Методические рекомендации
«Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы»
предназначены для учителей общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на федеральные Государственные образовательные стандарты начального общего образования.
В методические рекомендации включены материалы описывающие технологию системно-деятельностного-подхода, технологию проведения уроков деятельностной напаравленности, содержание и методику работы по «Технологической карте».
Технология системно-деятельностного подхода достаточно четко отражает процесс саморазвития ребенка уже на ранних стадиях формирования способности к рефлексии, и именно этим объясняется ее эффективность.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности. Работая над методической темой ММО «Формирование и развитие профессиональной компетенции учителей начальных классов в условиях введения ФГОС НОО» руководители школьных методических объединений знакомились с инновационными процессами в образовании в целом и начального образования в частности. Перед ними были поставлены задачи:
- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;
- изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;
- освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».
Задача школы - не дать объем знаний, отсюда наш подход к стандартам, - а научить учиться. Что мы имеем в виду, когда говорим "учебная деятельность"? Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс. Учебная деятельность (о ней говорил и В.В.Давыдов, Р.С.Немов.) - это деятельность, изменяющая самого субъекта. В ней ребенок-школьник приобретает два важнейших интегративных качества личности — желание и умение учиться. Обеспечение процесса формирования учебной деятельности, овладения основными умениями учебной деятельности: принимать учебную задачу и решать её, определять последовательность учебных операций, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности.
Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться.
Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Важной особенностью ранее представленных УМК комплексов является то, что они позволяют успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Это положение наглядно представлено в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика:
Задачу по формированию учебной деятельности начинать нужно с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.
Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.
Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)
В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания.
Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику».
Второе правило– «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно».
Третье правило – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»).
В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза.
Указанные правила позволяют обучающимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей – общего, абстрактного, к нижним – конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ.
Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельнеости учащихся.
Что важно знать и уметь учителю начальной школы?
знать принципы деятельностного подхода;
уметь реализовать его на практике;
освоить новую систему оценивания – критериальную;
освоить принципы организации диалога на уроке.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД , обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
цель освоения учебного содержания
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
основные понятия темы
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Литература:
Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
А.К. Дусавицкий., Е.М.Кондратюк., И.Н.Толмачева., З.И.Шилкунова «Урок в развивающем обучении»: Книга для учителя. – М.:ВИТА
|