Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации16.05.2014
Размер0.64 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3   4   5
Урок № 1

Тема: «История Кубани в средневековый период».
Цель урока: Активизировать необходимые знания учащих­ся из курса кубановедения 6 класса.

Задачи:

1. Развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, работы с картой.

2. Воспитывать чувство любви к своему краю, к его про­шлому и настоящему.

Тип урока: урок обобщения.

Оборудование:

Ход ypокa:

1. Организационный момент.

II. Основная часть. Учитель сообщает, что первый вводный урок пройдёт В форме игры-состязания, во время которого уча­щиеся вспомнят изученное в 6 классе.

Класс делится на группы по 6-7 человек. Командам пред­стоит выполнить различные задания. Каждый правильный от­вет оценивается в 1 балл.

Конкурс 1. Мозговой штурм.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. Какие племена и народы находили себе пристанище на территории Кубани в эпоху великого переселения народов? 2. Назовите государственные образования, существовавшие здесь в это время.

3. Когда Русь впервые поставила перед собой задачу выхо­да к Черному морю?

4. Кто из русских князей осуществил первые шаги, направ­ленные на решение этой задачи?

5. Чем вы объясните успехи и неудачи внешней политики России на Северном Кавказе в период правления Ивана IV? 6. Вспомните, как объясняли представители черкеской зна­ти причины своей ориентации на Константинополь или Мос­кву?

7. Какие изменения в этническом составе населения про­изошли на территории Кубани в эпоху великого переселения народов?

Конкурс 2. Хронологическая головоломка.

Каждая группа получает задание расставить события в хронологической последовательности.

1. Первое упоминание о Тмутараканском княжестве в летописи (988 г.).

2. Приезд в Москву адыгской делегации с просьбой к Ивану IV о подданстве и защите от крымских татар (1552 г).

3. Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (конец ХПI-ХV вв.)

4. Когда татаро-монголы "пошли походом на черкесов"?

(1237 г.)

5. Образование Хазарского каганата (VП в.)

Конкурс 3. Юный картограф.

Каждая команда получает задание по атласу "История Ку­бани".

1 команда - Проследите процесс великого переселения на­родов по карте «Кубань в эпоху раннего средневековья» (ат­лас, стр. 8).

2 'Команда - Найдите на карте «Кубанские земли в Х-ХУ BB.~ генуэзские города. Проанализируйте природно-географические, исторические и экономические факторы, определившие места расположения этих колоний.

3 команда - Используя карту «Кубанские земли в составе Крымского ханства (до 1783 г.)», назовите основные крепости, сооруженные турками и крымскими татарами на территории Кубани.

Конкурс 4. Личность в истории Кубани.

От каждой команды по 1-2 человека выходят к доске и по очереди называют фамилию и род занятий или достижение исторической личности из истории Кубани. Не назвавшие в течение 15 секунд очередное имя,, выбывают из игры.

Победителем становится тот, кто последним назвал фами­лию.

Конкурс 5. Инсценируй события.

Каждая команда должна инсценировать какое-либо собы­тие из истории Кубани периода средневековья с условием , что "актёры" не должны говорить.

Команда, угадавшая изображенное событие, получает 1 балл. По 5-баллыroй системе учитель оценивает оригинальность

и представление сценок.

III. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Проанализируйте событие:

1 группа: Проанализируйте причины возникновения, рас­цвета и гибели Тмутараканского кпяжества.

2 группа: Охарактеризуйте причины:

- двухсотлетнего процветания генуэзских колоний на тер­ритории Кубани;

- краха могущества Генуэзской республики в Причерноморье и Приазовье.

3 группа: Подготовьте тезисный план ответа на тему: «Гop­цы и степняки на Кубани в XI-XIV вв.».

Урок № 2

Тема: «Освоение Кубани русскими переселенцами»

Цель урока: Изучить освоение Кубани русскими пepecеленцами.

Задачи:

1. Формировать представления учащихся о жизни России XVII века, церковном расколе и начале переселения на Кубани.

2. Продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за свою малую Родину.

З. Развивать умение выделять главное, работая с таблицей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:


Ход урока:

1. Организационный момент.

11. Объяснение новorо материала.

В середине ХУН в. в России возникло религиозно-обще­ственное движение, вошедшее в историю под названием «раскола» или «старообрядчества». Непосредственным поводом для его проявления послужила церковно-обрядовая реформа, кото­рую в 1653 г. начал проводить патриарх Никон с целью укрепле­ния церковной организации. Опираясь на поддержку царя Алек­сея Михайловича, Никон исправил русские богослужебные кни­ги и изменил некоторые обряды.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторо­ну религии, но в условиях, когда в обществе религия играла важ­ную роль, эти изменения имели большое значение. Недоволь­ство вызывали и насильственные меры, с помощью которых ре­форматор вводил в жизнь новые книги и обряды.

На защиту «старой Bepы» выступили различные слои рос­сийского общества, но особенно движение, названное расколом. Это движение получило много сторонников среди посадских людей и крестьянства. Причем крестьяне связывали измене­ние своего положения не только с нововведениями в области церкви, но и с их закрепощением, почти совпавшим во време­ни с религиозными реформами.

В 1649 г. «Соборное Уложение царя Алексея Михайловича окончательно сделало крестьян «крепкими» своим владельцам

Крестьяне, становясь на защиту «старой Веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью. Одной из форм протеста крестьян яв­лялось их бегство.

Из центральных районов России беглое население устреми­лось на окраины страны - на Дон, Терек, где к этому времени уже сформировалось казачество. Царское правительство быстро оценило роль казачества Дона и Терека в защите юго-восточных окраин и стремилось превратить его в служилое сословие.

В связи с этим, власти начали проводить политику, на­правленную на постепенную ликвидацию автономного положе­ния и управления казачьих территорий, с одной стороны, а с другой - закрепили за казаками некоторые права и привиле­гии, а именно: владеть землей, получать жалование, не платить подати и повинности, без оброка ловить рыбу, беспошлинно торговать, носить одежду старого покроя и бороды и т.д. Бе­зусловно, казаки получали эти права на условиях несения по­граничной военной службы.

К середине ХУН в. казаки делились на зажиточных и бед­нейших. Формирование казачества Дона и Терека, а затем и рост численности его рядов в ХУН в. осуществлялось за счет беглых крестьян. Московское правительство, заинтересованное в использовании военных сил казачества с целью обеспечения безопасности южных границ от татаро-турецких набегов, пер­воначально признавало право казаков Дона не выдавать бег­лых. Но после 1653 г., когда бегство стало принимать все более крупные масштабы, правительство начало его пресекать.

Наличие среди казаков значительного количества старооб­рядцев привело к тому, ЧТО в 70-80-е п. ХУН в. Дон и Терек, а затем и Кубань стали центрами антифеодального, антицер­ковного старообрядческого движения, поддержанного широки­ми слоями донского казачества.

Движение было сложным, поскольку объединяло всех сто­ронников «старой Bepы». Для социальных верхов казачества борьба за старую веру отражала их стремление к сохранению былых казачьих прав и привилегий, а для бывших крестьян это была форма борьбы против крепостничества.

Настоятельные требования правительства о выдаче беглых крестьян и сторонников раскола в 80-е 1'1'. ХУН в. представляли собой покушение на права донских казаков не выдавать беглых.

В условиях жесточайших расправ властей и царских войск

в апреле 1688 г. часть казаков- раскольников под предводитель­ством атамана Льва Манацкого ушла на Ceверо-Западный Кав­каз и поселилась среди горских народов (до 2000 семей). Не­которые из них осели в урочище Можары на р. Куме, где они построили земляной городок. Приверженцы старой веры по­стоянно прибывали в эти поселения. В 1689 г. на Куму пересе­лилось еще 300 донских казаков. Но в 1692 г. астраханскому воеводе П.П. Хованскому было отдано царское повеление разгромить казачьи городки. Это заставило казаков устремиться на Кубань. На Кубань переселилось более 200 человек.

С согласия крымского хана казаки построили городок меж­ду Кубанью и Лабой. Так на Кубани появился немногочислен­ный отряд русских поселенцев - кубанских казаков. Казаки постоянно посылали на Дон грамоты и прелестные письма, в которых вербовали приверженцев и призыв али переселяться на Кубань. В начале ХVIII в. во главе кубанских казаков был атаман Савелий Прохоров.

Кубанские казаки занимались скотоводством, рыболовством и были первыми из русских жителей края, установившими связь с адыгским населением.


III. Работа над таблицей в тетради:


IV. Закрепление.

1. В ХУ-ХУ! вв. на окраинах Русского государства форми­ровалось новое служилое сословие. Как оно называлось ?

2. Какая форма социального протеста обусловила появление казачества?

3. Почему московское правительство первоначально призна­вало право казаков не выдавать беглых?

4. В апреле 1688 г. часть казаков-раскольников под предво­дительством Л. Манацкого поселил ась среди горских пародов. Часть из них основала городок на Кубани. Когда и где?
V. Итоr урока. Выставление оценок.
Домашние задание.

Урок №1 3

Тема: «Казаки-некрасовцы на Кубани».
Цель урока: Изучить историю казаков-некрасовцев на Кубани.

Задачи:

1. Способствовать формированию у учащихся представле­ния об исторической обстановке в России ХVII-го века, конкретизировать и углублять знания учащихся о жизни казаков на Кубани.

2. Формировать чувство уважения к истории родного края.
Оборудование: карта Краснодарского края, атлас « История Кубани.»

План урока:

I. Организационный момент.

П. Про верка знаний по теме предыдущего урока.

III. Объяснение новой темы: «Казаки-некрасовцы на Кубани».

IV. Закрепление пройденного.

У. Итог урока. Выставление оценок.

Ход урока:

1. Орrанизационный момент.

11. Проверка знаний проводится в виде работы над схемой. Используя схему, сделайте выводы о влиянии внутренней

политики государств на процесс освоения кубанских земель русскими переселенцами. Приведите в качестве примеров, под­тверждающих ваш вывод, факты и правительственные акты, оказавшие существенное влияние на этот процесс.
111. Изучение нового материала.

На предыдущем уроке мы говорили о первых переселен­цах на Кубань. Новая волна переселенцев на Кубань устреми­лась после подавления восстания донских казаков под предво­дительством К. Булавина. В начале ХУН! в. в социально-эконо­мическом развитии России произошли существенные измене­ния, которые проявились в развитии сельского хозяйства, про­мышленности, внутренней и внешней торговле, создании ре-

гулярной армии и флота, в оформлении абсолютной монар­хии с ее бюрократическим аппаратом. Все это сопровождалось значительным усилением помещичьей эксплуатации и увеличением го­сударственных податей и повинностей, распространением кpe­постничества на новые территории, установлением произвола властей и полного бесправия народных масс.

Одной из форм протеста народных масс против крепостнического гнета было бегство на окраины страны. Но когда прави­тельство Петра I решило пресечь прием и укрывательство бег­лых на Дону путем карательных мер, началось народное вос­стание. Возглавивший восстание Кондратий Булавин, искал под­держку у кубанских казаков. Так, 27 мая 1708 года он пишет письмо казакам «славного Войска Кубанского» с просьбой по­хлопотать перед турецким султаном о разрешении повстанцам переселиться на Кубань.

В августе 1708 года один из сподвижников Булавина Игнат Некрасов привел на Кубань значительный отряд казаков.

Источники по-разному называют число ушедших на Ку­бань от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Они пришли со своим знаменем и пушками, с твердым намерением отстаивать старинные казачьи привилегии.

Крымский хан разрешил некрасовцам поселиться между Темрюком и Таманью. Здесь они основали ряд своих город­ков, таких как Голубинский, Чирянский, Блудиловский и др. Один из них Кара-Игнат (т.е. Черный Игнат), был назван так в честь атамана Некрасова Игната Федоровича. Некрасовцы со­здали своеобразную казачью республику. Высшей властью в ней был войсковой круг, избиравший войскового атамана. Круг ре­шал все важнейшие вопросы, а повседневные - атаман. Участ­никами круга были казаки и казачки старше 18 лет, но при вынесении решений голосовали только мужчины. Игнат Не­красов пользовался большим авторитетом, об этом говорит и разработанная некрасовцами «Игнатова книга», включавшая в себя, по преданиям, заветы атамана. Вот некоторые из них:

  • Царю не покоряться, при царизме в Россию не возвращаться.

  • Власть в общине принадлежит кругу.

  • Держаться друг за дружку, без разрешения круга на ста-

  • ниц не уходить.

  • Женщину-мать защищает круг.

  • На войне с Россией в своих не стрелять, а палить через головы.

  • Казаку на казака не работать.

  • Каждому ремесло иметь, трудиться.

  • Казакам лавок не держать, купцами не быть.

  • С турками не соединяться, на мусульманках не жениться.

  • Казаки должны любить жен, не обижать их.

  • Молодым почитать старших.

Проживая на Кубани, некрасовцы по-прежнему противосто­яли самодержавию.

(Рассказ о походах на Дон и южные окра­ины России - сообщение ученика «Непокорные бунтовщики»).

Царское правительство пытал ось подчинить себе непокор­ных казаков, ликвидировать «казачью вольницу» некрасовцев. Проводились карательные экспедиции, некрасовекие городки дважды уничтожались правительственными войсками, поэто­му с начала 40-х годов ХVIII века некрасовцы начинают посте­пенно покидать Кубань в поисках более спокойного пристани­ща. Часть их переселилась за Дунай. Новый крымский хан Шагин-Гирей, занявший престол с помощью России весной 1777 года, требовал их переселения в Крым, по сути дела под при­смотр русского военного командования. Поэтому в 1778 году, с разрешения турецкого султана, большинство некрасовцев пере­селилось в Османскую империю. Лишь в начале ХХ века пер­вая партия некрасовце13 возвратилась в Россию, а последняя же в 1962 году.

IV. Закрепление пройденного:

1. Работа с атласом.

Проследить путь передвижения некрасовцев во время их заселения на Кубань, направление их походов и путь переселе­ния в Османскую империю.

2. Анализируя факт пребывания некрасовцев на Кубани,

укажите и запишите в тетрадь:

- причины их переселения на Кубань;

- состав некрасовцев;

- причины последующего переселения в Турцию.

З. Охарактеризуйте основные потоки русских переселенцев на Кубань в конце XVII - 70-е гг. XVIII вв.

Проследите связи между освоением кубанских земель и

усилением крепостного гнета в Российской империи.

V. Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.

Глава 10, § 2.

Урок № 4

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск