Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия»





Скачать 59.74 Kb.
НазваниеЦели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия»
Дата публикации13.07.2013
Размер59.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы

Знакомство с астрономией по произведениям детской литературы
Асфандиярова Г.Н., библиотекарь МБОУ Большетиганской СОШ

Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия»

Развивать наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений. Дать детям понять, что книга (стихи, рассказы, сказки)- это источник полезных и интересных знаний. Обогащать детский словарь.

Ведущая: Ребята! Вы любите сказки? (ответы детей.) Как обычно они начинаются? («Жили- были…»,«В некотором царстве, в некотором государстве…»,« Однажды…») Правильно. Скажите, а кто из вас помнит сказку о пропавшем солнце? Вспомните, кто ее написал? (К.Чуйковский. Краденое солнце). Верно. Почему все звери плакали?
Уч: Солнце по небу гуляло

И за тучи забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заинька темно.

А сороки-

Белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе ! Крокодил

Солнце в небе проглотил

Ведущая: Для чего нам нужно солнышко? Об этом нам сначала расскажут герои сказки К. Чуковского.

Уч: Плачет серый воробей:

« Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышко обидно-

В поле зернышка не видно!»

Плачут зайки

На лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дома не дойти…

Уч: А в большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит,-

Солнце красное,

Солнце краденное.
Ведущая: Кто же помог освободить его? Подробно об этом мы можем узнать, если обратимся к книге Александра Волкова «Земля и небо», где он пишет о том, что еще в далекой древности люди понимали, что без Солнца не было бы жизни на земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо- ни человек, ни животное, ни насекомое- не могло бы жить. Солнечное тепло- источник всякой работы, или, как говорят, энергии.

(Входит Гномик)

Кто ты? Как тебя зовут?

Гномик: Гномик – астрономик.

Уч: А что у тебя в руках?

Гномик: Волшебная палочка. Я живу в сказочном царстве гномов. Эту волшебную палочку я получил от Главного волшебника, очень умного, любознательного и доброго, за то, что много знаю и умею. Я его любимый ученик.

Уч: А почему у тебя звезды на костюмчике?

Гномик: потому что я очень люблю астрономию.

Уч: А что такое астрономия?

Гномик: это наука о небесных светилах – Солнце и звездах.

Вот послушайте. (Гномик читает)

Как заманчиво стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе недурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно-

«Изучайте глубины Вселенной!»

Возникла она в глубокой древности. Слово «астрономия» греческое и состоит из двух слов: «астрон»- звезда и «номос»- закон. Казалось бы, зачем нашим предкам нужно было смотреть на небо и изучать законы, по которым движутся звезды и другие небесные светила?

Разве они так важны? Да. Они необходимы. С незапамятных времен люди занимаются скотоводством и земледелием. Им надо знать, когда наступит весна, когда она сменится летом, когда после лета явится дождливая осень. За небесными светилами приходилось следить не только скотоводам и земледельцам. Путешествуя по морю и суше, люди находили дорогу днем по солнцу, а ночью- по звездам. Как видите, астрономия тесно связана с жизнью людей.

А вы хотите по больше узнать о Солнце, звездах и планетах?


Почему жизнь на Земле без Солнца невозможна? (Потому что будет холодно, темно.)

Как получается солнечный зайчик? (Это когда лучики солнца попадают на обычное плоское зеркало)
А теперь, ребята, отгадайте загадку.

Это что за потолок?

То он низок,

То высок.

То он сер,

То беловат

То чуть – чуть голубоват.

А порой

Такой красивый-

Кружевной и синий-синий! (Небо.)
Ведущая: Путешествуют в небесном просторе облака: над лесами и полями, над морями и океанами плывут они, подчиняясь ветру. Королевич Елисей в сказке А.Пушкина обращался к ветру с такими словами:
Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого…
Носится над землей вольный гуляка-ветер, но, хоть и нет у него хозяина, он совершает великую и полезную работу. Он нагоняет дождевые тучи, которые поят дождем иссохшую от жары землю, и выпавшая влага дает начало ручейкам, сливающимся в многоводные реки. От направления ветра во многом зависит и погода. Великое дело – обмен воздуха между различными областями земли! Ветер смягчает климат , в жаркие страны приносят прохладу, а холодные, наоборот, согревает, доставляя туда теплый воздух.

Гномик: Да, ветер – благодетель, хотя мы иногда и обижаемся на его чересчур смелые шутки. Сорвал с нас шляпу, разбил стекло, хлопнул форточкой - это такие мелкие неприятности, о которых и говорить не стоит. Бывает и хуже: ураганы срывают крыши с домов, сбрасывают вагоны с рельсов, смерчи топят в море корабли… Но все беды ветру надо прощать: неизмеримо больше польза, которую он приносить на земном шаре: носит по морю парусные корабли, вращает крылья ветряных мельниц, лопасти ветродвигателей.

Ведущая: А что мы можем наблюдать на небе ночью?

Правильно, звезды и Луну. Гномик, давай расскажем ребятам об этих небесных телах.

Гномик: С удовольствием. Картина звездного неба в безлунную ночь чудеса! На темно- синем небосклоне мерцают крупные и мелкие звезды. Это раскаленные небесные светила, нагретые на многие тысячи градусов.

Глядя на ночное небо, думаешь: невозможно сосчитать на нем все звезды. А на самом деле они, видимые простым глазом, сосчитаны давным-давно, и всего- то их на каждом небесном полушарии около трех тысяч!
Уч: Когда в вечернем небе звезд не счесть,

Что говорить, величье в этом есть.

Но ведь оно в том и заключено,

Что все они сосчитаны давно,

И в обозримом небе нет миров

Без имени, без букв и номеров.

В.Берестов

Гномик: Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой. Когда вы смотрите на нее, то север прямо перед вами, а юг – за спиной.

Уч: Наша милая планета

(Ты конечно знаешь это!)

Каждый день и каждый год

Совершает оборот.

А с земли при наблюденье

Создается впечатленье,

Что кружится не она,

А все звезды и Луна.

Лишь Полярная звезда

Не стремится никуда!

И в любое время года

В самом центре хоровода

Сможешь ты ее найти,

Если сбился вдруг с пути.

Ось земная на нее

Направляет острие.

Можешь быть уверен:

Где она – там север!

В.Берестов

Гномик: еще с давних пор люди заметили, что некоторые яр кие звезды, расположенные недалеко одна от другой, образует различные фигуры, и назвали их созвездиями. Созвездия помогают находить правильный путь в незнакомый местности ночью. Древние греки дали им названия: Большая и Малая Медведица, Дракон, созвездие Лебедя и др. позднее астрономы отыскали на небе еще много созвездий и тоже дали им названия. На небе появились Часы , Циркуль, Нанос и др.

Уч: А что же такое луна?

Ведущая: Светило ночью, ласковая богиня Селена, как ее звали древние греки, - Луна неизменно сопровождает Землю в ее беге вокруг Солнца, Луна- ближайшее к нам небесное тело. Луна, как и Земля, вращается вокруг Солнца. На самом деле Луна не светит по ночам, а отражает по направлению к Земле лишь очень маленькую часть солнечных лучей, и все же их так много, что диск Луны кажется блестящим.

Гномик: Ну а на прощанье-отгадайте загадки.

Без него плачемся,

А как появится-

От него прячемся. (Солнце.)
Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо.)
Светит, а не греет. (Месяц.)

Без рук , без ног,

А ворота открывает. (Ветер.)

Ног нет, а идет.

Глаз нет, а плачет. (Дождь)
Через поля, через луга

Встала нарядная дуга. ( Радуга.)
Гномик- астрономик прощается с детьми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconУрок по литературному чтению В. Берестов «Хитрые грибы»
Создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать представления об окружающем мире
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconКонспект занятия по теме: «Зеленая аптека»
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconКонспект занятия по развитию речи в подготовительной коррекционной...
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconИнтеграция в начальной школе это создание у школьника целостного...
Интеграция в начальной школе – это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (интеграция рассматривается как...
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширение представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости содержательно-смысловых...
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconКонспект проведения занятия
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconКаталог образовательных интернет ресурсов для мадоу
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дошкольное детство это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной...
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование представления о телах, веществах и их состояниях в окружающем мире
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconБардышева Е. Ю. Константинова И. Г. января 2013года План – конспект занятия
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconМинистерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский...
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconТехнология изготовления новогодней снежинки Цели и задачи урока
Есть в мире вещи, достойные названия “чудо,“диво”. В окружающем нас мире много чудес, надо только уметь найти необыкновенное в обыкновенном....
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconРабочая программа по Окружающий мир в 4 классе «Мир вокруг нас»
Цель: Формирование целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: учить детей наблюдать за изменениями в природе, видеть прекрасное в окружающем мире природы; учить “брать” не разрушая. Создать...
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconЦель: развитие познавательного интереса младших школьников к миру профессий
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе
Цели: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: расширить представления учащихся об окружающем мире посредством обобщения наблюдений учащихся за природой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск