Скачать 45.22 Kb.
|
Повышение эффективности уроков социально-бытовой ориентировки в специальных образовательных учреждениях VIII вида Increase of efficiency of lessons Socially-household orientation in the special educational institutions of VIII kind Лебедева О.Ю. Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 5», г. Красноярск, Красноярский край, Россия Lebedeva O. Regional state budgetary special (correctional) Educational institution for trained, pupils with The limited possibilities of health «The Krasnoyarsk special (Correctional) general educational boarding school of VIII kind № 5», Krasnoyarsk, Krasnoyarsk region, Russia Дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии, испытывают большие трудности в социальной адаптации. Из практики могу сказать, что для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению таких детей можно и необходимо использовать на уроках игровые методы и приемы. Children having intellectual problems in development, experience difficulties in social adaptation. From practice I can tell that for successful mastering of knowledge and increase of interest to training of such children it is possible and it is necessary to use game methods and receptions at lessons. Предмет СБО − «Социально-бытовая ориентировка» изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО – подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни. Из собственной практики могу сказать, что на уроках для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения игры, практикумы, тесты, задания, конкурсы. Поэтому при изучении различных тем целесообразно отводить время и место активным формам организации учебного времени. При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся стоит придерживаться некоторых методических рекомендаций: занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока − они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.д.; занимательные задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета; должен быть последовательный переход от простых задач к сложным; необходимо учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности. КРОССВОРДЫ НА УРОКАХ СБО. Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя он испытает радость и удовлетворение, и в дальнейшем проявит желание решать более сложный. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, умения анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению не только предмета СБО, но и русского языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, вырабатывается орфографическая зоркость, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей. ЗАГАДКИ НА УРОКАХ СБО. Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия. Загадки можно использовать и при составлении кроссворда. ФИЗМИНУТКИ НА УРОКАХ СБО. Физминутки представляют собой небольшой комплекс физических упражнений, которые проводятся на уроке как необходимый кратковременный отдых, смена деятельности после продолжительного сидения за партой. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей. ИГРЫ. Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход может быть в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты. Практика показала, что необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе. Дидактические игры. В дидактических играх на занятиях по СБО могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде. Игровые действия могут быть следующие: манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор; раскладывание по группам; соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями; узнавание на ощупь; поиск и показ (например: предметов, изображений, слов); хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее; называние предметов, действий, признаков. Сюжетно-ролевые игры. Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений. Игровые- ситуации. В обучении умственно отсталых детей традиционно эффективно используется прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж: чего-либо не знает, не умеет; просит помощи; утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки; и т.п. Задания- соревнования. Нестандартный урок. Это могут быть: урок-игра КВН, урок- экскурсия, урок-игра «Поле чудес», урок-игра «Счастливый случай» и т.п. CD НА УРОКАХ СБО. Работа на компьютере очень увлекает учащихся. Сейчас в магазинах можно подобрать различные CD или DVD, которые подходят для изучения многих тем по СБО − «Жилище», «Питание», «Культура поведения», «Одежда. Обувь» и т.п. Возможности компьютерной техники, широкий выбор образовательных ресурсов на CD или DVD позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса на занятиях социально- бытовой ориентировки. Литература 1. Воронкова, В.В., Казакова, С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М., 2006. 2. Гладкая, В.В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2006. |