Урока: Колебательное движение





Скачать 98.88 Kb.
НазваниеУрока: Колебательное движение
Дата публикации16.07.2014
Размер98.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
КОНСПЕКТ

урока по теме

«Колебательное движение.

Свободное колебание»

9 класс

Тема урока: Колебательное движение.

Свободные колебания.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Задачи урока:

  1. Изучить и закрепить понятие – колебательное движение и некоторых его характеристик – периода и частоты, научиться решать простейшие задачи, проводить простейшие эксперименты и делать выводы.

  2. Научиться наблюдать, экспериментировать и делать выводы.


Оборудование к уроку:

  1. на демонстрационном столе: шарик на нити, тело на пружине, поплавок и емкость с водой, струна, камертон, кодоскоп;

  2. на столах учеников: штатив с муфтой и лапкой, тело на нити; копировальная бумага, опорный конспект.




  1. Мотивационный этап.

Сегодня мы начинаем изучение темы «Механические колебания и волны. Звук». На изучение этой темы мы затратили 11 уроков. За эти уроки мы познакомимся с основными характеристиками колебательных процессов. С волновыми процессами. Изучим звуковые колебания и волны. Мы проведем 2 проверочные работы и напишем одну лабораторную работу. Подведет итог нашей деятельности контрольная работа, которая состоится через 10 уроков.

Сегодня первый урок по данной теме и узловые вопросы сегодняшнего урока:

  1. Что такое колебательный процесс?

  2. Что такое период колебаний?

  3. Что такое частота колебаний?




  1. Объяснение нового материала.

  1. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.

  2. – К числу самых распространенных механических движений в природе относятся повторяющиеся движения. Повторяющимися движениями являются: вращательное движение Земли вокруг своей оси, и вокруг Солнца, вращение стрелок часов, колес автомобиля.

Значение для науки и практики изучения повторяющихся движений велико: движения небесных светил позволило создать календарь, необходимый в хозяйственной деятельности; уже в глубокой древности у египтян, майя, инков.

Изучение колебательных движений маятника, позволили Гюйгенсу, в 1657 г. создать часы, очень точно измеряющие время. Еще большее значение, изучение колебаний имеет в наше время – время космических скоростей, огромных энергетических мощностей и гигантских сооружений.

Приходится учитывать вредное действие колебаний. Статистика показывает, что 80% поломок и аварий в машиностроении является результатом недопустимых колебаний.

Смертельно опасно для самолетов – при некоторой, заранее не предвиденной скорости самолет начинало «трясти» и он разваливался в воздухе. Ученым удалось найти и устранить причины этих опасностей. Приходится учитывать возникновение колебаний и при строительстве различных, высотных сооружений. При порывах ветра колебания верхней части заводской трубы могут достигать 0,5 м, что требует строгого расчета её погрешности.

Но колебания можно использовать и с пользой в некоторых технологических процессах: вибролитье и виброрезание.

Выясним, какими же специфическими свойствами обладают колебания.


  1. Работа по тетради на печатной основе. Стр.59.уррок 27.

Проделаем опыт «Наблюдение колебательного движения».

Цель опыта: выявить отличительные признаки колебательных движений. Познакомимся с ходом работы.

Обратите внимание на то, что от вас требуется сделать вывод об отличительных признаках колебательных движений.

Прежде чем вы приступите к выполнению работы, пронаблюдайте колебания в других колебательных системах.

Эксперимент на демонстрационном столе.

  1. Колебания пила на пружине;

  2. Колебания поплавка на воде;

  3. Колебания струны.

Можете приступить к работе, на это вам отводится 3 минуты.

Вывод и его анализ:

  1. Движение неравномерное.

  2. Через определенный промежуток времени движение повторяется.

  3. Посмотрите особенности к.д. в ОК.

  4. Посмотрите определение колебания в опорном конспекте.




  1. Работа в тетради.

  1. Отклоним тело от положения равновесия и изобразим это на чертеже:


R – Равнодействующая сила направлена к положению равновесия.

  1. Тело может совершать колебания само по себе, а может под действием силы. (показать)

Если мы первоначально выведем тело из положения равновесия, т.е. дадим ему запас энергии, и за счет этой энергии будут происходить колебания, то такие колебания будем называть свободными.

Прочитайте определение свободных колебаний в ОК.

Опр. Колебания, происходящие благодаря первоначальному запасу энергии называются свободными (т.е. под действием внутренних сил).

  1. Система тел, в которой происходят свободные колебания – колебательная система.

Свободно колеблющееся тело всегда взаимодействует с другими телами и вместе с ними образуют систему.

Например: шарик нить штатив.

В результате взаимодействия этих тел и возникает сила, возвращающая тело в положение равновесия.

  1. Найдите в опорном конспекте материал, относящийся к колебательным системам. Прочитайте.

а) Какие колебательные системы там указаны?

б) Какое основное свойство колебательных систем?


  1. Работа по ОК.

Какие характеристики есть у колебаний. Перечислите их.

Сегодня мы подробно рассмотрим две. Период и частоту.

  1. Промежуток времени, через который движения повторяются, называется периодом. (Прочитайте определение по ОК).

 - период колебаний

 = с

За промежуток времени, равный периоду тело дважды проходит через положение равновесия.

  1.  - число колебаний. Рассмотрим, как правильно посчитать число полных колебаний.


T – время колебаний,  t  = с
  = 

  1. Число колебаний в единицу времени называется частотой. (Прочитайте опр. В ОК)

 - частота

 =  = с-1 с-1 = Гц

 =

T =  ;  = 



  1. Закрепление изученного материала. Работа по тетради на печатной основе. Стр.59.

1

Дано: Решение

t = 10 c T = 

N = 100 T =  = 0,1 с

T - ? ответ: 0,1 с
2

Дано: Решение

t = 15 c N = ; N =  = 30

T = 0,5 c  =  ;  =  = 2 c-1

N - ? Ответ: 30; 2с-1

 - ?
3

Дано: Решение

t = 20 c  =  ;  =  = 0,1c

N = 200  =  ;  =  = 10c-1

T - ? Ответ: 0,1с; 10с-1

 - ?



4

Дано: Решение

 = 440Гц T =  ; T =  = 0,00227c

T = 0,5c N =  ; N =  = 220

T - ?

N - ?


  1. Проверочная работа. Инструктаж.




  1. Вариант 1

  1. А; В;

  2. А

  3. Дано: Решение

t = 5c T =  ; T =  = 0,5c

N = 10  =  ;  =  = 2c-1

T - ? Ответ: 0,5c; 2c-1

 - ?



  1. Дано: Решение:

T = 0,5c  =  =  = 2c-1

 - ? Ответ: 2с-1

  1. Дано: Решение:

= 4с-1. Т = ; Т =  = 0,25с

Т - ? Ответ: 0,25с
Вариант 2

  1. В

  2. А

  3. Дано: Cu Решение:

t = 2мин. 120c T =  ; T =  = 1c

N = 120  =  ;  =  = 1c-1

T - ? Ответ: 1с; 1с-1

 - ?

  1. Дано: Решение:

= 0,25с-1 T =  T =  = 4c

Т - ? Ответ: 4с

  1. Дано: Решение:

T = 2c  =   =  = 0,5 c-1

 - ? Ответ: 0,5с-1


  1. Нормы оценок:

«5» - 5

«4» - 4

«3» - 3

  1. Подведение итогов проверочной работы.

  1. Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

  2. Какие ошибки были допущены?

  3. Исправьте допущенные ошибки.




  1. Итоги урока.

Сегодня мы познакомились ещё с одним видом неравномерного движения – колебательным движением.

Механическими колебаниями называются периодические изменения координаты тела или периодически повторяющиеся движения.

Сегодня мы познакомились лишь с двумя характеристиками колебаний:

Периодом. T – время в течении которого совершается одно полное колебание.

Частотой.  - число колебаний в единицу времени.


  1. Это интересно.

Стр.343. «Резонанс».
Оформление доски.

  1. Узловые вопросы

1.

2.

3.

  1. Тема урока


  1. Сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

  2. Эксперимент. Рабочая тетрадь. Стр.59, упр.27.

  3. Решение задач. Рабочая тетрадь. Стр.59-60. № 1, 2 (3,4*)

  4. Домашнее задание: § 24

§ 25 стр.90

§ 26 стр.94

Упр. 24 № 2, 3, 4

  1. Проверь себя.

  2. Итоги урока.

  3. Это интересно.

Нормы оценок:

«5» - 5

«4» - 4

«3» - 3

Опорный конспект


  1. Колебательное движение –

  • периодическое движение;

  • неравномерное движение;

  • повторяющееся движение.

  1. Механическими колебаниями называются периодические изменения координаты тела или периодически повторяющиеся движения.

  2. Свободные колебания – колебания, происходящие благодаря первоначальному запасу энергии, (происходят под действием внутренних сил). Система тел, в которой происходят свободные колебания – колебательная система.


Колебательные системы
Математический Другие колебательные Пружинный

маятник системы маятник

Основное свойство колебательных систем – возникновение силы, возвращающей тело в положение устойчивого равновесия.
Период колебаний – промежуток времени в течение, которого тело совершает одно полное колебание.
Частота колебаний – число колебаний в единицу времени.
Характеристики колебаний
- физические величины - постоянные величины

х – координата Т – период

F – сила  - частота

а – ускорение Хm - амплитуда

v - скорость  – циклическая частота
Выявить, кто дал ответ в задании и ученику прокомментировать верный ответ.
Уделим время разбору этих вопросов.

Решение задач.

№ 349

350

352

Д/з § 1; 5
Сегодня на уроке:

  1. Изучение нового материала.

  2. Эксперимент. Рабочая тетрадь. Стр.59. упр.27 (3 мин).

  3. Решение задач. Стр. 59-60, № 1, 2, 3 (4*)

  4. § 24, § 25 стр.90, § 26 стр.94 упр.24 № 2, 3, 4.

  5. Проверь себя.

  6. Итоги урока.

  7. Это интересно:

Итоги:

«5» - 2

«4» - 7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Колебательное движение iconРешение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление...
Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное...
Урока: Колебательное движение iconКолебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение
Сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики
Урока: Колебательное движение iconКонспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Урока: Колебательное движение iconКонспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Урока: Колебательное движение iconУрок в 9 классе на тему: «Величины, характеризующие колебательное движение»
Модульный урок в 9 классе на тему: «Величины, характеризующие колебательное движение»
Урока: Колебательное движение iconУрок географии в 6 классе по теме: «Движение вод Мирового океана»
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Урока: Колебательное движение iconСценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы»
Образовательная: Сформировать у учащихся представления о колебательном движении; свободных колебаниях и колебательных системах; изучить...
Урока: Колебательное движение iconКонспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе
...
Урока: Колебательное движение iconТема урока: Macromedia Flash. Анимация. Покадровая анимация
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Урока: Колебательное движение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды колебаний. Величины, характеризующие колебательное движение
Урока: Колебательное движение iconНа заседании шмс директор школы
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Урока: Колебательное движение iconУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Урока: Колебательное движение iconТематический план лекций по курсу "Гистология, цитология, эмбриология"
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Урока: Колебательное движение iconКонспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Урока: Колебательное движение iconКонспект урока по физике Тема : Механическое движение
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Урока: Колебательное движение iconПрограмма инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск