I этап «Понимание и постановка учебной задачи» (Традиционно: этап «Подготовка к активной познавательной деятельности»), который должен заканчиваться постановкой детьми учебной задачи
Задачи этапа:
1.Фиксация в ходе детской рефлексии границы знания - незнания (рефлексия старого способа; рефлексия изменившихся условий; постановка учебной задачи)
2. Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями
для действий в новой ситуации (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания)
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организация учителем первой точки: «Долженствование» Создание «ситуации успеха»: дети хорошо владеют известными приёмами вычитания. Ошибок здесь быть не должно! Если ошибки есть, то данный приём отрабатывается до автоматизма и только затем осуществляется переход к следующему заданию.
При выполнении этого условия учитель может предлагать следующее задание.
| Дети при решении примеров воспроизводят известные приёмы вычитания, которые будут необходимы далее как опорные:
47 – 8 = 47 – 7 – 1
39 – 21 = (30 – 20) + (9 – 1)
|
Вопрос учителя:
- Что вы знаете о вычитании?
На доске под надписью «МЫ ЗНАЕМ!» вывешивается табличка:
УМ – в = р (компоненты вычитания и связь компонентов)
На доске: схема 1:
На доске: схема 2: -Покажите, что вы не просто это знаете, а умеете выполнять практически:
(под надписью: «МЫ УМЕЕМ!»)
47 – 8 = 68 – 43 =
39 – 20 = 50 – 16 =
| Предполагаемые ответы детей:
а) числа при вычитании называются: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности (компоненты вычитания)
б) Мы знаем, как вычитать из двузначного числа однозначное (рассказывают на примере и по схеме 1) в) двузначные числа содержат 2 разряда: ДЕС. И ЕД.
г) при вычитании таких чисел десятки мы вычитаем из десятков, а единицы – из единиц (схема 2)
Дети решают примеры у доски в точном соответствии со схемами 1 и 2, объясняя, по какой схеме действовали
|
Организация учителем второй точки: «Несостоятельность» (среди примеров, требующих применения известных и только что отработанных приёмов вычитания, детям предлагается решить пример, требующий использования другого приёма, ещё не известного детям)
| Дети берутся и решают предложенные примеры с установкой: «Я это знаю, могу решить успешно, без ошибок», ещё не понимая, что им предлагается «задание - ловушка».
|
Задание - «ловушка»:
- Следующий столбик примеров решаете самостоятельно, проверяем каждый ответ.
64 – 31 =(ответ закрыт)
85 – 62 = …
93 – 57 =….
Проверка каждого ответа и фиксация всех получившихся ответов учителем на доске рядом с примером:
64 – 31 = 33
85 – 62 = 23
93 – 57 = (ответов несколько разных, на доске записываются все напротив примера)
-Могут ли быть в одном примере разные ответы? Что вы думаете об этом?
|
При проверке дети фиксируют, что в первых двух примерах ответ у всех одинаковый и приём вычитания применялся верно.
Фиксация, что в последнем примере в отличие от остальных ответы почему-то получились разные.
Фиксация детьми противоречия: только один ответ может быть правильный, а их несколько.
Ситуация общей «несостоятельности» («несостоятельности» класса в целом, поскольку нет единого ответа; дети ещё не знают точно, кто именно из них неправ).
|
Организация учителем третьей точки: «Критерий истинности» Наглядный и очень убедительный аргумент, подобранный учителем, позволяющий детям без сомнения признать правильный ответ как единственно верный. В данном случае – ответ на калькуляторе.
| Конкретный ученик должен убедиться, что это именно его ошибка, а не «сбой» кого-то другого
|
- Как же убедиться, кто решил верно, а кто нет? В итоге обсуждения учитель или ученики предлагают сосчитать на калькуляторе
| Дети предлагают разные версии, которые учитель или другие ученики проблематизируют – проверяют на истинность.
Дети с помощью калькулятора убеждаются в единственно правильном ответе, который фиксируют на доске.
Признание детьми, у которых калькулятор не подтвердил ответ, что это их собственная несостоятельность (их ошибка).
|
Организация учителем четвёртой точки: «Дополнительная работа над собой» (который складывается как прохождение трёх ключевых моментов: 1) рефлексия прежнего способа действий и проверка правильности его применения в данном случае; 2) рефлексия изменившихся условий; 3) постановка детьми учебной задачи как точное определение своего незнания, которое нужно преодолеть, чтобы справиться с предложенным заданием)
| Определение учениками своего незнания в виде вопроса или формулировки, чего не знают, чтобы эффективно действовать в новой ситуации
|
1) Организация учителем детской рефлексии прежнего способа действий и проверки правильности его применения в данном случае
- Какой способ использовали?
Проверим, можно посчитать по схеме 1?
- а по схеме 2?
2) Организация учителем анализа изменившихся условий
-Почему до этого примера всё было правильно, ошибок не было, а с этим примером не справились?
-Как мы называли такие случаи вычитания однозначного числа из двузначного? 3) Организация учителем уточнения границы незнания учеников для решения примеров данного вида
-Что же делать? Как решить этот пример? -Какие примеры? Чему вы хотите научиться сегодня? Какую задачу ставите перед собой?
| Дети проверяют правильность применения известных им и хорошо отработанных приёмов вычитания, которые они пытались применить к последнему примеру. Фиксация, что в использовании приёма ошибок нет, однако ответы всё-таки разные (а раньше был один у всех).
Дети выявляют изменение условий: чем этот пример отличается от предыдущих и почему прежний приём применить нельзя.
Предполагаемые ответы детей: Этот пример отличается от предыдущих: здесь нужно вычитать двузначное число, где единиц в вычитаемом больше, чем в уменьшаемом.
-Вычитание с переходом через разряд. -Мы не умеем решать такие примеры. Постановка детьми учебной задачи:
-Нам нужно научиться вычитать двузначные числа из двузначных с переходом через разряд, чтобы правильно решить предложенный пример и подобные примеры.
= ?
|
II и III этапы «Проектирование и моделирование нового способа действий» (Традиционно: этап усвоения нового)
Задачи этапа:
1. Освоение нового содержания образования Организация работы по выдвижению и проблематизации детских версий (проектных идей) решения учебной задачи.
2. Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием детей.
3. Моделирование нового способа.
|
Проверка понимания и «удержания» учебной задачи детьми: - Какую задачу будете решать сейчас в группах?
Организация учителем групповой работы (распределение по группам, повторение правил групповой работы):
- Вспомним и повторим правила работы в группе. Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами:
1. выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений; результаты групповой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами);
2. после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;
3. после обсуждения всех вариантов группам предлагается уточнить модели, либо собрать общую модель способа (приёма)
Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга и фиксировали все высказываемые версии, задавали вопросы на понимание и уточнение: говорим о той же версии, но другими словами или это иное решение?
Организация учителем рефлексии полученного способа и модели, организации группового обсуждения
-Что надо сделать, чтобы легко было решать все примеры, подобные этому?
- Оцените свою работу в группе по выработанным вами критериям (см. маршрутный лист)
| Повторение учебной задачи («Мы должны вывести способ действия для вычитания двузначных чисел с переходом через разряд»).
Коллективная работа в группах.
Работая в группах, дети выводят новый приём вычитания.
Предъявление результатов работы групп.
Вопросы друг другу на понимание. Предполагаемый проект решения для данной ситуации (новый приём):
- Сначала вычитаем десятки, а потом из того, что получится, вычитаем единицы «удобными» частями.
93 – 57 = (93 – 50) – 7 = 43 – 7 = 43-3-4=36: Моделирование способа (в группах):
(Дети фиксируют в группе все версии, различая их и выбирая разные; уточняют общий проект действий и модель способа перед общим докладом) Предполагаемая схема (модель):
- = - - Соотнесение и оценка эффективности групповой работы по критериям, полученным детьми на предыдущих уроках
|
Первичная диагностика понимания полученной модели и её применения (традиционно: этап первичной проверки усвоения) Педагогическая задача:
Проверка понимания детьми полученной модели способа, умения «прочитать» модель и соотнести её с предлагаемыми примерами.
|
Задание 1:
- Выберите запись, соответствующую выведенному способу действия:
84 – 29 = 84 – (10 + 19)
84 – 29 = 84 – (24 + 5)
84 – 29 = 84 – (20 + 9)
найдите значение этого выражения.
Задание 2:
-Предложите свой пример такого типа и решите его с объяснением у доски.
|
Аргументация своего выбора и способа вычитания. Дети выполняют задание, действуя в соответствии с полученной схемой (моделью).
|
IV этап «Реализация нового способа» (Традиционно: этап «Первичное закрепление»)
Задачи этапа:
1. Проверка умения применить модель при решении практических задач.
2. Поиск ограничений применения данной модели при решении практических задач;
уточнение и доработка модели.
|
- Всегда ли можно воспользоваться калькулятором? Для чего вам надо учиться решать подобные примеры?
Представьте такую ситуацию: ( Задача: как сосчитать, не прибегая к калькулятору?)
Два класса собрались на экскурсию. В автобусе всего 32 места. 17 учеников одного класса заняли места. Хватит ли мест в автобусе для нашего класса?
| Дети составляют схему для решения задачи и решают её.
Решение: 32 – 17= 32 - 10 – 7 = 15 (м.)
|
Итоговый контроль усвоения (итоговая педагогическая диагностика)
Задача: диагностика умения применить полученный способ (диагностика результата и способа решения)
|
Найдите значение выражений:
А) 21 – 12=
32 – 23 =
43 – 34 =
54 - 45 =
-Кто заметил закономерность? Продолжите запись примеров.
Б) Какие цифры нужно вставить в окошки, чтобы получились верные равенства?
64 – 3[ ] = 64 - [ ][ ] -5 41 - [ ]8 = 41 – 20 - [ ]
| Самостоятельное решение примеров.
65 – 56 =
76 – 67 =
87 – 78 =
98 – 89 =
Соотнесение заданий с моделью. Учащиеся должны точно указать в полученной модели место, о котором идёт речь:
64 – 3[ ] = 64 – [ ][ ] -5
- = - -
|
Итоговая рефлексия (Традиционно: этап «Итог урока»)
1. Организация педагогической диагностики понимания и освоения новой единицы содержания.
2. Организация самооценки и самокоррекции
3. Рефлексия группового взаимодействия (если была групповая работа)
|
- Какую учебную задачу вы решали? Удалось ли её решить? Для какой ситуации подходит полученный вами приём?
- Как же вычитать такие числа?
- В чём возникали затруднения и удалось ли их преодолеть?
- Что помогало или мешало вам договариваться в группе? Что бы вы изменили в работе группы для более эффективной работы?
| Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке
Рефлексия области применения данного способа, модели
Рефлексия полученного способа. Самокоррекция, самооценка Рефлексия способов коммуникации и соорганизации в группе.
|