Скачать 0.64 Mb.
|
Урок № 1 Тема: «История Кубани в средневековый период». Цель урока: Активизировать необходимые знания учащихся из курса кубановедения 6 класса. Задачи: 1. Развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, работы с картой. 2. Воспитывать чувство любви к своему краю, к его прошлому и настоящему. Тип урока: урок обобщения. Оборудование: Ход ypокa: 1. Организационный момент. II. Основная часть. Учитель сообщает, что первый вводный урок пройдёт В форме игры-состязания, во время которого учащиеся вспомнят изученное в 6 классе. Класс делится на группы по 6-7 человек. Командам предстоит выполнить различные задания. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Конкурс 1. Мозговой штурм. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: 1. Какие племена и народы находили себе пристанище на территории Кубани в эпоху великого переселения народов? 2. Назовите государственные образования, существовавшие здесь в это время. 3. Когда Русь впервые поставила перед собой задачу выхода к Черному морю? 4. Кто из русских князей осуществил первые шаги, направленные на решение этой задачи? 5. Чем вы объясните успехи и неудачи внешней политики России на Северном Кавказе в период правления Ивана IV? 6. Вспомните, как объясняли представители черкеской знати причины своей ориентации на Константинополь или Москву? 7. Какие изменения в этническом составе населения произошли на территории Кубани в эпоху великого переселения народов? Конкурс 2. Хронологическая головоломка. Каждая группа получает задание расставить события в хронологической последовательности. 1. Первое упоминание о Тмутараканском княжестве в летописи (988 г.). 2. Приезд в Москву адыгской делегации с просьбой к Ивану IV о подданстве и защите от крымских татар (1552 г). 3. Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (конец ХПI-ХV вв.) 4. Когда татаро-монголы "пошли походом на черкесов"? (1237 г.) 5. Образование Хазарского каганата (VП в.) Конкурс 3. Юный картограф. Каждая команда получает задание по атласу "История Кубани". 1 команда - Проследите процесс великого переселения народов по карте «Кубань в эпоху раннего средневековья» (атлас, стр. 8). 2 'Команда - Найдите на карте «Кубанские земли в Х-ХУ BB.~ генуэзские города. Проанализируйте природно-географические, исторические и экономические факторы, определившие места расположения этих колоний. 3 команда - Используя карту «Кубанские земли в составе Крымского ханства (до 1783 г.)», назовите основные крепости, сооруженные турками и крымскими татарами на территории Кубани. Конкурс 4. Личность в истории Кубани. От каждой команды по 1-2 человека выходят к доске и по очереди называют фамилию и род занятий или достижение исторической личности из истории Кубани. Не назвавшие в течение 15 секунд очередное имя,, выбывают из игры. Победителем становится тот, кто последним назвал фамилию. Конкурс 5. Инсценируй события. Каждая команда должна инсценировать какое-либо событие из истории Кубани периода средневековья с условием , что "актёры" не должны говорить. Команда, угадавшая изображенное событие, получает 1 балл. По 5-баллыroй системе учитель оценивает оригинальность и представление сценок. III. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. Проанализируйте событие: 1 группа: Проанализируйте причины возникновения, расцвета и гибели Тмутараканского кпяжества. 2 группа: Охарактеризуйте причины: - двухсотлетнего процветания генуэзских колоний на территории Кубани; - краха могущества Генуэзской республики в Причерноморье и Приазовье. 3 группа: Подготовьте тезисный план ответа на тему: «Гopцы и степняки на Кубани в XI-XIV вв.». Урок № 2 Тема: «Освоение Кубани русскими переселенцами» Цель урока: Изучить освоение Кубани русскими пepecеленцами. Задачи: 1. Формировать представления учащихся о жизни России XVII века, церковном расколе и начале переселения на Кубани. 2. Продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за свою малую Родину. З. Развивать умение выделять главное, работая с таблицей. Тип урока: комбинированный. Оборудование: Ход урока: 1. Организационный момент. 11. Объяснение новorо материала. В середине ХУН в. в России возникло религиозно-общественное движение, вошедшее в историю под названием «раскола» или «старообрядчества». Непосредственным поводом для его проявления послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 г. начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. Опираясь на поддержку царя Алексея Михайловича, Никон исправил русские богослужебные книги и изменил некоторые обряды. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях, когда в обществе религия играла важную роль, эти изменения имели большое значение. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых реформатор вводил в жизнь новые книги и обряды. На защиту «старой Bepы» выступили различные слои российского общества, но особенно движение, названное расколом. Это движение получило много сторонников среди посадских людей и крестьянства. Причем крестьяне связывали изменение своего положения не только с нововведениями в области церкви, но и с их закрепощением, почти совпавшим во времени с религиозными реформами. В 1649 г. «Соборное Уложение царя Алексея Михайловича окончательно сделало крестьян «крепкими» своим владельцам Крестьяне, становясь на защиту «старой Веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью. Одной из форм протеста крестьян являлось их бегство. Из центральных районов России беглое население устремилось на окраины страны - на Дон, Терек, где к этому времени уже сформировалось казачество. Царское правительство быстро оценило роль казачества Дона и Терека в защите юго-восточных окраин и стремилось превратить его в служилое сословие. В связи с этим, власти начали проводить политику, направленную на постепенную ликвидацию автономного положения и управления казачьих территорий, с одной стороны, а с другой - закрепили за казаками некоторые права и привилегии, а именно: владеть землей, получать жалование, не платить подати и повинности, без оброка ловить рыбу, беспошлинно торговать, носить одежду старого покроя и бороды и т.д. Безусловно, казаки получали эти права на условиях несения пограничной военной службы. К середине ХУН в. казаки делились на зажиточных и беднейших. Формирование казачества Дона и Терека, а затем и рост численности его рядов в ХУН в. осуществлялось за счет беглых крестьян. Московское правительство, заинтересованное в использовании военных сил казачества с целью обеспечения безопасности южных границ от татаро-турецких набегов, первоначально признавало право казаков Дона не выдавать беглых. Но после 1653 г., когда бегство стало принимать все более крупные масштабы, правительство начало его пресекать. Наличие среди казаков значительного количества старообрядцев привело к тому, ЧТО в 70-80-е п. ХУН в. Дон и Терек, а затем и Кубань стали центрами антифеодального, антицерковного старообрядческого движения, поддержанного широкими слоями донского казачества. Движение было сложным, поскольку объединяло всех сторонников «старой Bepы». Для социальных верхов казачества борьба за старую веру отражала их стремление к сохранению былых казачьих прав и привилегий, а для бывших крестьян это была форма борьбы против крепостничества. Настоятельные требования правительства о выдаче беглых крестьян и сторонников раскола в 80-е 1'1'. ХУН в. представляли собой покушение на права донских казаков не выдавать беглых. В условиях жесточайших расправ властей и царских войск в апреле 1688 г. часть казаков- раскольников под предводительством атамана Льва Манацкого ушла на Ceверо-Западный Кавказ и поселилась среди горских народов (до 2000 семей). Некоторые из них осели в урочище Можары на р. Куме, где они построили земляной городок. Приверженцы старой веры постоянно прибывали в эти поселения. В 1689 г. на Куму переселилось еще 300 донских казаков. Но в 1692 г. астраханскому воеводе П.П. Хованскому было отдано царское повеление разгромить казачьи городки. Это заставило казаков устремиться на Кубань. На Кубань переселилось более 200 человек. С согласия крымского хана казаки построили городок между Кубанью и Лабой. Так на Кубани появился немногочисленный отряд русских поселенцев - кубанских казаков. Казаки постоянно посылали на Дон грамоты и прелестные письма, в которых вербовали приверженцев и призыв али переселяться на Кубань. В начале ХVIII в. во главе кубанских казаков был атаман Савелий Прохоров. Кубанские казаки занимались скотоводством, рыболовством и были первыми из русских жителей края, установившими связь с адыгским населением. III. Работа над таблицей в тетради: IV. Закрепление. 1. В ХУ-ХУ! вв. на окраинах Русского государства формировалось новое служилое сословие. Как оно называлось ? 2. Какая форма социального протеста обусловила появление казачества? 3. Почему московское правительство первоначально признавало право казаков не выдавать беглых? 4. В апреле 1688 г. часть казаков-раскольников под предводительством Л. Манацкого поселил ась среди горских пародов. Часть из них основала городок на Кубани. Когда и где? V. Итоr урока. Выставление оценок. Домашние задание. Урок №1 3 Тема: «Казаки-некрасовцы на Кубани». Цель урока: Изучить историю казаков-некрасовцев на Кубани. Задачи: 1. Способствовать формированию у учащихся представления об исторической обстановке в России ХVII-го века, конкретизировать и углублять знания учащихся о жизни казаков на Кубани. 2. Формировать чувство уважения к истории родного края. Оборудование: карта Краснодарского края, атлас « История Кубани.» План урока: I. Организационный момент. П. Про верка знаний по теме предыдущего урока. III. Объяснение новой темы: «Казаки-некрасовцы на Кубани». IV. Закрепление пройденного. У. Итог урока. Выставление оценок. Ход урока: 1. Орrанизационный момент. 11. Проверка знаний проводится в виде работы над схемой. Используя схему, сделайте выводы о влиянии внутренней политики государств на процесс освоения кубанских земель русскими переселенцами. Приведите в качестве примеров, подтверждающих ваш вывод, факты и правительственные акты, оказавшие существенное влияние на этот процесс. 111. Изучение нового материала. На предыдущем уроке мы говорили о первых переселенцах на Кубань. Новая волна переселенцев на Кубань устремилась после подавления восстания донских казаков под предводительством К. Булавина. В начале ХУН! в. в социально-экономическом развитии России произошли существенные изменения, которые проявились в развитии сельского хозяйства, промышленности, внутренней и внешней торговле, создании ре- гулярной армии и флота, в оформлении абсолютной монархии с ее бюрократическим аппаратом. Все это сопровождалось значительным усилением помещичьей эксплуатации и увеличением государственных податей и повинностей, распространением кpeпостничества на новые территории, установлением произвола властей и полного бесправия народных масс. Одной из форм протеста народных масс против крепостнического гнета было бегство на окраины страны. Но когда правительство Петра I решило пресечь прием и укрывательство беглых на Дону путем карательных мер, началось народное восстание. Возглавивший восстание Кондратий Булавин, искал поддержку у кубанских казаков. Так, 27 мая 1708 года он пишет письмо казакам «славного Войска Кубанского» с просьбой похлопотать перед турецким султаном о разрешении повстанцам переселиться на Кубань. В августе 1708 года один из сподвижников Булавина Игнат Некрасов привел на Кубань значительный отряд казаков. Источники по-разному называют число ушедших на Кубань от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Они пришли со своим знаменем и пушками, с твердым намерением отстаивать старинные казачьи привилегии. Крымский хан разрешил некрасовцам поселиться между Темрюком и Таманью. Здесь они основали ряд своих городков, таких как Голубинский, Чирянский, Блудиловский и др. Один из них Кара-Игнат (т.е. Черный Игнат), был назван так в честь атамана Некрасова Игната Федоровича. Некрасовцы создали своеобразную казачью республику. Высшей властью в ней был войсковой круг, избиравший войскового атамана. Круг решал все важнейшие вопросы, а повседневные - атаман. Участниками круга были казаки и казачки старше 18 лет, но при вынесении решений голосовали только мужчины. Игнат Некрасов пользовался большим авторитетом, об этом говорит и разработанная некрасовцами «Игнатова книга», включавшая в себя, по преданиям, заветы атамана. Вот некоторые из них:
Проживая на Кубани, некрасовцы по-прежнему противостояли самодержавию. (Рассказ о походах на Дон и южные окраины России - сообщение ученика «Непокорные бунтовщики»). Царское правительство пытал ось подчинить себе непокорных казаков, ликвидировать «казачью вольницу» некрасовцев. Проводились карательные экспедиции, некрасовекие городки дважды уничтожались правительственными войсками, поэтому с начала 40-х годов ХVIII века некрасовцы начинают постепенно покидать Кубань в поисках более спокойного пристанища. Часть их переселилась за Дунай. Новый крымский хан Шагин-Гирей, занявший престол с помощью России весной 1777 года, требовал их переселения в Крым, по сути дела под присмотр русского военного командования. Поэтому в 1778 году, с разрешения турецкого султана, большинство некрасовцев переселилось в Османскую империю. Лишь в начале ХХ века первая партия некрасовце13 возвратилась в Россию, а последняя же в 1962 году. IV. Закрепление пройденного: 1. Работа с атласом. Проследить путь передвижения некрасовцев во время их заселения на Кубань, направление их походов и путь переселения в Османскую империю. 2. Анализируя факт пребывания некрасовцев на Кубани, укажите и запишите в тетрадь: - причины их переселения на Кубань; - состав некрасовцев; - причины последующего переселения в Турцию. З. Охарактеризуйте основные потоки русских переселенцев на Кубань в конце XVII - 70-е гг. XVIII вв. Проследите связи между освоением кубанских земель и усилением крепостного гнета в Российской империи. V. Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Глава 10, § 2. Урок № 4 |