несомненная храбрость, государственные способности, бескорыстие, добродушие уживались с завистью к чужим успехам, жестокостью и двуличием.
Осуществляя свой план покорения Кавказа, Ермолов не замечал хозяйственной и культурной самобытности народов, видел на их территории примитивную государственность и отсутствие жесткой централизации. Он пытался русифицировать все сферы жизни народов, проживавших на вверенной ему территории. Ермолов считал, что «жестокость здешних нравов нельзя укротить мягкосердечием», определив тем самым свою политику. В одном из писем 1820 г. Ермолов писал: «Я не отступаю от предпринятой мною системы стеснять злодеев всеми способами. Главнейшее есть голод, и потому добиваюсь я иметь путь к долинам, где могут они обрабатывать землю и пасти стада свои…Голоду все подвержены, и он приведет их к повиновению». Его многочисленные «усмирительные походы» вели к истреблению целых аулов. Покоренные земли передавались казакам. Им выделяли по 50 десятин земли, а офицерам - по 400 на душу населения. Однако подобная политика вызвала войну на Кавказе.
III. Работа учащихся с текстом учебника. (Учащимся предлагается сформулировать причины войны с помощью комментированного чтения – стр.93-94 и записать их в рабочий лист).

  1. Попытки насаждения среди горцев русских законов и обычаев;

  2. Запрет совершать набеги;

  3. Запрет работорговли;

  4. Привлечение местного населения на строительство крепостей, мостов, дорог;

  5. Введение новых налогов;

  6. «Усмирительные» походы генерала А. П. Ермолова;

  7. Выселение горцев с освоенных ими земель в горы.

  8. Раздача земель казакам, чиновникам, местной администрации;

- Какими методами царское правительство стремилось покорить горцев?

  • Военные, при помощи оружия.

  • Насильственное выселение местного населения из равнин в горы.

  • Укреплённые пункты: Преградный стан, Неотступный стан, Злобный окоп, Прочный окоп, крепости Грозная, Внезапная, Бурная.

IV. Работа с картой.

- Назовите крепости и укреплённые пункты, построенные русскими на Кавказе, и покажите их на карте.

- О чём свидетельствуют столь необычные названия укреплённых пунктов?

Учитель характеризует этапы Кавказской войны (учащиеся записывают их в рабочий лист).

  1. 1817-1819 гг. – партизанская борьба горцев;

  2. 1819-1824 гг. – организованные боевые действия против царских войск;

  3. 1824-1828 гг. – появление религиозной основы борьбы – учения мюридизма;

  4. 1828-1833 гг. – создание горского мусульманского государства;

  5. 1834-1859 гг. – правление Шамиля;

  6. 1859-1864 гг. – сопротивление горцев подавлено.

V. Объяснение учителя. Поначалу сопротивление горцев не было организованным. Сплотило же горцев новое религиозное течение - мюридизм.

  • В 1824 г. в Дагестане оформился мюридизм - религиозное учение, призывавшее к священной войне против неверных (газавату).

  • Мулла Курали Магома - «Путь к спасению мусульманина»;

  • «Рай есть под тенью шашки. Убитый в войне против неверных есть живой и будет он жить в раю, а кто будет бежать – тот есть ничтожный человек, и будущая его жизнь есть ад!»

  • Жертвовать жизнью, семьёй и имуществом ради общего дела – борьбе с неверными.

  • Мюриды беспрекословно подчинялись имаму.

  • 1 имамом стал Гази-Мухаммед, объявивший газават России и добившийся за 2 года нескольких побед над русскими отрядами.

Учащиеся записывают новые понятия в рабочий лист.

  • Мюридизм – религиозное учение, призывавшее к священной войне против неверных (газавату);

  • Газават – священная война против неверных;

  • Имам – духовный наставник, руководитель;

В 1834 г. имамом был провозглашён Шамиль, которому удалось за короткий срок создать сильную, боеспособную армию, объединить под своей властью горцев Дагестана и Чечни, которые успешно боролись с русскими войсками. Шамиль создал мощное теократическое государство – имамат.

  • Территорию разделил на области, во главе, которых стояли наибы;

  • В армии горцев все мужчины от 15 до 50 лет (армия – 40 тыс.).

  • Все вопросы управления решались на общем совете, где у имама Шамиля было решающее слово;

  • Отмена крепостного права, лишил привилегий ханов и беков;

  • Строжайшая дисциплина, за нарушение которой – казнь.

  • Шамиль вёл успешную партизанскую борьбу – 24 года 11 месяцев 7 дней.

  • Каждый крестьянин имамата обязан был вносить в казну натуральный сбор: по 6 мер зерна с каждых 50, собранных им, и по 1 овце с каждых 100 овец.

Учащиеся записывают понятие в рабочий лист.

  • Теократия – форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозным главой.

VI. Работа с источником «Положение о наибах».

Около 1845 г. Шамиль созвал в Авдии съезд командного состава своей армии. На этом съезде был принят письменный наказ о правилах, действующих в армии Шамиля. Правила эти составлены советником Шамиля Гаджи-Юсуфом. Ниже приводится часть этих правил — «Положение о наибах» (наиб — один из старших военачальников, предводитель крупного отряда). Подлинный текст написан по-арабски, русский перевод сделан при помощи Амир-хана, в продолжение 20 лет бывшего секретарем Шамиля.
1. Должно быть исполняемо приказание имама, все равно — будет ли оно выражено словесно или письменно; будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание, или не согласно, или даже в том случае, если б исполнитель считал себя умнее, воздержнее и религиознее имама.
2. Должно быть приводимо в исполнение приказание его по всем необходимым делам, как, например, выход на войну или на работу, подобно тому, как исполняется приказание самого имама, без лицемерия. Неисполнивший сего наиб, низводится на должность начальника сотни.
3. Когда в чьём-либо наибстве произойдет несчастье, прочие наибы должны спешить на помощь, как только узнают о том, без замедления, и оказать должную помощь, забыв все враждебные отношения друг к другу. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.
4. Не должно быть оставляемо без взыскания, когда кто будет порицать имама или этот низам, или службу наибов. Виновный в таком порицании наказывается выговором при народе.
5. Не должно наговаривать (одному наибу на другого) перед имамом, хотя бы они знали друг о друге в действительности предосудительные поступки.
6. Не должно быть беспечными относительно охранения страны своей и границ днем и ночью, не взирая на то, находятся ли границы в безопасности или в опасности от вторжения неприятеля.
7. Не должны одобрительно относиться к мнению народа, клонящемуся к нарушению порядка в делах необходимых, как-то:
в постройке оборонительных стен, в защищении границ, пресечении неприятелю путей и прочего. Виновный в этом наиб низводится на должность начальника сотни.
8. Должны удерживать себя и сослуживцев своих от взяточничества, потому что взяточничество есть причина разрушения государства и порядка. Взятка отбирается, поступок оглашается и виновный арестовывается на 10 дней и 10 ночей.
9. Если войска отправятся в какую-нибудь страну с имамом или с тем, кому он поручит предводительство над ними, то они должны идти в порядке, куда поведет их старший,— каждая часть под значком наиба своего, отнюдь не смешиваясь с другими частями. Нарушитель порядка сего наказывается публичным выговором.
10. Если случится, что обстоятельства сражения заставят сделать нападение или обратиться в бегство, то этого не следует делать врассыпную, в беспорядке, и не должны оставлять сзади себя имама или его поверенного на произвол судьбы; напротив, должны окружить его и не делать без него ни одного шагу вперед. Виновный наиб смещается и записывается в низам (т. е. в рядовые).
Вопросы и задания для собеседования:

- Какие порядки существовали в армии Шамиля?

- Каким было отношение наибов к своему имаму?

-Чем объяснялся успех горцев Шамиля?

(Учащиеся приходят к выводу, что строжайшая дисциплина в армии и фанатичная вера горцев-мюридов позволяли им успешно бороться с русскими).

Затем учитель рассказывает, что в 1856 г. главнокомандующим Отдельным кавказским корпусом был назначен князь А. И. Барятинский, который стремился лучше понять обычаи народов Кавказа; его идея противопоставить Шамилю обычное право горцев была успешной. «Мы должны всеми силами стараться согласовывать наше владычество с интересами самих горцев как материальными, так и нравственными» Д. А. Милютин (военный министр).

Внимание учащихся обращается на картину (стр. 99), и учитель рассказывает о сдаче Шамиля в плен князю А. И. Барятинскому 25 августа 1859 г. в Ведено (см. карту на с. 97). «Я 30 лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались, да и сам я утомился; я стар, мне 63 года. Не гляди на мою чёрную бороду - я сед. Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успеха в управлении горцами, для блага их».

Как имам Шамиль объяснил причину своего поражения?
Согласны ли вы с ним?


Задание: стр. 95- 98 учебника – комментированное чтение.

1. Какие внутренние факторы способствовали укреплению, а затем ослаблению имамата и власти Шамиля?

2. Почему победили русские войска?

  • Русские научились воевать в условиях гор.

  • От политики «усмирения» - к доброжелательной политике.

  • Появление более метких и дальнобойных винтовок.

  • Правящая верхушка имамата начала разорять свой народ, деспотизм имама Шамиля настроил людей против него.

Итоги войны

  • Потери России – 77 тысяч человек.

  • Потери горцев никто не считал.

  • Утвердилась власть России на Кавказе в ходе 47-летней Кавказской войны с горцами.

Царское правительство, стремившееся подчинить себе Кавказ, столкнулось с упорным сопротивлением горцев, создавших собственное государство – имамат. Многолетняя Кавказская война закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России.
Последствия войны

  • Проведение российским самодержавием политики, ущемляющей интересы народов Кавказа;

  • Массовая эмиграция горцев (до 3 миллионов человек);

  • Уничтожение имамата;

  • Окончание междуусобных войн и уничтожение рабства на Кавказе;

  • Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни ;

  • Взаимное обогащение культур;

  • Интенсивное заселение Кавказа русскими, украинцами, белорусами (с 1860-1864 гг. - 14,5 тысяч семей на постоянное место жительства).

VII. Закрепление материала.

  1. Сформулируйте главные причины войны.

  2. Продолжите предложение:

  3. Горцы – это…

  4. Мюридизм – это…

  5. Имам – это…

  6. Газават – это…

  7. Теократия – это…

  8. В чём, по мнению мюридизма, заключается «Путь спасения мусульманина»?


Лидер мюридов, Гази-Мухаммед написал стихи на арабском языке, в которых выразил свои стремления: «Как же можно жить в доме, где не имеет отдыха сердце, где власть Аллаха не существует? Где святой ислам отрицают, а крайний невежда выносит приговоры беспомощному человеку? Я выражаю соболезнование горцам в связи со страшной бедой, поразившей их головы, и говорю, что если вы не предпочтёте верность своему господу, то будете рабами мучителей… Христианский царь хочет владеть правоверными, как владеет своими мужиками».

Каковы были цели вождей мюридизма?

1. Определите значение Кавказской войны в истории России.

2. К каким последствиям она привела?

Подведение итогов урока. Домашнее задание §12.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск