Скачать 272.61 Kb.
|
Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О.Л.Цели:
Оборудование:
1.Самоопределение к деятельности. - Сегодня мы снова с Глазастиком отправимся на остров Синтаксиса изучающий предложения. По маршруту, заполняя карточку личного контроля. - Путешественники, которые странствовали, всегда старались запомнить всё, что видели и слышали. Мы с вами уже много раз были у берегов синтаксиса. (наука о законах соединения слов и о строении предложении) 2. Актуализация знаний. Давайте постараемся вспомнить всё, что мы видели и слышали. Я предлагаю игру «Верные или неверные утверждения» Стадия вызова: игра «Верные или неверные утверждения». Правила игры:
Вопросы: 1) Предложение- это набор слов. (-) 2) Словосочетание – это два слова, связанные по смыслу, из которых одно зависит от другого.(+) 3) Главные члены предложения – это грамматическая основа. (+) 4) Грамматическая основа не является словосочетанием.(+) 5) Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.(-) 6) В предложении может быть не одно подлежащее или сказуемое, а больше. Не одно дополнение, определение или обстоятельство, а больше. (+) 7) Подлежащее только одно, а вопросы от него можно задать сразу к двум, трём….. сказуемым. (+) 8) Однородные члены предложения - это слова одного рода. (-) 9) Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы. (-) 10) Однородные члены предложения – это главные члены предложения.(-) - Какие вопросы у Вас вызвали затруднения? - На эти вопросы вы найдёте ответы на уроке. В конце урока мы ещё вернёмся к этой таблице. - Может кто-то догадался какая тема нашего урока? Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения». - А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Что надо знать (Признаки однородных членов предложения). Что надо уметь (- находить в тексте однородные члены предложения, употреблять в соей речи) СЛАЙД - Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться». А получится это у нас или нет, мы узнаем, в конце урока. 3. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения. Стадия осмысления -Ребята скажите, пожалуйста, что Вы можете сказать о сегодняшней погоде? - Мудрейкин хочет вам тоже рассказать одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Мишей. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (… Слайд № . Чтение текста) Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше; Поиграл немного Ветками черемух, Пожурил за что-то Воробьев знакомых, И, расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью. (М. Исаковский) 4.Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом. - Понравилось ли вам это стихотворение замечательного поэта Михаила Исаковского? Чем? -Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях)
Я предлагаю вам в ходе чтения в парах обсудить.
Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения» - Что за танец-однородные члены предложения?- Спросил у Запятайкина. - Глазастик всё любил выяснять до тонкостей. - Однородные- это какие? Одного рода? - Почему они должны быть одного рода? Рода может даже вовсе не быть у однородных членов предложения. - Тут Запятайкин вспомнил новый рецепт печенья. – Вот такое ОНИ БЫСТРО ПОЯВЛЯЮТСЯ И ЕЩЁ БЫСТРЕЙ СЪЕДАЮТСЯ! - Так вот однородные сказуемые появляются и съедаются совсем не имеют рода. - Да, вспомнил. Откуда же им взять род? Ведь эти глаголы-сказуемые отправились на машине времени в Настоящее. А там нет никакого рода – это я запомнил на всю жизнь! Но что же такое эти однородные члены предложения? И почему они так называются? - Они просто одного типа, - объяснил Запятайкин. – Одинаковые, что ли. Точнее, они выполняют в предложении одинаковую работу: несколько слов работают подлежащими, или сказуемыми, или дополнениями и обычно отвечают на один и тот же вопрос. - Вот и я буду задавать им вопросы – сказал Глазастик. - Вот и задавай, -сказал Запятайкин.- Это легко, потому что однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову или зависят от одного и того же слова. (Внимание на стихотворение) Разобрало меня любопытство – догнал я эти слова и обратился к первому: - Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы, сегодня работать будете? - Я глагол выйти и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер. - А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму. - Я глагол постучать, и работаю сказуемым при подлежащем ветер в том же самом предложении. - Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер? - И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковую работу, потому и называемся однородными сказуемыми. Однородными членами предложения могут быть и дополнения, обстоятельства, определения и подлежащие. - Но вас так много! – засомневался я. – Не будете ли вы мешать друг другу? - Что ты! Ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. - Ребята, найдите и вы подлежащее и сказуемые, о которых говорили глаголы. - Посмотрите, как интересно получается: одно подлежащее - и шесть сказуемых, с ним связанных. - Действительно, неплохо, получается, - обратился я к глаголам. – Ну, а как же вы между собой ладите? Кто кому подчиняется? - В том-то и дело, - сказал третий глагол, - что среди нас нет главных и зависимых слов, мы равноправны. - Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом? - Мы связаны друг с другом с помощью особой интонацией перечисления и союзов. Правда, интонация бывает всегда, а союзы - нет. - Спасибо! – крикнул я вслед глаголам, и тоже заторопился в свой класс. Шёл и думал: - А как же однородные подлежащие? Сказуемые? Разве они от кого-нибудь зависят? Ведь они главные! - Тогда обратился к учебнику нашёл главу о подлежащем.- Извините за беспокойство, многоуважаемое Подлежащее! Мне очень нужно знать, бывают ли подлежащее однородными. – Конечно, бывают. Однородные подлежащие или сказуемые сами грамматически командуют в предложении. Вывод по таблице «Инсерт» - А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № ). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Глазастик никак не мог понять почему их 5? ( Это признаки однородных членов, которые вам предстоит сформулировать) - Итак, ребята, подумайте и обсудите в паре, а затем сформулируйте признаки однородных членов. Каждый выступающий начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Работа со слайдом № , раскрываем все вопросы. ( Если раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать остальные признаки однородных членов предложения?) -Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их. -Итак, мы с вами успешно прошли 1 этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля. ФИЗМИНУТКА Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись 4. Первичное закрепление с последующей проверкой. - Продолжаем наше путешествие по острову Синтаксиса с нашими новыми друзьями «Однородными членами предложения». Которые приготовили много различных испытании. Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания. Последовательность выполнения задания:
- 1) Выполните задание. Устно обоснуйте свои ответы.
2) Найти и выписать предложение с однородными членами, определить синтаксическую роль. Доказать, что они являются однородными.
(один вопрос и относятся к одному слову) 3) стр. 196 Глазастик взял предложение в руки и стал внимательно разглядывать: как оно устроено? Что там внутри? Что же он там увидел? ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля 2 ЭТАП. 4) СТР. 197, упр. 118 (выполняет 1 ряд) - Сочинить предложение по этой схеме и записать в тетрадь. стр. 197, упр.119 (выполняет 2 ряд) - Измени схему всего на один элемент. Сократи или дополни, или замени какой-то элемент. Начерти схему. стр. 197, упр. 120 (выполняет 3 ряд) - Перепиши 2пары предложении. Начерти схему каждого предложения. В чём разница внутри каждой пары? ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля 3 ЭТАПа Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.. - Глазастик предлагает вам познакомиться с текстом. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?» Чтение про себя. (Слайд № ) 1) Серёжа мечтает стать орнитологом. Это значит, что он собирается изучать птиц. Он и сейчас уже знает о них много интересного.(орнитология-раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение) 2) Однажды мы стали расспраш_вать его о сн_гирях, глухарях, дятлах, филинах и совах. Серёжа р_ссказал нам о п-вадках этих птиц, об их друз_ях и вр_гах. 3) Я узнал. Что совы – ночные птицы, что дятлы приносят много пользы, что скворца можно научить говорить. Вот только не успел спросить, отчего снегирей называют снегирями, а глухарей – глухарями. А вы не знаете? -Есть ли в нём незнакомое тебе слово? А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание 2 часть? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения) Последовательность выполнения задания:
- Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения может быть несколько рядов однородных членов.) |
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | Урока. Постановка учебной задачи Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах... | ||
Урок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош» | Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | ||
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... | Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | Урок русского языка во 2 классе «Состав слова» Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О.... | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «междометие» Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края | Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | ||
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном)... Тема урока. Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-,при-, на з-,с | Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка |