Скачать 53.52 Kb.
|
Приложение № 5 План-конспект урока литературы 10 класс Учитель Едренникова С.И. Тип урока: урок новых знаний 2-й урок в системе уроков «Путь духовных исканий Андрея Болконского». Форма урока: исследование художественного текста романа. Тема: «Князь Андрей в Богучарове. Пьер в гостях у князя Андрея». (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) Цели:
Раскрыть особенности художественного мастерства Л.Н. Толстого: портретных зарисовок, речевых характеристик героев, художественных приёмов создания характеров, описания пейзажа.
Задачи:
- самостоятельно анализировать фрагменты романа (йдено-тематический, сюжетно-композиционный анализ, раскрытие характера героя), - выделять нравственно-философскую проблематику произведения, - воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях, - видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, - раскрывать эстетическую функцию языковых средств.
- сравнивать, сопоставлять единичные факты, - устанавливать причинно-следственные связи, - выделять главное в эпизоде, в характере героя, - делать выводы, - подтверждать свое мнение художественным текстом, - формирование навыков устной диалогической и монологической речи и развитие умения общаться. 3. Воспитание умения внимательно слушать собеседника, корректно высказывать свою точку зрения. Методы: а) частично-поисковый метод, предполагающий применение знаний в нестандартных ситуациях, выработку новых умений и навыков на базе уже сформированных, б) исследовательский метод: самостоятельное рассмотрение художественного текста для решения проблемных вопросов. Формы и виды деятельности учащихся на уроке: - создание поисковой ситуации, - работа в группах, - эвристическая беседа, - пересказ и цитирование текста, чтение по ролям, - составление сложного плана характеристики образа (индивидуальное задание), - исследование художественного текста - индивидуальные задания с использованием ИКТ. Оборудование: художественные тексты «Войны и мира», видеофильм «Война и мир», мультимедийный проектор, иллюстрации. Ход урока I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале. II. Постановка темы и целей урока. Самомотивация учащихся. III. Показ фрагмента видеофильма «Война и мир», определение учащимися названия эпизода произведения и его автора, места эпизода в романе. IV. План анализа эпизода т. 2, ч. 2, гл. 11 (выводится с помощью мультимедийного проектора) 1. Встреча (1807г.). 2. Имение. Усадьба - большой каменный дом, - полукруглый фонтан, - надворные постройки, флигели, - вновь вырытый пруд, - молодой сад «На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности» 3. Портрет князя Андрея в восприятии Пьера: «Его поразила произошедшая в князе Андрее перемена»: - резкий, неприятный голос, - «нахмуренный и постаревший», - «слова ласковы, улыбка», - «взгляд был потухший, мертвый, которому… князь Андрей не мог придать радостного…блеска» - «сосредоточенность и убитость». Объясните, почему произошла столь разительная перемена в облике Болконского. 4. Пьер в гостях у князя Андрея. Вопрос: - Какие изменения произошли во внутреннем мире Пьера? Ответ В Петербурге он считал князя Андрея «образцом всех совершенств» «… Ему хотелось поскорее показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший, чем тот, который был в Петербурге». Почему Пьер «почувствовал, что восторженность, надежды на счастье и добро высказывать неуместно»? 5. Раскройте художественное мастерство Л.Н. Толстого (перспективные индивидуальные задания учащимся): а) портрет, б) пейзаж, в) психологический анализ, г) авторский комментарий к манере говорить и слушать, д) речь героев: - манера говорить, - смысл и строение фраз, - интонация, эмоциональный настрой. 6. Назовите основные темы бесед Андрея Болконского и Пьера Безухова и раскройте содержание этих бесед (работа в группах 5 мин: задания получают 5 групп уч-ся): 1) Добро и зло в жизни: 2) Несправедливое и справедливое с т. зрения Андрея и Пьера. 3) Счастье в жизни: 4) Преобразования Пьера, мнение князя Андрея о просвещении «киевских мужиков». 5) Что князь считает нравственной гибелью дворян? 7. Ответы лидеров групп: 1) Добро и зло в жизни: «Что есть зло для другого?» «Что есть зло для себя?» 2) Несправедливое и справедливое с т. зрения Андрея и Пьера. 3) Счастье в жизни: «Я знаю в жизни только два …несчастья: угрызение совести и болезнь. Счастье есть только отсутствие этих зол» (Андрей). «Счастье – любовь к ближнему и самопожертвование» (Пьер). 4) Преобразования Пьера, мнение князя Андрея о просвещении «киевских мужиков»: «…Ты хочешь дать ему нравственные потребности,…не дав ни моего ума, и моих чувств, ни …средств» 5) Что князь считает нравственной гибелью дворян? «Отец …страшен привычкой к неограниченной власти» Дворяне «гибнут нравственно, раскаиваются, грубеют оттого, что у них есть возможность казнить правого и неправого» (Андрей). «…Жалко человеческого достоинства, спокойствия совести и чистоты…» - о ком говорит Андрей Болконский? Ради кого кн. Андрей готов был освободить крестьян? 8. Жизненные позиции князя Андрея и Пьера (индивидуальные задания предлагались двум учащимся). Вопрос: В чем видят дворяне смысл жизни, свое назначение на земле? Подтвердите цитатами из романа. Раскройте «новый взгляд на вещи»: Ответ: чтение по ролям цитат и размышление над изменением качеств характера героев с обоснованием причин: «…Я жил для славы. Ведь что же слава? Та же любовь к другим,… желание их похвалы». «…Я жил для других – и…погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя» (князь Андрей). «..Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу…для других, … я понял всё счастье жизни» (Пьер). V. Итог урока: Как изменяется представление Андрея Болконского о счастье, почему? VI. Домашнее задание т. 2 , ч. 2, гл. 12 Эпизод: «Андрей и Пьер на пароме (1807г.)» Основные вопросы следующего урока (выводятся мультимедийным проектором, записываются в тетрадь по литературе): 1. Пейзаж, его роль в раскрытии внутреннего мира героя. 2. Масонство. Пьер о достижении человеком «высшего состояния», об идеале «равенства, братства, любви» - В чем хочет убедить Пьер князя Андрея? (В мире «есть истина, есть добродетель») - Какие утверждения Пьера можно оспаривать? 3. Отношение к масонству князя Андрея. 4. Мнение князя Андрея об истине и добродетели. 5. Подтвердите текстом, что Андрей Болконский «усердно следил за событиями в мире». 6. Зачем даны автором детали портрета? Докажите, опираясь на детали портрета Андрея Болконского, что «началась… во внутреннем мире его новая жизнь». 7. Раскройте художественное мастерство Л.Н. Толстого (перспективные индивидуальные задания учащимся) |