Скачать 32.54 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе, проведённый Гуляковой Т.И. Тема: «Двойная роль букв е, ё, ю, я». Цели и задачи: познакомить учеников с двойной ролью букв е, ё, ю, я; закреплять навыки правописания безударной гласной в корне слова; формировать навыки правильного произношения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к поэзии. Ход урока
– Записываем слово Словарь. Будем писать слова с безударной гласной в корне слова. Как проверить безударную гласную в корне слова? Не забудьте при написании словосочетаний выделять корень и подчеркивать безударную гласную. Работаете самостоятельно. Словарь: удивительный день, расчищать двор, скрипучий снег, раздаваться в тиши, дрожать от холода, приближается праздник. – Для описания какого времени года нам помогут эти словосочетания? Объясните написание безударной гласной в корне слова. Составьте с любым словосочетанием сложноподчиненное предложение. Из чего состоит сложноподчиненное предложение? (Из главного и придаточного.) С помощью каких союзов придаточные предложения подчиняются главным? Запишите это предложение, подчеркните грамматические основы, начертите схему этого предложения. 4. Устная синтаксическая пятиминутка. – Я читаю предложения, вы чертите схемы этих предложений. (Два ученика за доской выполняют задания, остальные ученики – в тетрадях.) 1)Он сделал всё, чтобы мы вовремя пришли на праздник. 2)Солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.3)Мишка радостно развешивал на ёлку красные и жёлтые шары. 5. Проверка знаний алфавита. (На смарт-доске записано стихотворение В. Брюсова): Алый берег вечереет, Горделиво дремлют ели, Жаждет зелень, и июль Колыбельной лаской млеет. – Прочитайте стихотворение про себя. Вслух выразительно прочитает … Что необычного в этом стихотворении? Назовите алфавит. Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных букв? (10.) А сколько гласных звуков? (6.) 6. Физкультминутка. 7. Работа по теме урока. – Почему такое несоответствие гласных букв и звуков, вы поймёте, прочитав параграф 49. Откройте учебники на стр. 125, прочитайте параграф и подумайте, почему так называется этот параграф. – Итак, какие же две роли выполняют буквы е, ё, ю, я? О первой роли расскажет … О второй роли расскажет … 7. Устная работа на закрепление (упр. 291). – Найдите и назовите слова, в которых буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова. Прочитаем хором. Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих словах? – Найдите и назовите слова, в которых буквы е, ё, ю, я стоят после гласной. Прочитаем хором. Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих словах? – Найдите и назовите слова, в которых буквы е, ё, ю, я стоят после разделительных ъ и ь. Прочитаем хором. Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих словах? – Найдите и назовите слова, в которых буквы е, ё, ю, я стоят после согласных. Прочитаем хором. Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих словах? – Сделайте вывод, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. В каких случаях обозначают один звук и мягкость предшествующего согласного? 8. Групповая работа. – Прочитайте правило на стр. 126. Теперь работаем в паре. Сначала первый вариант рассказывает правило второму варианту, а потом наоборот. Кто хочет рассказать правило у доски? 9. Транскрибирование слов: юла, стою, льёт, люк, мак (работа на доске и в тетрадях). 10. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (упр. 292). – Спишите упражнение, в скобках укажите количество букв и звуков. (На смарт-доске записано упражнение, ученики самостоятельно проверяют свою работу.) 11. Домашнее задание. – Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 49, выучить правило на стр. 126, выполнить упр. 293 по заданию учебника. 12. Выполнение теста. 1) В каком слове букв больше, чем звуков? А) кража Б) яд В) мёд Г) медь 2) В каком слове буква Е обозначает 2 звука? А) мель Б) раздел В) съел Г) песня 3) В каком слове звуков больше, чем букв? А) степь Б) яма В) мелкий Г) столб 4) В каком слове буква Ю обозначает мягкость согласного? А) юла Б) шью В) рюкзак Г) бегаю 13. Рефлексия. – Что находится посреди земли? – Что мы говорим в начале урока? – Что мы слышим в конце деревьев? [ф] – Какой буквой обозначается этот звук? (в) – Урок окончен. |