Скачать 106.34 Kb.
|
МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка Выполнила: учитель-логопед Михалёва Ирина Ивановна Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй. С этой целью используются различные формы работы с родителями. Одной из них является нетрадиционная – «Устный педагогический журнал». Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, по нашему мнению, должен представлять значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей. Сегодня я предлагаю вашему вниманию устный журнал на тему: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста». Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников и нас педагогов. Часто взрослые считают, что самое главное - научить ребенка читать, считать до поступления в школу. Но это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики руки. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Для развития мелкой моторики руки, используются разнообразные приёмы. К ним относятся:
К пальчиковому игротренингу можно отнести такие виды деятельности как: - статические упражнения с пальчиками; - пальчиковая гимнастика; - пальчиковый театр. Пальчиковые игры - простой, доступный и очень полезный способ провести время с малышом творчески. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр нравятся детям, они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Например статические движения: ёжик и птичка, лошадка и зайчик, кошка и гусь, петушок и курочка, улитка и лягушка, дерево и корни, ножницы и очки, мост и ворота, стол и стул и другие. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки. Например: игра "Пальчики здороваются", поможет детям запомнить название пальчиков, игра «Пальчики ложатся спать» поможет развить память ребёнка, а игра «Паучок» совмещает в себе несколько движений, что способствует развитию внимания. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи - это пальчиковые игры с использованием пальчикового театра. Он способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки Марии Монтессори. Он способствуют:
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Предметно-практическую деятельность условно можно разделить на две группы: - продуктивная деятельность; - и игры с различными материалами. К продуктивной деятельности относятся такие виды деятельности, как:
К играм с различными материалами можно отнести:
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики детей является конструктор «ЛЕГО». Он состоит из множества мелких разноцветных деталей. Ребёнок сможет выполнять не только простые движения – сортировку по размеру, но также и соединять мелкие детали в более крупные, а потом разбирать их обратно. Можно набирать в обе руки деталей, массируя тем самым внутреннюю сторону ладони, и рассыпать или просто бросать вокруг себя. Строить стены и ломать их, пересыпать из одной емкости в другую. В состав таких конструкторов входят, не только мелкие детали, но и животные и человечки, так что движения рукой не будут однообразными. Конструктор «ЛЕГО» не просто набор частичек, из которых можно конструировать города, самолеты и другие предметы, это отличный материал, который способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, а также развивает мышление и фантазию. Достоинством игр с предметами домашнего обихода является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: пуговицы, бусинки, крупы, пробки от бутылок, расчёски и т.д. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать какие-нибудь предметы, буквы и т.д. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник". Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -"лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы ". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех". Отлично развивает кисти рук и пальцы нанизывание бус. Нанизывать можно все что угодно: рожки, шарики из бумаги, бисер, семена, рябину, каштан и многое другое. Дети могут сделать однотонные или комбинированные бусы. Для однотонных лучше использовать сухие ягоды рябины, плоды шиповника, нередко нанизывают желуди. В комбинированных бусах надо соблюдать очередность нанизываемых компонентов. Например: три кукурузных зерна – одна (две-три) ягоды рябины – шиповник, снова три кукурузных зернышка – и снова рябина. Играя таким образом, ребенок получает представление о количестве и очередности. Если же используются разные по размеру плоды, то нанизывать их надо так, чтобы наиболее массивные части бус (например, желуди) были внизу. Навыки нанизывания бус особенно пригодятся маленьким девочкам. Когда малышка подрастет, то сможет своими руками сделать себе комплект из бус, браслета, колечка и даже сережек. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв... И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т. е. говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Парта это не кровать, И нельзя на ней лежать, Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. Тетради правильно кладу, Ручку правильно держу, За посадкою слежу, С чистотою я дружу, На отлично напишу. Развитие графической моторики включает в себя следующие виды деятельности:
Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Содержание:
При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.
Выполнение графических упражнений поможет подготовить руку ребенка к письму, укрепит мелкие мышцы кистей рук, разовьет координацию движений. Прописи помогут подготовить детей дошкольного возраста к овладению навыками письма и чтения. Различные типы заданий нацелены на ознакомление с такими понятиями, как согласные и гласные буквы, слог, слово, предложение, на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, творческого и логического мышления. Прописи помогут развить мелкую моторику и координацию движений руки, сформируют графические навыки и воображение ребёнка, помогут детям научится ориентироваться на листе бумаги, разовьют зрительное восприятие, логическое мышление. Задания тетради знакомят ребенка с конфигурацией букв русского алфавита. Дети запоминают названия букв и их конфигурацию, учатся вписывать в рабочую строку форму буквы, соблюдая ее пропорции, писать буквы на равном расстоянии друг от друга, начинать работу в начале строки слева, соблюдать размеры строки. Таким образом, осуществляется подготовка руки к письму будущих школьников. |
1 Введение в логистику Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы... | Программа по дисциплине «Философия» Представлены темы лекций и краткое содержание, вопросы к семинарским занятиям, основная и дополнительная литература, примерные вопросы... | ||
Ответьте на эти вопросы: Хватит ли у вас терпения ежедневно, на протяжении долгих месяцев Но наступает пора становления собственной иммунной системы, и вот тут важно позаботиться, чтобы методы оздоровления были наиболее... | Урок окружающего мира, 4 класс Тема: «Царство растений» Урок Чтобы заинтересовать обучающегося, учитель задаёт проблемные вопросы, плавно подводит к выводу: что же дают растения человеку. Для... | ||
Основная часть содержит вопросы для обсуждения По согласованию с преподавателем проводят исследования в виде домашнего задания, компьютерной формы сбора и обработки данных и дают... | Тематика семинарских занятий и методические указания по подготовке... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вопросы и практические задания к Модулю 2 «Традиции и инновации формирования фондов для детей и юношества» по теме «Формирование... | Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов Население страны, особенно молодёжь, неосознанно относится к своему здоровью. Школьные курсы не рассматривают такие важные вопросы,... | ||
Урок 28 Тема урока: Семья Актуальность темы урока Семья для каждого человека нужна. И для каждого ребёнка важно, чтобы у него были мама и папа. Чтобы в семье... | Памятка для родителей тема: «Роль семьи в воспитании речи детей.... Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки... | ||
Учебно-методическое пособие представляет собой попытку выделить курс «Познавательные процессы» Теоретические материалы содержат основные понятия по изучаемым вопросам. В прикладном разделе пособия студентам предложены вопросы... | Вопросы и практические задания к экзамену Дисциплина: Педагогика Проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития школьников в образовательном процессе | ||
Памятка для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем?» Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывают их основные разделы и наиболее важные и актуальные темы. На основе содержания данных материалов составлены задания для... | ||
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина, А. В. Чернышева, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература | Рефератов по теме «История кикбоксинга» Контрольные вопросы и практические задания для контроля самостоятельной работы студентов I курса |