Скачать 143.74 Kb.
|
Тема 5 Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения
Вопросы для самопроверки
Темы рефератов
Задания и ситуации для обсуждения Задание 1. В местах многоточий вставьте пропущенные слова: 1. ……………… ………………… планирование – это процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия в будущем на основе прогнозирования изменения параметров внешней среды, определения приоритетных направлений развития и методов эффективного использования стратегических ресурсов. 2. …………………. – это качество означает совместимость целей фирмы с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом. 3. Наиболее распространенным методом изучения внутренней среды предприятия является метод ………………-………………. 4. ………………….. – возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации; 5. Состав и содержание разделов стратегического плана является ……………………….. 6. Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени ……………….. плановых показателей, в большей ………………… ………………. планируемых сценариев развития событий. 7. Стратегическая миссия предприятия имеет значение, как для ………………..…, так и для …………………. сфер деятельности предприятия. 8. ……………………. стратегии есть процесс пересмотра целей и выработки скорректированной стратегии развития предприятия. Задание 2. Стратегическому планированию наряду с общими присущи особые принципы. Перечислите и прокомментируйте их:
Задание 3. Раздел стратегического плана «Стратегия маркетинга» включает разработку следующих компонентов:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дайте определения компонентов данного раздела стратегического плана. Задание 4. Впишите в логической последовательности структуру стратегического плана: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Задание 5. Подберите верное определение для каждого из требований, предъявляемых к целям и задачам функционирования предприятия:
Задание 6. Стратегическое планирование имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы. Вставьте ключевые слова.
Задание 7. Перечислите и охарактеризуйте существующие в рыночной экономике направления формирования стратегии. 1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 8. С точки зрения технологии обоснования целей, алгоритм их структуризации включает четыре последовательные стадии. Расположите их в правильном порядке.
Задание 9. Определение будущего не путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций развития, а стратегическим анализом, т.е. выявлением возможных ситуаций, опасностей, шансов предприятия, которые способны изменить сложившиеся тенденции – это
Задание 10. Существуют два подхода к процессу структуризации целей в планировании:
Задание 11. На этапе «Разработка и анализ стратегических альтернатив» стратегического планирования принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится фирма. С какими вопросами, как правило, сталкивается фирма при разработке стратегии? 1. ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________ Задачи и упражнения Хозяйственный портфель - совокупность отдельных направлений деятельности и продуктов организации. Анализ хозяйственного портфеля - инструмент, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает различные направления своей хозяйственной деятельности с целью планирования вложения ресурсов в наиболее прибыльные из их числа и сужения или прекращение наиболее слабых направлений деятельности. В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар - «проблема»), рост (товар - «звезда»), зрелость (товар - «дойная корова») и спад (товар - «собака»). При использовании модели предприятие анализируется как совокупность стратегических хозяйственных единиц. Стратегическое положение каждой СХЕ оценивается с помощью двух критериев - темпа роста рынка в качестве индикатора привлекательности и доли рынка в качестве индикатора конкурентных позиций (рис. 1). В соответсвии с приведенными критериями в матрице выделяют следующие стратегические области:
Размер доли рынка Рисунок 1 - Бостонская матрица
Задание 1. Используя матрицу БКГ, проанализировать хозяйственный портфель организации и разработать на основе проведенного анализа продуктовую стратегию организации. Объем реализации продукции за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 22. Методические указания к выполнению задания Для построения матрицы БКГ необходимо разработать следующие этапы:
Таблица 22 – Характеристика портфеля предложения колбасного цеха
Следовательно, темп роста рынка (РР) по первому виду продукции (сосиски «Арбатские» в упаковке) составит: РР1 = (2500:2900) = 0,86; РР2 = ______________________________________________________ РР3 = ______________________________________________________ РР4 = ______________________________________________________ РР5 = ______________________________________________________
ОДР1 = 34:17 = 2 Это означает, что объем реализации данного вида продукции превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшего конкурента в 2 раза. ОДР2 = ___________________________________________________ ОДР3 = _____________________________________________________ ОДР4 = _____________________________________________________ ОДР5 = _____________________________________________________
Д1 = _______________________________________________________ Д2 = _______________________________________________________ Д3 = _______________________________________________________ Д4 = _______________________________________________________ Д5 = ______________________________________________________ Все рассчитанные данные занести в таблицу (табл. 23). Таблица 23 - Расчетные данные для построения матрицы БКГ
- средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е. объем продаж постоянен, - относительная доля – средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доли объема продукции в общем объеме реализации предприятия. Матрица БКГ имеет вид, представленный на рисунке. «Звезды» «Вопросительные знаки» «Собаки» Дойные коровы Рисунок 2 - Матрица БКГ Возможные варианты продуктовых стратегий предприятия отобразить
Таблица 24 - Варианты продуктовой стратегии предприятия
При определении продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:
Руководствуясь полученными результатами оценить сбалансированность продуктового портфеля колбасного цеха, сделать предложения по его оптимизации в целом, и конкретно по каждому виду продукции. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Вопросы к государственному экзамену по специальности Сущность стратегического управления. История развития стратегического управления. Долгосрочное и стратегическое планирование. Формирование... | Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности 5 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия 5 | ||
Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации Ольга Олеговна – канд экон наук, доцент, заведующий кафедрой стратегического планирования Академии Международного независимого эколого-политологического... | Московский энергетический институт (технический университет) институт... «Стратегическое планирование» в освоении научных основ методологии, моделей, методов и практических инструментов стратегического... | ||
О роли территориального планирования в стратегическом региональном... Европейские государства и особенно Германия за последние 30-40 лет накопили огромный опыт в области формирования системы стратегического... | Планирование издержек производства и цен Вопросы для обсуждения Как подразделяются производственные издержки в теории внутрифирменного планирования? | ||
Планирование издержек производства и цен Вопросы для обсуждения Как подразделяются производственные издержки в теории внутрифирменного планирования? | Совершенствование стратегического внутрифирменного планирования как... | ||
Программа дисциплины «Слияния, поглощения и реструктуризация фирмы» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Планирование учебно-воспитательного процесса по ия: сущность и виды планирования Урок развития лексических умений и навыков, развития навыков говорения с использованием интерактивной доски. Умк «Английский в фокусе»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ii. Исследование процесса стратегического планирования на примере компании Daikin | 1. Общая характеристика ооп по направлению подготовки 38. 03. 02... Целью программы является подготовка профессиональных управленцев, обладающих необходимыми компетенциями для работы в современных... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Тема Цель и задачи курса. Сущность бизнес-планирования Предмет курса. Цель и задачи курса. Понятие и сущность бизнес-плана и бизнес-планирования. Необходимость планирования бизнеса. Особенности... | ||
«Стратегические финансы фирмы» Курс построен на современной западной финансовой и управленческой литературе и материалах крупнейших в мире компаний в области стратегического... | Программа дисциплины «Слияния, поглощения и реструктуризация фирмы»... «Стратегическое управление финансами фирмы» и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микроэкономика... |