Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л





Скачать 272.61 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л
страница1/3
Дата публикации18.07.2013
Размер272.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
  1   2   3

Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания  при них».

Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О.Л.

Цели:


  • Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них. 

  • Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.

  • Воспитательная. Воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация Power Point «Однородные члены предложения».

  • Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.

  • Индивидуальная карта  учёта знаний  и умений.

1.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы снова с Глазастиком отправимся на остров Синтаксиса изучающий предложения. По маршруту, заполняя карточку личного контроля.

- Путешественники, которые странствовали, всегда старались запомнить всё, что видели и слышали. Мы с вами уже много раз были у берегов синтаксиса. (наука о законах соединения слов и о строении предложении)

2. Актуализация знаний.

Давайте постараемся вспомнить всё, что мы видели и слышали. Я предлагаю игру «Верные или неверные утверждения»

Стадия вызова: игра «Верные или неверные утверждения». Правила игры:

  1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

  2. Я вам читаю утверждения, вы обсуждаете в парах.

  3. Если вы считайте верное утверждение, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-», если трудно ответить, то обведите в кружочек О

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 
















Вопросы:

1) Предложение- это набор слов. (-)

2) Словосочетание – это два слова, связанные по смыслу, из которых одно зависит от другого.(+)

3) Главные члены предложения – это грамматическая основа. (+)

4) Грамматическая основа не является словосочетанием.(+)

5) Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.(-)

6) В предложении может быть не одно подлежащее или сказуемое, а больше. Не одно дополнение, определение или обстоятельство, а больше. (+)

7) Подлежащее только одно, а вопросы от него можно задать сразу к двум, трём….. сказуемым. (+)

8) Однородные члены предложения - это слова одного рода. (-)

9) Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы. (-)

10) Однородные члены предложения – это главные члены предложения.(-)

- Какие вопросы у Вас вызвали затруднения?

- На эти вопросы вы найдёте ответы на уроке. В конце урока мы ещё вернёмся к этой таблице.

- Может кто-то догадался какая тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения».

- А как вы думаете,  что нам необходимо знать  об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке?

Что надо знать (Признаки однородных членов предложения).

Что надо уметь (- находить в тексте однородные члены предложения, употреблять в соей речи) СЛАЙД

- Обратите внимание на слайд и давайте  ещё раз вместе  ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы  хотим научиться».  А получится это у нас или нет, мы узнаем, в конце урока.

3. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материала для наблюдения.
Стадия осмысления

-Ребята скажите, пожалуйста, что Вы можете сказать о сегодняшней погоде?

- Мудрейкин хочет вам тоже рассказать одну историю.  Жил да был  в русской деревне юноша, и звали его Мишей. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (… Слайд № . Чтение текста)

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;
Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых,
И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

(М. Исаковский)

4.Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного поэта Михаила Исаковского? Чем?

-Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях)

    • Взгляните на это стихотворение глазами лингвиста и во время чтения сказки вам это стихотворение пригодится. Читая необходимо делать на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. 

Я предлагаю вам в ходе чтения в парах обсудить.

«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

   

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;



«»
поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе

    «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.




    • Прочитайте фантастическую повесть из книги «Тайны страны Акитаммарг»


Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения»

- Что за танец-однородные члены предложения?- Спросил у Запятайкина.

- Глазастик всё любил выяснять до тонкостей.

- Однородные- это какие? Одного рода?

- Почему они должны быть одного рода? Рода может даже вовсе не быть у однородных членов предложения.

- Тут Запятайкин вспомнил новый рецепт печенья. – Вот такое

ОНИ БЫСТРО ПОЯВЛЯЮТСЯ

И ЕЩЁ БЫСТРЕЙ СЪЕДАЮТСЯ!

- Так вот однородные сказуемые появляются и съедаются совсем не имеют рода.

- Да, вспомнил. Откуда же им взять род? Ведь эти глаголы-сказуемые отправились на машине времени в Настоящее. А там нет никакого рода – это я запомнил на всю жизнь!

Но что же такое эти однородные члены предложения? И почему они так называются?

- Они просто одного типа, - объяснил Запятайкин. – Одинаковые, что ли. Точнее, они выполняют в предложении одинаковую работу: несколько слов работают подлежащими, или сказуемыми, или дополнениями и обычно отвечают на один и тот же вопрос.

- Вот и я буду задавать им вопросы – сказал Глазастик.

- Вот и задавай, -сказал Запятайкин.- Это легко, потому что однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову или зависят от одного и того же слова.

(Внимание на стихотворение)

Разобрало меня любопытство – догнал я эти слова и обратился к первому:

- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы, сегодня работать будете?

- Я глагол выйти и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.

- А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму.

- Я глагол постучать, и работаю сказуемым при подлежащем ветер в том же самом предложении.

- Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?

- И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковую работу, потому и называемся однородными сказуемыми. Однородными членами предложения могут быть и дополнения, обстоятельства, определения и подлежащие.

- Но вас так много! – засомневался я. – Не будете ли вы мешать друг другу?

- Что ты! Ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга.

- Ребята, найдите и вы подлежащее и сказуемые, о которых говорили глаголы.

- Посмотрите, как интересно получается: одно подлежащее - и шесть сказуемых, с ним связанных.

- Действительно, неплохо, получается, - обратился я к глаголам. – Ну, а как же вы между собой ладите? Кто кому подчиняется?

- В том-то и дело, - сказал третий глагол, - что среди нас нет главных и зависимых слов, мы равноправны.

- Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?

- Мы связаны друг с другом с помощью особой интонацией перечисления и союзов. Правда, интонация бывает всегда, а союзы - нет.

- Спасибо! – крикнул я вслед глаголам, и тоже заторопился в свой класс. Шёл и думал: - А как же однородные подлежащие? Сказуемые? Разве они от кого-нибудь зависят? Ведь они главные!

- Тогда обратился к учебнику нашёл главу о подлежащем.- Извините за беспокойство, многоуважаемое Подлежащее! Мне очень нужно знать, бывают ли подлежащее однородными. – Конечно, бывают. Однородные подлежащие или сказуемые сами грамматически командуют в предложении.
Вывод по таблице «Инсерт»

- А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № ). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Глазастик никак не мог понять почему их 5? ( Это признаки  однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)
- Итак, ребята, подумайте и обсудите в паре, а затем   сформулируйте признаки однородных членов. Каждый выступающий начинает свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Работа со слайдом № , раскрываем все вопросы.
( Если  раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать  остальные признаки однородных членов предложения?)

-Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.

-Итак, мы с вами успешно прошли  1 этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля.

ФИЗМИНУТКА

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
  Улыбайся и садись

4. Первичное закрепление с последующей проверкой.

- Продолжаем наше путешествие по острову Синтаксиса с нашими новыми друзьями «Однородными членами предложения». Которые приготовили много различных испытании.

Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания.
Последовательность выполнения задания:

  •  Сначала каждый из вас  прорабатывает  свой вариант устно.

  • Затем в паре обсуждаете и проверяете правильные ответы.

  • И лишь  потом записываете свой ответ в тетрадь.

- 1) Выполните задание. Устно обоснуйте свои ответы.

  • Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)

  • Выпишите  грамматическую  основу предложения.(Слайд № )

  • Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

  • На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

  • С какой интонацией они читаются?

  • Как называются подобные члены предложения?

2) Найти и выписать предложение с однородными членами, определить синтаксическую роль. Доказать, что они являются однородными.

  • Зимой солнце светит редко.

  • Птицы  ищут корм.

  • Утром прилетали синицы и клевали пшено.

(один вопрос и относятся к одному слову)

3) стр. 196 Глазастик взял предложение в руки и стал внимательно разглядывать: как оно устроено? Что там внутри? Что же он там увидел?

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  2  ЭТАП.

4) СТР. 197, упр. 118 (выполняет 1 ряд)

- Сочинить предложение по этой схеме и записать в тетрадь.

стр. 197, упр.119 (выполняет 2 ряд)

- Измени схему всего на один элемент. Сократи или дополни, или замени какой-то элемент. Начерти схему.

стр. 197, упр. 120 (выполняет 3 ряд)

- Перепиши 2пары предложении. Начерти схему каждого предложения. В чём разница внутри каждой пары?

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  3  ЭТАПа

Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль..
- Глазастик предлагает вам познакомиться с текстом. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?»  Чтение про себя. (Слайд № )

1) Серёжа мечтает стать орнитологом. Это значит, что он собирается изучать птиц. Он и сейчас уже знает о них много интересного.(орнитология-раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение)

2) Однажды мы стали расспраш_вать его о сн_гирях, глухарях, дятлах, филинах и совах. Серёжа р_ссказал нам о п-вадках этих птиц, об их друз_ях и вр_гах.

3) Я узнал. Что совы – ночные птицы, что дятлы приносят много пользы, что скворца можно научить говорить. Вот только не успел спросить, отчего снегирей называют снегирями, а глухарей – глухарями. А вы не знаете?

-Есть ли в нём незнакомое тебе слово?

А сейчас рассмотрим  этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание 2 часть? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения)
Последовательность выполнения задания:

  • Найдите во 2 части предложения с  однородными членами, запишите их.

  • Докажите, что они являются однородными.

- Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными?  (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения  может быть несколько  рядов однородных членов.)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош»
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconПроблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном)...
Тема урока. Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-,при-, на з-,с
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О. Л iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск