Урока? Цели?





Скачать 49.88 Kb.
НазваниеУрока? Цели?
Дата публикации19.09.2014
Размер49.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
ДовединаО. В., МОУ Дубненская СОШ, 3 класс, окружающий мир, «Что такое почва».
ЦЕЛИ.

  • Познакомить с процессом образования почвы, её составом и свойствами.

  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.

  • Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность, умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

  • Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.


ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.
    - Представьте, что вы работаете в научной лаборатории. Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.




  1. Определение целей и темы урока.


- В нашу лабораторию пришло письмо.

- Как Вы считаете, что же это?
Бьют меня ногами, режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять. ЗЕМЛЯ.
- Сколько значений у слова «земля»?

  • Третья от Солнца планета Солнечной системы.

  • Суша.

  • Почва, верхний слой коры нашей планеты.

- Тема урока? Цели?


  1. Составление плана работы.


- Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

- С чего начнем? Что бы ещё хотели узнать о почве? На доске появляется план.

1. Что такое почва? (Дать определение.)

2. Состав почвы.

3. Свойство почвы.

4. Образование почвы.


  1. Работа по теме урока.


Что такое почва?

- Рассмотрите образцы, которые лежат на партах.
- На доску вывешивается табличка «Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли».
Состав почвы. Практическая работа.

1 опыт (выполняют учащиеся). В стакан с водой опустите комочек почвы. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?

2 опыт (выполняют учащиеся). Возьмите бумажную салфетку и насыпьте на нее немного почвы. Сожмите салфетку. Что вы видите?

3 опыт (выполняет учитель). Нагревает почву. В пробирке появляется влага. Что доказывает этот опыт?

- 1 -

4 опыт (выполняет учитель). Продолжаем нагревать почву. Над почвой появляется дым, распространяется неприятный запах. Какой вывод можно сделать?

Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных (мелкие корешки, стебельки, статки листьев, части насекомых). Он накапливается в верхнем слое почвы и придаёт ей тёмный цвет.

5 опыт (выполняет учитель). Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло, подержим стекло над огнём. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Какой вывод можно сделать? (Это соли, которые могут растворяться в воде, – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов и бактерий, которые живут в почве).

Итак, мы исследовали почву и составили схему «Состав почвы».

Главное Свойство почвы.

- Переходим к выполнению следующего пункта плана.

- Послушайте «Сказку о волшебной кладовой».

- Что называют волшебной кладовой? Почему?

- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

- Это - плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом "Плодородие")

- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?

-Правильно. Словарь: способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.

- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)

- Чтение учебника с. 67 «Что растения получают из почвы?»

- Что получают растения из почвы с водой? Каким образом запас солей в почве постоянно пополняется? Как живые существа влияют на плодородие почвы? От чего зависит плодородие почвы? (Ответы на вопросы учащиеся выбирают из текста статьи.)
- Какое важное слово нужно добавить в определение почвы? Плодородный.
- Самые плодородные почвы называются «ЧЕРНОЗЁМЫ». Как понимаете значение этого слова? Какая по цвету почва самая плодородная? Что делает её тёмной? Вывод?

- Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

Подведём итог. По таблице ученик рассказывает о круговороте веществ и почве.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества путешествуют в природе по кругу. Из почвы в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Образование почвы.
- Чтение учебника с. 68 по абзацам, выявление главного и пересказ.
- 2 -

- Попробуйте с опорой на иллюстрации, рассказать, как образуется почва.

Твердые  породы  в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины.. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из остатков под действием бактерий образуется перегной.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва.

Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
- От чего почва разрушается?

- Интересные факты об образовании почвы.

- Кто участвует в образовании почвы? На доску вывешиваются таблички.

- Тревожные факты. О чём говорят эти подсчёты учёных?

- Нужно ли заботиться о сохранении почвы? Какие способы защиты почвы от разрушения вы можете предложить?


  1. Рефлексия.


Обучающий тест. Взаимопроверка.
- Перед вами 6 вопросов. Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

- Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)

  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:

Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.

  1. Основное свойство почвы. (плодородие)

  2. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)

  3. Самая богатая перегноем почва. (чернозём)

  4. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)



- Что узнали сегодня о почве?

Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
- Какая почва называется плодородной? Чем отличается почва от песка и глины?

- Что было интересным на уроке?


  1. Домашнее задание.

Объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

- 3 –

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока? Цели? iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока? Цели? iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Урока? Цели? iconУрока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока
Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки
Урока? Цели? iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для...
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
Урока? Цели? iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»
Урока? Цели? iconКонспект урока Цели урока: Выявить своеобразие романтического мироощущения...
Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом
Урока? Цели? iconКонкурс «Учитель года» Цели урока
Цели урока: Изучение новой темы, применяя знания пройденной темы, находя аналогию нахождением нод
Урока? Цели? iconПлан урока по теме «использование в речи форм прошедшего времени»
Цели: научиться определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные пути к цели и самостоятельно организовывать свою...
Урока? Цели? iconТема: Животные Цели урока
Цели урока имеют комплексный характер. Учащиеся на уроке, используя ранее усвоенные знания, приобретённые навыки, активизируют память,...
Урока? Цели? iconУрока: Времена года в поэзии. Цели урока
Цели урока: развить эстетическое чувство учащихся, воспитывая в них любовь к поэзии, к природе, интерес к произведениям русских и...
Урока? Цели? iconТема урока «Технология изготовления украшений из бисера. Панно «Бисерная Фантазия». Цели урока
Цели урока: познакомить учащихся с историей бисера; с декоративно – прикладным искусством вышивкой бисером: приобщить к художественному...
Урока? Цели? iconТема урока. Конус. Сечение конуса плоскостями Цели урока
Цели урока. Систематизировать и обобщить знания о конусе. Продолжить формировать умения выявлять связи между элементами конуса. Продолжить...
Урока? Цели? iconТема: «Системы распознавания текста» Цели урока
Цели урока: дать учащимся представление об orc – программах распознавания текста, познакомиться с возможностями данных программ
Урока? Цели? iconТема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать
Цели урока: Знать виды орнаментов, последовательность их разработки и уметь распределять геометрический орнамент на изделии
Урока? Цели? iconУрок математики 1 класс. Иванова Е. В
Цели. Познавательные: учить учеников различать, называть и показывать цифры 1, 2, 3, составлять выражения с данными числами и сравнивать...
Урока? Цели? iconУрок -практикум Цели урока
Цели урока: систематизация знаний, развитие у учащихся способов мыслительной деятельности, овладение компетентностями, развитие умений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск