Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы»





Скачать 138.5 Kb.
НазваниеСценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы»
Дата публикации16.07.2014
Размер138.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
СЦЕНАРИЙ УРОКА в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы».

Учебник: Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Тип урока: усвоение знаний на основе модульной технологии.

Цели урока:

Образовательная: 1. Сформировать у учащихся представления о колебательном движении; свободных колебаниях и колебательных системах; изучить свойства маятников.

Воспитательная: воспитать познавательный интерес к теме «Колебания».

Развивающая: развитие способов познавательной , информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.




этап

учитель

дети

оформление

ФОУД

1

Организационное начало урока

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Сегодня у нас гости. Мне бы хотелось, чтобы улыбнитесь друг другу и начали работать.

Садятся




коллективная

2

Мотивационный компонент

На доске записана тема урока: «Колебательное движение. Колебательные системы». С этим понятием каждый из вас впервые встретился как минимум 15 лет назад. Да, да! Не улыбайтесь. Ведь при рождении вы сразу закричали, это было самым приятным для вашей мамы. А для вас это было первое неосознанное знакомство с колебательным движением! А сегодня на уроке мы уже осознанно будем знакомиться с этой темой.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Записывают тему урока

Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти.

Л.Н.Андреев


индивидуальная

3

Знакомство с задачей урока

Обратите внимание на слова Аристотеля.

Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Поэтому Помните, пожалуйста, привила работы в группе.

У каждого из вас есть карта, по которой вы будите работать.

И опять обратите внимание на слова: «…Тот, кто идет спокойно и тихо, упорно продвигается вперед по правильно намеченному пути, скорее достигнет цели, чем тот, кто гоняется за всем встречным…»

Д.Локк, английский философ и педагог 18в.

Поэтому каждый из вас ставит себе цель на уроке, и выбирает правильный путь ее достижения.

Я желаю успеха. У вас все получится. А я буду вам помогать при затруднениях.


Совместно обсуждают


Ум заключается не только в Знании, но и в умении применять знания на деле.

Аристотель





4

Работа с картой учащихся

К УЭ-6 приступаем после моего согласия

Консультант








Индивидуально-групповая

5

Домашнее задание.




Способности, как мускулы, растут при тренировке.

В.А.Обручев


Домашнее задание в карте учащихся




1

6

Подведение итога

Это был всего один урок из этой темы. В своих отчетах вы отметили результаты своей деятельности на уроке. Дома еще раз проанализируйте, наметьте дальнейший путь изучения материала. В помощь я вам дам лист использования электронных пособий по этой теме.

Попробуйте вокруг себя найти колебания, а самим я желаю поменьше колебаний на жизненном пути. Всем спасибо. Удачи.










Карта учащегося Тема: «Колебательное движение. Колебательные системы». Учебник: Физика 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М. Гутн

УЭ 0

Постановка целей. Сегодня на уроке вы самостоятельно узнаете еще один вид неравномерного движения.

Выясните основной признак, по которому можно отличить его от других видов движения, какие колебания называются свободными, что такое колебательная система и сможете приводить примеры колебательных систем.

Попробуйте определить для себя цель на урок. Запишите ее в тетради.

Материал не сложный, но очень часто встречается Вам в жизни. Внимательно читайте инструкцию, у Вас все получится. Успехов!

Если вы забыли какой вид неравномерного движения мы изучили, обратитесь к тетради или стр. 20 учебника .

УЭ 1

Актуализация знаний. Для того чтобы добиться цели урока, попробуйте ответить на вопросы :

1 : По каким признакам можно судить, что тело движется?

2 уровень: Что может служить траекторией при неравномерном движении?

3 уровень: Какими величинами характеризуется неравномерное движение?


Если трудно, обратитесь к записям в тетради, учебнику

УЭ 2

Самостоятельное изучение нового материала

1 шаг:

Откройте страницу 87 учебника, внимательно прочтите второй абзац и запишите в тетради примеры колебательных движений

2 шаг:

Рассмотрите рис. 48 (стр.87) и запишите, при каком условии эти тела могут совершать колебания? Запишите различия в этих движениях.

3 шаг:

Запиши важную общую черту для всех этих движений.

4 шаг:

Пронаблюдайте это с телом на пружине(необязательное задание).

5 шаг:

Запишите определение периода.

Используя шарик, докажите, что это физическая величина. Охарактеризуйте его по обобщенной схеме физической величины(необязательное задание)

6 шаг:

Используя два последних абзаца стр.88 сформулируйте основные признаки, характерные для колебательного движения.

7 шаг:

Динамика объясняет причины движения. По рис.49 попробуйте объяснить причину колебательного движения.(необязательное задание).

8 шаг:

Запишите, какие колебания называются свободными, какие системы называются колебательными? (стр.90)

Приведите примеры колебательных систем.

Запишите, что такое маятник?



Можете записать и свои примеры.

Если затрудняетесь, обратитесь к учителю или консультанту.

Вспомните, что необходимо знать о физической величине


УЭ 3

Закрепление изученного: Внимательно прочитайте текст, приведенный ниже.

Из содержания параграфа вы узнали:

  • колебательное движение, или просто колебания – это движения, которые почти или полностью повторяются через определенный интервал времени;

  • общая черта разнообразных колебаний – их периодичность (за период тело дважды проходит положение равновесия)

  • свободные колебания – это колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии (сообщенному при однократном воздействии внешней среды);

  • системы тел, которые способны совершать свободные колебания называются колебательными;

  • маятник – твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси.



Используя записи в тетради, отметьте галочкой ответы на вопросы: 2,3 (стр.88);

4 (с.88).

3,4,5 стр.92

7 стр.92


Если не нашли ответ, обратитесь за помощью к учителю

УЭ 4

Самопроверка:

Выполните тест ( в приложении)


Ответ проверьте у учителя

УЭ 5

Осмысление:

Вернитесь к УЭ 0 и проверьте, достигли вы поставленной цели. Если да, то выясните дела в группе, не нужна ли кому ваша помощь и оцените свою деятельность по критериям (приложение рейтинговая таблица) и переходите к УЭ 6

если нет, то вернитесь к УЭ 2




УЭ 6

Экспертный контроль:

1. Используя маятники (пружинный и нитяной), убедитесь, от чего зависит их период колебаний. Отчет занесите в таблицу (возьмите в приложении).


Вспомните ТБ работы с приборами (см.приложение)





Способности, как мускулы, растут при тренировке. В.А.Обручев

ДЗ: записи в тетради, § 24, 25. Сделать отчет (используя инструкцию); Упр.23 (2 по желанию).



Используйте рейтинговую таблицу.

Приложение к уроку:

План изучения величины

  • Какое явление и свойство тел (веществ) характеризует данная величина.

  • Определение величины.

  • Определительная формула

  • Единица величины в СИ

  • Способы измерения величины

Техника безопасности при проведении опытов.
1. Аккуратно отводите маятник от положения равновесия (на небольшой угол)

2. Не растягивайте пружину больше, чем на 4 см.

3. Не мешайте друг другу при выполнении опыта

4. Не выполняйте одновременно несколько опытов

5. Уважайте мнение товарища, достойно отстаивайте свое мнение.
Инструкция для установления зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.

  1. Подвести на штативе два маятника разной длины. (ℓ1 › ℓ 2)

  2. Отведите шарик примерно на одинаковый угол от положения равновесия и отпустите одновременно.

  3. Заметьте, какой из шариков имеет больший период « Т» (позднее возвращается в первоначальное положение).

  4. Запишите вывод в таблицу(используя знак сравнения)




Нитяной маятник

1 › ℓ 2

Т Т

Чем больше длина нити, тем период колебаний…





Инструкция для установления зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины.

1 .Подвести на пружины различной жесткости ( k1 › k2 ) два тела равной массы. (m1 = m2)

2. Оттяните груз вниз примерно на одинаковую длину от положения равновесия и отпустите одновременно.

  1. Заметьте, какой из шариков имеет больший период « Т» (позднее возвращается в первоначальное положение).

  2. Запишите вывод в таблицу:


Пружинный маятник

k1 › k2

Т Т

Чем больше жесткость пружины, тем период…





Качественные задачи: Знания, не рожденные опытом, матерью всей достоверности, бесплодны, и полны ошибок. Леонардо да Винчи

1. Желая сделать уроки короче, ученик, выждав, когда дежурная отойдет от маятниковых часов, по которым давались звонки, прикрепил пластилином снизу гайку. Будут ли уроки короче?

Проверьте это на опыте, который вы можете провести, имея то оборудование, которое имеется у вас на столе.

Приложение №2
Рейтинговая таблица:


Направления

Показатели

Критерии:3б (максимально)

«Я»

Как я себя чувствовал в процессе учения

Было ли мне комфортно

С каким настроем я работал

Доволен ли я собой.




«Мы»

Насколько мне было комфортно работать в малой группе

Помогал ли я товарищам, или они мне помогали, чего было больше (подчеркни)

Считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.






«Дело»

Я достиг цели учения

Мне этот материал нужен для дальнейшей учебы или на практике

Он просто интересен

Как мне преодолеть свои затруднения.







Инструкция для представления отчета
Совет №1. Начните свой ответ словами:

«Мне удалось

  • узнать

  • понять

  • научиться

  • применять

  • (другое)


Совет №2. Соотнесите результаты своей работы с поставленными целями.
Тест:

Из положения 1 в положение 3 шарик проходит за 2 секунды. Чему равен период колебаний?

А) 2 с

Б) 3 с

В) 4 с

«Колебательное движение. Колебательные системы»


  1. Тела могут совершать колебания, если___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Общая черта для любого колебательного движения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Охарактеризуйте величину, характеризующую колебательное движение по схеме:

    • Название__________________________________________________________________

    • Определение величины______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

    • Единица величины в СИ_____________________________________________________

    • Способы измерения величины________________________________________________

  1. Основными признаками, по которым можно отличить колебательное движение, является

1.__________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Свободными колебаниями называются колебания, ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Колебательная система это


7.Маятником называется_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОК «Колебательное движение. Колебательные системы»


  1. Тела могут совершать колебания, если_ их вывести из положения равновесия




  1. Общая черта для любого колебательного движения через определенный промежуток времени движение любого тела повторяется




  1. Охарактеризуйте величину, характеризующую колебательное движение по схеме:



    • Название: Период

    • Определение величины: Промежуток времени, через который движение повторяется_

    • Единица величины в СИ: секунда_

    • Способы измерения величины : секундомером

  1. Основными признаками, по которым можно отличить колебательное движение, является

1. Периодичность

2. За период тело дважды проходит положение равновесия


  1. Свободными колебаниями называются колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии (сообщенному при однократном воздействии внешней среды);




  1. Колебательная система это системы тел, которые способны совершать свободные колебания называются колебательными;



7.Маятником называется_ твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси

Использование наглядных пособий при изучении темы «Механические колебания и волны. Звук» в 9 классе 11 часов. (18.11- 22.12)

Электронные пособия




Библиотека электронных наглядных пособий физика 7-11

Admin

Masterkey

п. Механические волны.

Этап: самопроверка

Открытая физика «Механические колебания и волны»

Этап: рефлексия

Звукозапись и вопрос

«1С: Школа. Физика 7-11» Пермь. Раздел «Механика» Этап: изучение нового материала

Определение


Видеофрагмент

Модель

Формула

Анимация

Рисунок

Колебательное движение

Рубрикатор: «Механика»; папка «Механические колебания»;

Содержит 21 объект: формулы, текст, рисунки, видео, анимации, интерактивные объекты

Свободные и вынужденные колебания: груз на пружине, маятник

№10

№4

№32







№77, 34

Превращение энергии при колебательном движении.







№1










№36, 37

Величины:

Период

Частота

Амплитуда





№2








№29, 30

№47, 31





№1, 30
№1

Резонанс



















№84

Волна. Два вида волн

папка «Механические колебания»;

Содержит 17 объектов:

Механические волны. Продольные и поперечные

№7

№2







№10




Звук










№9







№11




Контроль в формате ЕГЭ Репетитор по физике (КиМ): Свободный экзамен. Раздел «Механика» Тема: Механические волны













Таблицы: №6 «Механические колебания»; №7 «Механические волны»; №8 «Звуковые волны»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconУрок географии в 6 классе по теме: «Движение вод Мирового океана»
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconКонспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconКонспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconТема урока: Macromedia Flash. Анимация. Покадровая анимация
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconНа заседании шмс директор школы
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconТематический план лекций по курсу "Гистология, цитология, эмбриология"
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconПрограмма инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconКонспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconУрок в 9 классе на тему: «Величины, характеризующие колебательное движение»
Модульный урок в 9 классе на тему: «Величины, характеризующие колебательное движение»
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconРешение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление...
Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное...
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconКонспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе
...
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconКолебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение
Сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconУрок по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Равномерное движение. Скорость»
Оборудование: тележка, два бруска, видео «Механическое движение», компьютер, проектор, диск «Школа к и М» (7 класс)
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация работы: Сценарий урока окружающего мира. Тема: «Движение воздуха». 2 класс по системе Л. В. Занкова. Тип урока: введение...
Сценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы» iconУрок по теме «Движение и взаимодействие тел» ( 7 класс) Тип урока:...
Цель урока: повторить изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел», подготовиться к контрольной работе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск