Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока





Скачать 58.38 Kb.
НазваниеТема урока «Лексические средства выразительности» цель урока
Дата публикации28.07.2014
Размер58.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Тема урока «Лексические средства выразительности»

ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Обобщить полученные ранее сведения о языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные, лексические) 2)Совершенствовать навыки элементарного языкового анализа художественных текстов.

Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли.

1.Организационный момент: Запись числа, классная работа.

2. Аналитическая беседа (повторение)

Учитель: Что делает нашу речь образной? (изобразительно-выразительные средства языка)

Учитель: Какими языковыми средствами достигается выразительность речи? (фонетическими, словообразовательными, лексическими, морфологическими, синтаксическими)

Учитель: С какой целью используют ИВС языка? (эмоциональное воздействие на слушателя)

Учитель: В каких стилях речи используются ИВЗ (В художественном, разговорном, публицистическом)

3.Проверка домашнего задания

Что такое ЗВУКОПИСЬ? (ассонанс и аллитерация)

Приведите примеры из худ. произведений

Фонетические средства - средства звуковой выразительности:

а) Аллитерация — повторение согласных: Гром гремит, грохочет;

б) Ассонанс — повторение гласных: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу... (А. Некрасов);

4. Работа с текстами. (Слайд №)

1) Одуванчик лекарственный - это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см. Млечный сок растения содержит 2-3 % каучуковых веществ.

2) Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

Учитель: В чем сходство данных текстов? (Тема-одуванчик)

В чем отличие данных текстов?

Какой текст на ваш взгляд более эмоционален и выразителен?

С помощью чего это достигается? (Выразительных средств, художественных тропов). Найдите тропы во втором тексте. (Работа с терминами: метафора - пушистый белый дым, эпитет, сравнение - был, как солнце, золотым)

Какова же тема нашего урока ? Какую цель мы должны поставить на данный урок? (виды лексических средств выразительности, цель – обобщение знаний о тропах, употребление тропов в худ. речи )

Запись в тетради темы урока

5. Практическая работа

Задание № 1.

1)Запишите предложение. Проведите синтаксический разбор.

Клочками писем неотправленных белеют льдины на реке. (Повест., невоскл., простое, распр.)

2.Прочитайте выразительно. Опишите картину, которая возникает в вашем воображении. Какой изобразительный прием использует автор в этом фрагменте? (Метафора)

Задание № 2. (слайд КАРТИНКА + текст)

1) Выразительно прочитайте строки из стихотворения С.А.Есенина. Определите, какие выразительные средства языка использует поэт?

2) Выпишите художественные тропы.

Отговорила роща золотая

Березовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Задание №3 (индивидуальное сообщение)

Учитель

1. Как создаётся метафора?

2.Зачем она используется в художественной речи?

3.К чему приводит неумелое использование метафор?

Задание на повторение: Найдите обособления (печально пролетая – деепричастный оборот; растраченных напрасно – причастный оборот). Выпишите из отрывка причастия и деепричастия, разберите их по составу

5. Дифференцированная работа

Задание 1 группе (творческое)

(Запись на доске).

Костер рябины красной. (С.Есенин)

Напишите сочинение-миниатюру (художественную зарисовку) из 3-5 предложений, в котором раскройте образ, скрывающийся в метафоре. Используйте другие выразительные средства.

 Задание 2 группе упр.419

Автор показывает смену времён года. Он использует ИВС (скинуло кафтан лето, осень, одетая в шубу, прошлась с метёлкой, вошла в терема)

Чтение творческих работ

6. Итоги урока

Учитель: Какой вывод вы можете сделать. Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Что интересного и полезного вы «унесете» с сегодняшнего урока?

Какое настроение у вас осталось после урока?

Домашнее задание

1) Упр. 425;

2) Выписать из поэтических текстов примеры ИВС, наизусть упр.419

Приложение

Изобразительно-выразительные средства языка

Тропыспециальные художественно-изобразительные средства, обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием в целях достижения большей художественной выразительности.

Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений:

- по форме (головка лука, зубчик чеснока, кольцо садов);

- по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли);

- по расположению (Наш вагон в хвосте поезда);

- по схожести выполняемой функции — функциональный перенос (дворники автомобиля, ручка с золотым пером).

Разновидностями метафоры являются олицетворение и эпитет.

Олицетворение — отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям: Ветер злится; Море смеялось и плакало. Метафора является источником многозначности слов.

Эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе переноса значения по сходству, возникающее в сочетании с определяемым словом: зеркальная гладь воды; ядовитый взгляд. Часть эпитетов в русской речи являются постоянными, переходящими из одного высказывания, произведения в другое: солнце красное, тучи чёрные.

Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними:

а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на столе);

б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!);

в) между действием и его результатом, местом или предметом (За диктант она получила «пять»; Утреннюю почту уже принесли);

г) между действием и орудием этого действия (Труба звала в поход);

д) между социальным событием, мероприятием и его участниками (Съезд постановил...);

е) между автором и его произведением (Всего Чехова перечитал);

ж) между местом и людьми, находящимися на этом месте (Аудитория шумела; Весь дом высыпал на улицу);

з) между эмоциональным состоянием и его причиной (Радость моя ещё в школе).

Разновидностью метонимии является синекдоха — перенос значения с целого на часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет!; Слива у нас уже отцвела).

Ирония — «троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу)»; Он в шестьдесят ещё шустрый мальчик.

Гиперболапреувеличение размера, силы, значения, усиление признака, свойства до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению: Сто раз уже тебе говорил; Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).

Мейозис — «троп, заключающийся в преуменьшении интенсивности свойств (признаков) предмета, явления, процесса: оставляет желать лучшего (о плохом), это вам влетит в копеечку, ...не первой молодости, ... детинушка пустил в ход кулачки» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 138), неплохой (хороший), недурно (хорошо); Немалых (больших) денег стоит всё это).

Разновидностью мейозиса является литота — образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагах живу от школы).

В одной и той же единице языка может совмещаться несколько видов тропов: «весенний ливень бурных слёз» (метафора + литота).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconТема урока Виды деятельности
Тропы и фигуры речи. Фонетические, лексические и синтаксические средства выразительности
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconНаучно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка»
Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония...
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconУрока: систематизировать сведения об основных видах тропов и их использование...
Умение находить средства художественной выразительности в тексте считается сложным заданием для наших выпускников. Поэтому практикуем...
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconТема урока Элемент содержания
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия)
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconТема урока Кол-во часов
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, регистр)
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconТема: «Средства выразительности устной речи»
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: выполнить коллаж сочетающий все три основных средства выразительности
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconУрок по теме «Редкие средства художественной выразительности в русском языке»
Оборудование: мультимедиа (основные средства художественной выразительности, примеры их использования)
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconУрок Тема: «Люби без мер»
Образовательная цель: вспомнить основные средства художественной выразительности и их роль в стихотворном тексте
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconРабота с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте
Цель урока: повторить понятия текст, микротема, учиться выявлять средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические,...
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconКонспект открытого урока по обж для учащихся 7,9-10 классов Тема...
Тема урока: «Ознакомление с деятельностью мчс россии. Средства индивидуальной защиты»
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: знать историю создания стихотворения и его роль в судьбе автора; уметь работать с эум и текстом и художественного произведения;...
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconТема урока, тип урока
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного...
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconТема урока: основания цель урока
Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями
Тема урока «Лексические средства выразительности» цель урока iconТема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока
Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск