Скачать 49.88 Kb.
|
ДовединаО. В., МОУ Дубненская СОШ, 3 класс, окружающий мир, «Что такое почва». ЦЕЛИ.
ХОД УРОКА.
- В нашу лабораторию пришло письмо. - Как Вы считаете, что же это? Бьют меня ногами, режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять. ЗЕМЛЯ. - Сколько значений у слова «земля»?
- Тема урока? Цели?
- Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке. - С чего начнем? Что бы ещё хотели узнать о почве? На доске появляется план. 1. Что такое почва? (Дать определение.) 2. Состав почвы. 3. Свойство почвы. 4. Образование почвы.
Что такое почва? - Рассмотрите образцы, которые лежат на партах. - На доску вывешивается табличка «Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли». Состав почвы. Практическая работа. 1 опыт (выполняют учащиеся). В стакан с водой опустите комочек почвы. Что вы видите? Какой вывод можно сделать? 2 опыт (выполняют учащиеся). Возьмите бумажную салфетку и насыпьте на нее немного почвы. Сожмите салфетку. Что вы видите? 3 опыт (выполняет учитель). Нагревает почву. В пробирке появляется влага. Что доказывает этот опыт? - 1 - 4 опыт (выполняет учитель). Продолжаем нагревать почву. Над почвой появляется дым, распространяется неприятный запах. Какой вывод можно сделать? Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных (мелкие корешки, стебельки, статки листьев, части насекомых). Он накапливается в верхнем слое почвы и придаёт ей тёмный цвет. 5 опыт (выполняет учитель). Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло, подержим стекло над огнём. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Какой вывод можно сделать? (Это соли, которые могут растворяться в воде, – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов и бактерий, которые живут в почве). Итак, мы исследовали почву и составили схему «Состав почвы». Главное Свойство почвы. - Переходим к выполнению следующего пункта плана. - Послушайте «Сказку о волшебной кладовой». - Что называют волшебной кладовой? Почему? - Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? - Это - плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом "Плодородие") - Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей) -Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"? -Правильно. Словарь: способный производить богатую растительность, давать обильный урожай. - Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.) - Чтение учебника с. 67 «Что растения получают из почвы?» - Что получают растения из почвы с водой? Каким образом запас солей в почве постоянно пополняется? Как живые существа влияют на плодородие почвы? От чего зависит плодородие почвы? (Ответы на вопросы учащиеся выбирают из текста статьи.) - Какое важное слово нужно добавить в определение почвы? Плодородный. - Самые плодородные почвы называются «ЧЕРНОЗЁМЫ». Как понимаете значение этого слова? Какая по цвету почва самая плодородная? Что делает её тёмной? Вывод? - Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Подведём итог. По таблице ученик рассказывает о круговороте веществ и почве. Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества путешествуют в природе по кругу. Из почвы в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе. Образование почвы. - Чтение учебника с. 68 по абзацам, выявление главного и пересказ. - 2 - - Попробуйте с опорой на иллюстрации, рассказать, как образуется почва. Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины.. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. - От чего почва разрушается? - Интересные факты об образовании почвы. - Кто участвует в образовании почвы? На доску вывешиваются таблички. - Тревожные факты. О чём говорят эти подсчёты учёных? - Нужно ли заботиться о сохранении почвы? Какие способы защиты почвы от разрушения вы можете предложить?
Обучающий тест. Взаимопроверка. - Перед вами 6 вопросов. Вы читаете их и на листочках записываете ответ. - Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.
Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
- Что узнали сегодня о почве? Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. - Какая почва называется плодородной? Чем отличается почва от песка и глины? - Что было интересным на уроке?
Объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете». - 3 – |
Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | ||
Урока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки | Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | ||
Конспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки... Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета» | Конспект урока Цели урока: Выявить своеобразие романтического мироощущения... Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом | ||
Конкурс «Учитель года» Цели урока Цели урока: Изучение новой темы, применяя знания пройденной темы, находя аналогию нахождением нод | План урока по теме «использование в речи форм прошедшего времени» Цели: научиться определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные пути к цели и самостоятельно организовывать свою... | ||
Тема: Животные Цели урока Цели урока имеют комплексный характер. Учащиеся на уроке, используя ранее усвоенные знания, приобретённые навыки, активизируют память,... | Урока: Времена года в поэзии. Цели урока Цели урока: развить эстетическое чувство учащихся, воспитывая в них любовь к поэзии, к природе, интерес к произведениям русских и... | ||
Тема урока «Технология изготовления украшений из бисера. Панно «Бисерная Фантазия». Цели урока Цели урока: познакомить учащихся с историей бисера; с декоративно – прикладным искусством вышивкой бисером: приобщить к художественному... | Тема урока. Конус. Сечение конуса плоскостями Цели урока Цели урока. Систематизировать и обобщить знания о конусе. Продолжить формировать умения выявлять связи между элементами конуса. Продолжить... | ||
Тема: «Системы распознавания текста» Цели урока Цели урока: дать учащимся представление об orc – программах распознавания текста, познакомиться с возможностями данных программ | Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать Цели урока: Знать виды орнаментов, последовательность их разработки и уметь распределять геометрический орнамент на изделии | ||
Урок математики 1 класс. Иванова Е. В Цели. Познавательные: учить учеников различать, называть и показывать цифры 1, 2, 3, составлять выражения с данными числами и сравнивать... | Урок -практикум Цели урока Цели урока: систематизация знаний, развитие у учащихся способов мыслительной деятельности, овладение компетентностями, развитие умений... |