Введение 3
Корни 4
Верховные существа 6
Учение о сотворении мира 10
Представления о жизни и смерти 11
Храм 13
Ритуалы 15
Зомбификация 18
Изготовление куклы 21
Заключение 22
Источники 23
Введение В современном мире имеется очень большое число отдельных, вполне самостоятельных религиозных общностей. Если учитывать сохранившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то общее число религиозных общностей достигнет многих десятков тысяч. Одних только христианских деноминаций насчитывается около 20 тыс.
Религия в последнем своем значении имеет иерархическую структуру. Многие конкретные религии часто подразделяются на ветви более низкого уровня и еще более низкого порядка и т.д. Так, человек, придерживаясь христианства, может быть сторонником одной из его ветвей, например протестантизма, принадлежать к такой форме протестантизма, как баптизм, и являться членом одной из баптистских религиозных организаций, предположим Южной баптистской конвенции.
Академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор П. И. Пучков предлагает термины для обозначения религиозных общностей разного иерархического уровня. Общности первого, высшего уровня называются, следуя сложившейся традиции, религиями или конкретными религиями.
Для наименования религиозных общностей следующего, второго иерархического уровня можно использовать термин "направления". Это, как правило, крупные, достаточно давно сложившиеся, существенно отличающиеся друг от друга по догматике и культу ветви конкретных религий.
Религиозные общности третьего иерархического уровня можно обозначить термином "течения", подчеркивая этим, что для них характерна большая внутренняя близость, чем для направлений.
Четвертый, последний иерархический уровень - деноминации, объединяющие религиозные общины, практически не отличающиеся друг от друга по догматике и культу и часто имеющие общие руководящие органы.
Кроме религий, возникших столетия или даже тысячелетия назад, выделяют еще так называемые "новые религии", появившиеся в 19 или 20 вв. и в своем большинстве синтезировавшие в своих вероучениях положения более ранних религий. К "новым религиям" относят и культы синкретического типа, например афро-христианские культы негров Америки (Сантерия, Вуду, Умбанда т.д.) и иные верования.
Итак, что же такое Вуду.
Корни Вуду, общее название группы афрохристианских синкретических сект. Согласно классификации П.И. Пучкова, Вуду - это Синкретический культ негров Америки, что относится к "Новым религиям".
Религия Вуду происходит в основном из двух Африканских регионов: Дагомеи и Конго. Считается, что слово ВУДУ происходит от ВОДУ, что на языке африканского народа ФОН, одного из наречий Dahomey (Дагомея, нынешние Бенин и Нигерия), именно там и находится по приданию место обитания божеств vodun, лоа (loa), означает "дух, божество". В креольских языках Нового Света это слово имеет много различных написаний (voudou, voudoun, vodoun, vaudau, vaudoun и т.п.) и читается как ВОДУ или ВОДУН. В английском языке оно трансформировалось в ВУДУ (VOODOO) или ХУДУ (HOODOO).
Корни религии уходят в Западную Африку, откуда привозились на Гаити рабы. Секты Вуду появились на Гаити в 18 веке в результате сращения верований чёрных рабов (преимущественно родом из Дагомеи) с католицизмом. Как духовная традиция, Вуду появилась на Гаити во времена французского колониального рабства. На основе этого можно отнести данную религию к продукту работорговли. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Под страхом страшных пыток и казни религия была запрещена местными властями, рабов насильно крестили как католиков, что и выразилось в обычаях и ритуалах религии, которую местное население держало в большом секрете. Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Конкретно это выразилось в том, что дагомейские божества-лоа надели "маски" католических святых, на негритянских алтарях появились христианские статуэтки, свечи и другие культовые предметы; свои ритуалы те, кто исповедовал Вуду, очень приблизили к католическим. Католическую религию рабы использовали как "прикрытие" - приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам. Таким образом, Вуду - более или менее изменённая африканская религия, функционирующая на Гаити, а её христианские элементы - часть колониального наследия. А в 1860 году Ватикан вынужден был признать, что vodun является разновидностью католицизма, но сами гаитяне утверждают, что их религия древнее и глубже христианства, что она впитала в себя лучшее из всех религий прошлого и настоящего.
Впоследствии вместе с переселенцами религия vodun перекочевала на другие Карибские острова, наибольшее распространение она снискала на Ямайке и Тринидаде. Кроме того, практикуется жителями и некоторых частей США, а на Кубе она трансформировалась в религию Сантерия (Santeria). Особое развитие культ получил со времени прихода к власти на Гаити в 1957 диктатора Франсуа Дювалье, исповедовавшего Вуду. Будучи религией более чем гибкой, она трансформировалась при переходе от одного поколения к другому. Будучи гибридом завезенных извне религий и укоренившись на Гаити, vodun в свою очередь стала предметом "на вывоз" и стала потихоньку перемещаться на континент. Особую популярность она снискала в Новом Орлеане, в штате Майами и в Нью-Йоркском мегаполисе, повсюду порождая новые взгляды и убеждения, таким образом снискав по всему миру в общей сложности, по разным оценкам, от 50 до 60 миллионов последователей гаитянского воду (Вуду).
|