Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании





Скачать 170.31 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании
Дата публикации20.07.2013
Размер170.31 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Астрономия > Исследовательская работа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМОДЕДОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №5

IX научная конференция учащихся

«Наука. Интеллект. Культура»

Секция английского языка и лингвострановедения

Исследовательская работа

Сходства и различия суеверий пилотов России и Великобритании.

Автор:

Латухин Егор

ученик 5 «Б» класса

Научный Руководитель:

Агарёва Людмила Анатольевна

учитель английского языка

Домодедово 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….…..3

Глава I. Суеверия в жизни человека…………………………………………….….5

1.1. Определение понятия суеверия…………………………………..………5

1.2. Роль суеверий в жизни человека, причины их возникновения………...6

1.3.Авиационные приметы…….…………………………………………...….8

Глава II. Исследовательская работа по выявлению сходств и различий

суеверий пилотов России и Великобритании……………………….…12

2.1. Сходства между суевериями русских и английских пилотов…………12

2.2. Различия между суевериями русских и английских пилотов……...…14

Заключение………………………………………………………………...………..16

Библиография………………………………………………………………...……..18

Введение

Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13? А что происходит, когда вы случайно разбиваете зеркало?

Имея возможность найти разумный ответ на любой вопрос с помощью глобального помощника–Интернета, мы продолжаем верить в сверхъестественные силы. Мы надеемся на удачу: кладем учебник под подушку перед сдачей экзамена, вместо того, чтобы учиться в течение года, а затем лишь повторить материал.

Влияют ли приметы и суеверия на нашу жизнь, существуют ли профессиональные приметы и суеверия? Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся найти по ходу нашего исследования.

Целью работы является исследование особенностей суеверий среди пилотов.

Объект исследования – суеверия, наиболее распространенные в России и Великобритании.

Предмет исследования - сходства и различия суеверий пилотов разных стран.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что суеверия пилотов разных стран будут схожими в силу того, что их объединяет общее дело, связанное с опасностью для жизни, вероятностью возникновения разного рода случайностей.

Исходя из цели и гипотезы исследования, перед нами были поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие суеверия, его роль в жизни человека;

2) провести анализ литературы и ресурсов интернета по вопросу истории возникновения суеверий, а так же причины веры людей в них;

3) выделить наиболее распространенные суеверия пилотов, классифицировать их;

4) сравнить и сопоставить суеверия русских и английских пилотов;

5) сделать выводы.

Методы исследования: поисковый, сравнительно-сопоставительный, метод классификации, метод обобщения.

В ходе исследования были использованы специальные словари, научно-познавательная литература, журналы, ресурсы интернета, а также опрос знакомых.

Актуальность исследовательской работы:

Мы считаем, что будет интересно и актуально изучить проблему суеверий пилотов, поскольку суеверия – это одна из сторон культурной жизни народа, его мировоззрения, менталитета. Мы предполагаем, что данная работа будет полезна на уроках, посвященных страноведению, чтобы лучше понять изучаемую страну и тем, кто участвует в программе «Приток», связывая свою будущую профессию с работой в аэропорту. Кроме того, выбор темы обусловлен недостаточной ее изученностью.

Глава I. Суеверия в жизни человека.

«Суеверие есть уверенность, на знании не основанная»

Менделеев Д.И.

1.1. Определение понятия суеверия.

Само слово «суеверие» означает ложную веру во что-либо (от древнеславянского «суе» или «всуе»- напрасно, тщетно).

Знаток русского языка В.И. Даль объяснял суеверие как «ошибочное, пустое, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, вера в причину и следствие, где никакой причинной связи не видно». И хотя многие из нас утверждают, что не верят в «бабушкины приметы», но на деле все иначе. Суеверия прочно вошли в нашу жизнь. Суеверных людей спасает от каждодневных тревог и сомнений только то, что каждый верит лишь нескольким приметам и не обращает внимания на все остальные. А если собрать все их вместе? Суеверий столь много, они так перемешались, переплелись между собой, с религиозными представлениями, с реальными знаниями, что все их просто невозможно выделить в «чистом» виде и однозначно классифицировать, строго распределив «по полочкам». Из поколения в поколение они передаются, накапливаются, закрепляются в сознании вместе с опытом, обычаями, знаниями.

Задаток суеверия скрывается в самой природе человека, в его склонности ко всему таинственному, предугадыванию будущего. Ф.Бэкон писал: «Узнать будущее - вот в чем привлекательность суеверий». Отличительным признаком суеверия служит то, что человек видит связь между самыми разными предметами, неведомыми силами и их способностью предвещать события или влиять на эти события. Но при детальном рассмотрении, объективно эту связь установить не представляется возможным (удача и число 13, дорога и черная кошка, неприятности и разбитое зеркало, и многое-многое другое…)


1.2. Роль суеверий в жизни человека, причины их возникновений.

Проведя опрос среди 5460 британцев, ученые обнаружили, что 97% людей старше 90 лет в течение жизни внимательно относились к приметам и предсказаниям, и верили безоговорочно хотя бы одной примете. Среди людей старше 80 лет таких оказалось 93%. Куратор этого исследования, доктор Мак-Гуайр, на основании данного опроса выяснил, что суеверия заставляют этих людей быть более осторожными, тщательно обдумывать свои действия и спокойнее относиться к вероятности возможной неудачи. Кроме того, таким образом человек защищает себя от стресса и от чувства вины за неудовлетворительный результат.

Суеверия есть у всех народов земного шара. Даже образованные и, казалось бы, лишенные веры в иррациональное англичане постукивают по дереву, боясь спугнуть удачу, опасаются смотреть на свою тень в лунную ночь, что по поверью, предвещает скорую кончину, не раскрывают в доме зонтик и стараются не проходить под стремянкой.

В России и Великобритании существует достаточное количество схожих суеверий, например:

- рассыпал соль - жди неприятность, ссору;

- горят щеки - кто-то думает о Вас (если горит левая- то друг, если правая- то недруг);

- подкова над дверью в дом защищает и приносит удачу его жильцам, но только если она висит правильно - дугой кверху, иначе удача пройдет мимо Вашего дома.

Однако с точки зрения культурного наследия народа - носителя языка интерес представляют суеверия, которые встречаются только у одного народа или которые совпадают частично, например:

- в России человеку, идущему на экзамен, на важную встречу, желают «Ни пуха, ни пера!», а в Великобритании вместо «Good luck!» ( «Удачи!» ) принято говорить «Break a leg!»;

- в обеих странах разбитое зеркало не приносит ничего хорошего, а в Великобритании это означает, что человек будет несчастен в течение 7 лет. Дело в том, что в древние времена люди считали, что отражение человека-это часть его души, поэтому, разбивая зеркало, наносишь вред душе, а рана заживает долго; древние говорили, что здоровье меняется каждые семь лет, а поскольку зеркало отражает и здоровье, то нарушается оно на 7 лет;

- в Британии мотылек, летающий вокруг человека,- знак того, что скоро Вы получите письмо, в России - паук-предвестник новостей, писем;

- в Великобритании нехороший знак - самому подбирать ножницы с пола, если случайно их уронил, лучше попросить сделать это кого-то другого;

- омела у англичан защищает дом и тех, кто в нем живет, от бед, увечий, травм, пожара, потопа и др. Небольшую ветку этого растения в Англии вешают перед входом в дом на Рождество, и она висит до следующего праздника в качестве оберега;

- пятница, 13-ое в любом месяце в Англии, так же как и в России, считается днем неудачи. Первое зарегистрированное упоминание об этом дне относится к 1066 г, когда 13 октября стал последним днем господства Саксонского короля Гарольда II. Современная история утверждает, что король Филипп IV арестовал и казнил большинство рыцарей ордена Тамплиеров в пятницу, 13 октября 1307 г. По-английски число 13 называют «дюжиной булочника». Происхождение этого названия связано с тем, что в средние века булочники, боясь действовавших в то время суровых наказаний за обман покупателей (вплоть до отсечения руки), обычно добавляли лишнюю единицу товара к каждой продаваемой дюжине, чтобы случайно не обсчитаться в свою пользу.

Безусловно, приметы и суеверия несут важную информацию о представителях народа той или иной страны и отражают духовную жизнь носителей данной культуры. Изучая их, нам становится легче понять особенности мышления и мировосприятия представителей другой нации, избежать культурного шока при общении с народом другой страны.

1.3. Авиационные суеверия.

Свои профессиональные приметы есть у представителей каждой специальности - будь то врачи, военные или предприниматели. И такая область, как авиация, тоже не обошлась без некоторой доли мистических утверждений. Согласно утверждениям психологов, суеверия возникают тогда, когда человек понимает, что он ходит по грани. Если есть опасность для жизни, то всегда появляются приметы и суеверия, которые вселяют надежду на то, что все в Ваших руках. Пилоты действительно подвергают свои жизни смертельной опасности, вот и начинают обращать внимание на то, что они делали перед удачным полетом, запоминать и повторять эти действия, как ритуал.

Исследуя профессиональные суеверия пилотов, нам удалось классифицировать их следующим образом:

1) чего не следует говорить перед полетом:

  • не употреблять прилагательное «последний» в отношении рейса, рабочего дня, захода на круг и др. Вместо него говорят «крайний»;

  • нежелательно озвучивать предполагаемое время прибытия из рейса - велика вероятность, что в пути произойдет что-то непредвиденное;

  • не ругать свою машину, особенно находясь в ней - иначе самолет может «обидеться» и сломаться;

  • не рекомендуется хвалить или ругать погоду;

  • достаточно сказать пилоту «Счастливо!», чтобы испортить ему настроение перед полетом. Безобидное дружеское пожелание оказывается «ужасной» приметой. Надо говорить «Ни пуха, ни пера!». Да и вообще за речью у авиаторов принято следить и употреблять слова очень осторожно.

2) Чего не следует делать перед полетом:

  • фотографироваться. Многие пилоты категорически отказываются запечатлевать себя перед полетом. Кстати, это нелишне принять к сведению и пассажирам - если не хотите вызвать лишнюю нервозность, до окончания рейса не стоит снимать салон и экипаж. Со своими самолетами пилоты также фотографируются очень редко. Многие подобные обычаи берут свое начало из советской авиации, причем часто из военной. В те времена за съемки самолетов, вертолетов и прочей техники, находящейся на страже оборонных рубежей, можно было даже попасть под суд. Во всяком случае, дотошный допрос и пристальное наблюдение за действиями нарушителя было обеспечено и влекло за собой повышенное внимание начальства.

Из воспоминаний летчика – испытателя, героя Советского Союза Архипенко Ф.Ф.: «Корреспондент армейской газеты очень хотел сфотографировать нас у самолета. Мы позвонили в штаб и уточнили, что вылетов сегодня не будет. Тогда мы, летчики, согласились, и он начал съемку. Вдруг из дивизии приказ: срочно выслать на разведку пару истребителей в район г. Ольховатка, искать отступающие немецкие части. Так как летчики народ весьма суеверный, то все до единого от полета отказались. Командир авиаполка доложил командиру дивизии, что летчики отказываются лететь, так как их только что сфотографировали. Комдив проникнулся серьезностью положения и приказал подполковнику, командиру авиаполка лететь самому. Полет получился удачным, колонны отступающих немцев быстро обнаружили».

А вот другой пример из наших дней: 14.02.2012 г вследствие отказа двух двигателей потерпел аварию бомбардировщик СУ-24 в Курганской области. Пилоты остались живы, так как успели катапультироваться, жертв и разрушений на земле не было. За час до вылета командир экипажа полковник Николай Гостев встречался с хоккейной командой г. Челябинска «Трактор». Во время экскурсии хоккеистами были сделаны сотни фото с участием экипажа.

  • Бриться. Это можно делать только накануне полета;

  • летать в новой одежде. Наоборот, хорошая традиция - отправляться в рейс в том, в чем уже летали;

  • летать по понедельникам. Эту примету описывает еще летчик царского воздушного флота Спирин И.Т. в своей книге «Записки военного летчика»: «Точно установлено, что по понедельникам летать нельзя. День тяжелый - можно разбиться». Также эту примету неукоснительно соблюдал Королев С.П., известный ученый, конструктор ракетно-космической техники;

  • возвращаться, если что-то забыл. В этом случае просят принести забытое кого-либо из родственников или сослуживцев;

  • перед полетом нельзя шить ни в каких формах (скорее, данная примета относится к бортпроводницам) - ни заштопывать дырки, ни пришивать отлетевшие пуговицы. Также плохим признакам считается вещь, одетая наизнанку;

  • летать, будучи в отпуске. Отпускные настроения незаметно проникают в сознание и отвлекают в работе.

3) Суеверия, связанные с числами.

Конечно, в первую очередь это относится к числу 13. То есть пилоты считают дурным знаком летать 13-го числа, либо на самолетах с номером 13. Хотя в биографии всемирно известного летчика-истребителя, трижды героя Советского Союза Покрышкина А.И. был факт удачных боевых вылетов на американском истребителе Р-39 с номером 13. Ас летал на нем в 1943 г и сбил 17 фашистских самолетов. Далее истребитель, не получивший за время полетов Покрышкина ни одного повреждения, передали лейтенанту Самсонову, который по суеверным соображениям добавил к номеру ноль, превратив его таким образом в № 130.

4) Суеверия, связанные с жестами.

  • Считается удачной приметой перекрестить хвост самолета перед

вылетом. Этот эпизод наглядно продемонстрирован в художественном

фильме «В бой идут одни старики».

  • У английских пилотов специальный жест - скрещивание пальцев-

приносит удачу.

 Постучать по дереву трижды. Эта примета досталась нам от далеких

предков, знавших особые свойства деревьев. Древние христиане

верили, что дотронуться до дерева означает прикоснуться к кресту, на

котором был распят Иисус Христос и тем самым попросить защиты от

злых сил. С этой целью прикасались к церковным деревянным вратам. А

почему стучать нужно именно три раза? Тройка - священное число для

любого христианина, символизирующее триединство богов.

В нашу классификацию включены лишь наиболее распространенные суеверия пилотов. В действительности их намного больше и не все можно отнести к какой-либо группе. Просматривая их, можно заметить, что одни приметы привнесены в профессию авиатора из обыденной жизни, другие являются строго специфичными. Встречаются суеверия и напутствия, выраженные в лаконичной, легко запоминающейся форме присказок, поговорок с определенной долей юмора («С отпускным билетом нет полетам», «Сон и питание - основы летания», «Не оставляй торможения на конец полосы, подтверждение класса на конец года, а любовь - на старость», «Не имей друзей на посадке и развороте»). При этом все они несут большую и серьезную смысловую нагрузку. Это концентрированный опыт авиаторов многих поколений. Как сказал один пилот: «Зацикливаться на приметах и суевериях, конечно, не стоит, но соблюдать их по мере возможности все-таки следует».

Глава II. Исследовательская работа по выявлению сходств и различий

суеверий пилотов России и Великобритании.

2.1. Сходства между суевериями русских и английских пилотов.
Исследуя суеверия русских и английских авиаторов, мы обнаружили некоторые общепризнанные, а именно:

  • связанные с числом 13. Представители летной профессии обеих наций крайне настороженно относятся к «чертовой дюжине». Традиционно в такой день стараются под любым предлогом не подниматься в небо. Впрочем, если полеты назначаются строго на 13-е, то, ясное дело, летают. В Военно-Воздушных силах СССР не было отечественных самолетов и позывного с цифрой 13, так же их нет в российской военной авиации. В самолетах британских авиалиний зачастую вместо «13» на обозначении рядов и мест вы увидите «12+».

  • Как российские, так и английские пилоты нередко берут с собой в полет какой-либо талисман. Как правило, это личная вещь, имеющая отношение к дому, семье (фотография, игрушка ребенка, камень, подкова и т.п.), либо предмет, «доказавший» свою удачливость в имевшей ранее место внештатной ситуации. У многих русских летчиков Второй Мировой войны, да и в наши дни есть своя маленькая икона Николая Чудотворца. Британские пилоты зачастую являются верующими людьми и летают с Библией.

  • Ранее мы упоминали о том, что пилоты, да и все члены экипажа стараются не одевать в полет новую одежду и обувь. Подтверждение данного суеверия нам удалось найти в мемуарах британского аса Королевских ВВС Второй Мировой войны Гая Гибсона, где он описывает, как бережно относились летчики того времени к своей форме после боевых вылетов. Она приобретала специфический запах пороха, и стирать ее было дурным тоном. В настоящее время, если курсанту российского летного училища предстоит полет, а по какой-то причине на нем новые ботинки, то он просит сослуживца наступить на них. Эта примета также уходит корнями в военное прошлое.

  • Существуют определенные традиции по окончании авиационных учебных заведений или обряды посвящения в летчики как в Великобритании, так и в России. Но при детальном изучении в каждой из стран они имеют свои особенности, и будут рассмотрены далее.

  • Одинаково часто русские и английские авиаторы используют примету трижды постучать по дереву перед полетом. Вот цитата из интервью Пугачева В.Г., заслуженного летчика-испытателя, легенды мировой авиации корреспонденту газеты «Аргументы и факты»: «Мы, летчики, народ суеверный. Всегда стучим трижды по дереву перед полетом». Англичане говорят: «If you touch wood, your good luck will continue».

Итак, сходство примет и суеверий у пилотов данных стран может объясняться с одной стороны данью уважения традиций прежних поколений летчиков, особенно военных, а с другой – постоянным присутствием риска в полете, возможностью возникновения непредвиденных ситуаций (вернее, желанием их избежать), необходимостью быть максимально сконцентрированным и внимательным. Также нельзя не заметить принадлежности сходных суеверий к религиозным убеждениям пилотов обеих стран.

Таким образом, наша гипотеза о сходстве суеверий русских и английских пилотов частично подтвердилась, поскольку существуют также и различия.
2.2. Различия между суевериями русских и английских пилотов.

  • Мы уже упоминали о различных жестах, употребляемых пилотами «на удачу» перед вылетом. Англичане используют crossing fingers (скрещивание пальцев) для отражения непредвиденных ситуаций в полете. При этом первый палец символизирует надежду, а второй – поддержку.

Для русских более характерен другой жест: перекрестить хвост самолета.

  • Англичане с необычайным почтением относятся к черным кошкам. Согласно древнему английскому поверью XVI века, черные кошки имеют способность избегать смерти, они могут девять раз умирать и оставаться живыми. Жители Великобритании считают, что черные коты приносят достаток и удачу. Поэтому, если по дороге в аэропорт пилоту перебежит дорогу черная кошка, это будет расценено как хорошее предзнаменование. «If a black cat crosses your path, you will have good luck».Кроме того, присутствие на борту самолета этого животного будет приветствоваться всеми англичанами. Нужно ли говорить, какой демонический страх перед черной кошкой существует в России вообще, а у пилотов в частности!

  • Пройти под лестницей (walking under a ladder) – одно из наиболее общепризнанных суеверий англичан, сулящее неудачу. Оно связано с тем, что в средние века во время казни приговоренный к ней должен был пройти под лестницей. Также происхождение этого суеверия объясняется тем, что прислоненная к стене лестница образует треугольник. С древних времен треугольник - символ святой Троицы, вторжение в которую означает оскорбление богов. Так вот вряд ли Вы увидите пилота-англичанина, проходящего под трапом самолета. В России существует обычай производить предполетный осмотр самолета, проходя по часовой стрелке, не обращая внимания на лестницы или трап.

  • Самым неожиданным оказалось изучение обряда посвящения в летчики в Великобритании. Дело в том, что существует традиция инициации военных летчиков Королевских ВВС по окончании обучения. Она представляет собой различные обряды, которые новички должны выполнить. На практике это оказывается настоящим издевательским испытанием: выпить через соломинку пиво из унитаза, в то время как на голову льется ледяная вода. А как Вам вот такой «веселый» тест: раздевшись догола, пробежать всю взлетно-посадочную полосу базы! Этой чести зимой 2009 г были удостоены внуки королевы Елизаветы II британские принцы Уильям и Гарри. Как заявил один из английских военнослужащих, никто не обязан проходить эти традиционные ритуалы посвящения, но он не знает ни одного человека, который бы отказался это делать.

В российских авиационных училищах на выпускных существует обычай подбрасывать в небо монету с пожеланиями удачи. Кроме того, давняя традиция русских военных летчиков – выставлять «вылетные» после первого самостоятельного вылета. В довоенные годы этими «вылетными» были папиросы «Казбек», которые курсант приносил на аэродром в день самостоятельного вылета и сразу же после выполнения полета угощал всех «в квадрате». И по ныне эта традиция существует в учебных заведениях авиации, только, конечно, уже не с «Казбеком». На одной из пачек друзья оставляют на память об этом дне свои подписи и пожелания.

Выявленные нами различия суеверий русских и английских пилотов можно объяснить принадлежностью к разным культурам, разной истории и духовной жизни данных стран.

Заключение

В ходе исследования мы на конкретных примерах убедились, что как соблюдение того или иного суеверия пилотом, так и его игнорирование не несет никаких гарантий. На первом плане всегда остается профессионализм и сила духа летчика, его готовность к моментальному принятию решений. Однако, несмотря на то, что большинство суеверий практически не содержат истины, пилоты продолжают верить им. Это заложено в них самой природой и опытом предыдущих поколений представителей столь благородной профессии.

Из реальных исторических фактов мы увидели закономерность сохранения и передачи суеверий из поколения в поколение. Проследили, как переносятся суеверия обыденной жизни в профессию пилота. Отметили связь некоторых суеверий с религиозными убеждениями.

Мы открыли для себя много нового, ближе познакомились с историей, нравами, культурой, традициями нашей страны и Великобритании.

Новые знания английских суеверий и традиций помогут нам лучше понять английскую литературу, причину тех или иных событий в ходе английской истории.

Библиография.

1. Аракин В.Д., Выгодская З.С., Ильина Н.Н. Англо-русский словарь. – М.:

Рус.яз. – Медиа, 1993 г.

2. Гибсон Г.П. Впереди вражеский берег. – М.: АСТ, Ермак, 2007 г.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: Медиа, 2007

4. Мезенцев В.А. О суевериях - всерьез. – М.: Советская Россия, 1989 г.

5. Мезенцев В.А. Чудеса. Популярная энциклопедия. В двух томах. – Главная

редакция Казахской Советской энциклопедии, 1991 г.

6. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолет Боинг-757.Испытание. – М.: Авико

Пресс, 1994 г.

7. Хохлова В.В., Хохлова Ю.В. Особенности восприятия культуры страны

изучаемого языка. – Иностранные языки в школе, 2004 г. №3.

8. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского

языка. – М.: Рус.яз.-Медиа, 2007 г.

9. http://www.sueveria.ru

10. http://www.primety.net

11. http://www.adelanta.info.ru

12. http://www.august.ru

13. http://www.opoccuu.com


1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconРеферат по дисциплине: «Иностранный язык» на тему: «Сходства и отличия...
Приметы и суеверия, полностью совпадающие по причине и следствию, в британской и русской культуре
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconНаучно-исследовательская работа процесс совместной деятельности студентов/...
О научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения...
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconИсследовательская работа: «динозавры в россии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconЖанры исследовательских работ школьников
Описание оценки жанров "реферат", " Исследовательский реферат ", " Исследовательская работа ", " Проектно-исследовательская работа"....
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconИсследовательская работа Тема: Определение благоприятных условий...
Эксперимент по выявлению наиболее благоприятных условий и среды для выращивания кефирного гриба. 11
Исследовательская работа по выявлению сходств и различий суеверий пилотов России и Великобритании iconПоложение о проведении Эстафеты искусств, посвященной году Великобритании...
Содействовать развитию творческих способностей молодых москвичей, в том числе с ограниченными возможностями, пробудить интерес к...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск