Скачать 58.38 Kb.
|
Тема урока «Лексические средства выразительности» ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Обобщить полученные ранее сведения о языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные, лексические) 2)Совершенствовать навыки элементарного языкового анализа художественных текстов. Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли. 1.Организационный момент: Запись числа, классная работа. 2. Аналитическая беседа (повторение) Учитель: Что делает нашу речь образной? (изобразительно-выразительные средства языка) Учитель: Какими языковыми средствами достигается выразительность речи? (фонетическими, словообразовательными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) Учитель: С какой целью используют ИВС языка? (эмоциональное воздействие на слушателя) Учитель: В каких стилях речи используются ИВЗ (В художественном, разговорном, публицистическом) 3.Проверка домашнего задания Что такое ЗВУКОПИСЬ? (ассонанс и аллитерация) Приведите примеры из худ. произведений Фонетические средства - средства звуковой выразительности: а) Аллитерация — повторение согласных: Гром гремит, грохочет; б) Ассонанс — повторение гласных: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу... (А. Некрасов); 4. Работа с текстами. (Слайд №) 1) Одуванчик лекарственный - это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см. Млечный сок растения содержит 2-3 % каучуковых веществ. 2) Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым… Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов) Учитель: В чем сходство данных текстов? (Тема-одуванчик) В чем отличие данных текстов? Какой текст на ваш взгляд более эмоционален и выразителен? С помощью чего это достигается? (Выразительных средств, художественных тропов). Найдите тропы во втором тексте. (Работа с терминами: метафора - пушистый белый дым, эпитет, сравнение - был, как солнце, золотым) Какова же тема нашего урока ? Какую цель мы должны поставить на данный урок? (виды лексических средств выразительности, цель – обобщение знаний о тропах, употребление тропов в худ. речи ) Запись в тетради темы урока 5. Практическая работа Задание № 1. 1)Запишите предложение. Проведите синтаксический разбор. Клочками писем неотправленных белеют льдины на реке. (Повест., невоскл., простое, распр.) 2.Прочитайте выразительно. Опишите картину, которая возникает в вашем воображении. Какой изобразительный прием использует автор в этом фрагменте? (Метафора) Задание № 2. (слайд КАРТИНКА + текст) 1) Выразительно прочитайте строки из стихотворения С.А.Есенина. Определите, какие выразительные средства языка использует поэт? 2) Выпишите художественные тропы. Отговорила роща золотая Березовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. Задание №3 (индивидуальное сообщение) Учитель 1. Как создаётся метафора? 2.Зачем она используется в художественной речи? 3.К чему приводит неумелое использование метафор? Задание на повторение: Найдите обособления (печально пролетая – деепричастный оборот; растраченных напрасно – причастный оборот). Выпишите из отрывка причастия и деепричастия, разберите их по составу 5. Дифференцированная работа Задание 1 группе (творческое) (Запись на доске). Костер рябины красной. (С.Есенин) Напишите сочинение-миниатюру (художественную зарисовку) из 3-5 предложений, в котором раскройте образ, скрывающийся в метафоре. Используйте другие выразительные средства. Задание 2 группе упр.419 Автор показывает смену времён года. Он использует ИВС (скинуло кафтан лето, осень, одетая в шубу, прошлась с метёлкой, вошла в терема) Чтение творческих работ 6. Итоги урока Учитель: Какой вывод вы можете сделать. Достигли ли мы поставленной цели на уроке? Что интересного и полезного вы «унесете» с сегодняшнего урока? Какое настроение у вас осталось после урока? Домашнее задание 1) Упр. 425; 2) Выписать из поэтических текстов примеры ИВС, наизусть упр.419 Приложение Изобразительно-выразительные средства языка Тропы — специальные художественно-изобразительные средства, обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием в целях достижения большей художественной выразительности. Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: - по форме (головка лука, зубчик чеснока, кольцо садов); - по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли); - по расположению (Наш вагон в хвосте поезда); - по схожести выполняемой функции — функциональный перенос (дворники автомобиля, ручка с золотым пером). Разновидностями метафоры являются олицетворение и эпитет. Олицетворение — отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям: Ветер злится; Море смеялось и плакало. Метафора является источником многозначности слов. Эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе переноса значения по сходству, возникающее в сочетании с определяемым словом: зеркальная гладь воды; ядовитый взгляд. Часть эпитетов в русской речи являются постоянными, переходящими из одного высказывания, произведения в другое: солнце красное, тучи чёрные. Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними: а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на столе); б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!); в) между действием и его результатом, местом или предметом (За диктант она получила «пять»; Утреннюю почту уже принесли); г) между действием и орудием этого действия (Труба звала в поход); д) между социальным событием, мероприятием и его участниками (Съезд постановил...); е) между автором и его произведением (Всего Чехова перечитал); ж) между местом и людьми, находящимися на этом месте (Аудитория шумела; Весь дом высыпал на улицу); з) между эмоциональным состоянием и его причиной (Радость моя ещё в школе). Разновидностью метонимии является синекдоха — перенос значения с целого на часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет!; Слива у нас уже отцвела). Ирония — «троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу)»; Он в шестьдесят ещё шустрый мальчик. Гипербола — преувеличение размера, силы, значения, усиление признака, свойства до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению: Сто раз уже тебе говорил; Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). Мейозис — «троп, заключающийся в преуменьшении интенсивности свойств (признаков) предмета, явления, процесса: оставляет желать лучшего (о плохом), это вам влетит в копеечку, ...не первой молодости, ... детинушка пустил в ход кулачки» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 138), неплохой (хороший), недурно (хорошо); Немалых (больших) денег стоит всё это). Разновидностью мейозиса является литота — образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагах живу от школы). В одной и той же единице языка может совмещаться несколько видов тропов: «весенний ливень бурных слёз» (метафора + литота). |
Тема урока Виды деятельности Тропы и фигуры речи. Фонетические, лексические и синтаксические средства выразительности | Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония... | ||
Урока: систематизировать сведения об основных видах тропов и их использование... Умение находить средства художественной выразительности в тексте считается сложным заданием для наших выпускников. Поэтому практикуем... | Тема урока Элемент содержания Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия) | ||
Тема урока Кол-во часов Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, регистр) | Тема: «Средства выразительности устной речи» План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: выполнить коллаж сочетающий все три основных средства выразительности | Урок по теме «Редкие средства художественной выразительности в русском языке» Оборудование: мультимедиа (основные средства художественной выразительности, примеры их использования) | ||
Урок Тема: «Люби без мер» Образовательная цель: вспомнить основные средства художественной выразительности и их роль в стихотворном тексте | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте Цель урока: повторить понятия текст, микротема, учиться выявлять средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические,... | ||
Конспект открытого урока по обж для учащихся 7,9-10 классов Тема... Тема урока: «Ознакомление с деятельностью мчс россии. Средства индивидуальной защиты» | Конспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: знать историю создания стихотворения и его роль в судьбе автора; уметь работать с эум и текстом и художественного произведения;... | Тема урока, тип урока Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного... | ||
Тема урока: основания цель урока Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями | Тема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне |