Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»





Скачать 102.87 Kb.
НазваниеОткрытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»
Дата публикации23.07.2013
Размер102.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1526

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г. Болдина/

«___»_____________2010 г.

м.п.


РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»
.32453246.00250-01 99 01

Листов 11

Разработчик:

___________/ Хохлинова Т.Е./

27.01.2011
Цель:

-повторить основные сведения о частях речи;

-сформировать умение различать и классифицировать самостоятельные и служебные части речи.
Задачи:

-понимать, для чего необходимо знать части речи;

-научить работать в группах, парах, индивидуально;

-формирование ключевых компетенций учащихся.
Оборудование: проектор, электронные презентации учащихся, магнитофон, таблички с названием творческих групп.

Ход урока.

Постановка цели, дети формулируют ее сами, представление творческих групп и их капитанов.

Класс делится на три творческие группы:

  1. Королевство самостоятельных частей речи;

  2. Планета Служебных частей речи;

  3. Страна Междометий.


Первое задание-разминка.

Прослушайте внимательно лингвистическую сказку.

Как Морфология порядок навела (название не говорить)

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Всемогущую волшебницу!"

- Кто из вас обозначает предмет? – строго спросила она у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Волшебница.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Всемогущей волшебницы тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Кто же эта волшебница? Составьте из букв, данных вам в конверте, слово-отгадку. Групповое задание.

Морфология – наука о языке, изучающая части речи.

  1. О каком разделе языкознания вы узнали?

  2. Что изучает морфология?

  3. Какие части речи вы знаете? Много ли их?

Начертите в тетради таблицу:


Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Междометие












Прослушайте стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика»

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Таблица нам потребуется для внесения в нее данных из презентаций ваших руководителей творческих групп, я бы сказала, креативных директоров, по изучаемой теме.
Второе задание:

проверка домашнего задания –презентации по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

Просмотр первой презентации - «Самостоятельные части речи».

-оцените работу

Я бы сюда внесла больше эмоций, приведя высказывания известных людей о частях речи:

" Существительное - сердце языковой вселенной, оно является душой всех частей речи", - считает Е. Любичева.

"Глагол - ангел движения, без которого фраза мертва", - утверждает Ш. Бодлер.

По мнению В.Виноградова, "прилагательное - самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении".

Как вы понимаете эти высказывания?

Игра «Кто больше?»

За 1 минуту придумать и записать эпитеты к слову «осень».
-проговорите получившийся конспект.
Практическое задание.

Определите, к какой самостоятельной части речи относятся одинаковые по произношению слова?

1.Стекло было совершенно прозрачным- Разлитое молоко стекло со стола.

2. Рой пчел кружился над цветущим кустом- Рой яму глубже!

3. Вода перестала течь- В пробитом днище лодки открылась течь.

4. Не плачь из-за пустяков!- Из комнаты послышался плач

5. Три поросенка жили в лесу- три лучше, чтобы оттереть все пятна.

Взаимопроверка:

1.сущ-гл

2.сущ-глаг

3.глаг-сущ

4.глаг-сущ

5. числ.-глаг.

Особо хочу отметить такую часть речи, как числительное. Рубрика «Это интересно!».
Каждая творческая группа подготовила лингвистическую сказку- это вторая часть домашнего задания.

Обсуждение первой сказки, оценивание, вопросы.

Мы побывали с вами в Королевстве самостоятельных частей речи, давайте же сделаем выводы и запишем их в тетрадь, почему же части речи называются самостоятельными?

  1. можно задать вопрос

  2. имеют лексическое значение

  3. имеют грамматические признаки

  4. выполняют синтаксическую роль в предложении.



Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет.

Нельзя отыскать в них морфемы-

И в этом их главный секрет.
Как вы поняли, о каких частях речи сейчас пойдет речь?
А теперь отправимся в гости на Планету служебных частей речи. Наша задача- доказать их значимость в русском языке и служебность.

Просмотр второй презентации:

-оцените работу

-проговорите конспект
Я бы вот что добавила в презентацию:

Предлоги, союзы, частицы –

Все встали в один хоровод,

Служебные, важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье свое принесут,

Здесь свяжут, а рядом разделят,

Укажут и силу дадут.

Прослушаем лингвистическую сказку. Оцените ее.

Вопросы творческим группам. Подтвердите или опровергните утверждения о самостоятельных и служебных частях речи:

1) Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

2) Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

3) Служебные части речи не бывают членами предложения.

4) Служебные части речи имеют лексическое значение.

5) К любой части речи можно задать вопрос.

6)Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова,

словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
Решите тест. Правильный ответ обведите кружком.

  1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
    А) предлогом;
    Б) союзом;
    В) наречием.

  2. Как правильно написать:
    А) по вас;
    Б) по вам;
    В) по вами.

  3. В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
    А) частица;
    Б) местоимение;
    В) союз.

  4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
    А) частица;
    Б) союз;
    В) наречие.

  5. В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
    А) частица;
    Б) предлог;
    В) союз.

Делаем и записываем выводы:

  1. не имеют лексического значения

  2. не изменяются

  3. не употребляются без самостоятельных частей речи.


Задание «Лингвистический эксперимент»

- Лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной даёт такую информацию о распределении частей речи по частоте их употребления:

Имя существительное

24,9%

Предлоги

11,5%

Союзы

7,6%

Глагол

15,9%

Имя прилагательное

8,3%

Имя числительное

1,1%

Местоимение

14,1%

Наречие

7,9%

Частицы

1%

 

Причастие

0,4%

 

5. Лингвистический эксперимент. Работа в парах.

         На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием

         Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.

- Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи.

- Служебных – 16 (27%), самостоятельных – 43 (73%). Всего – 59 слов. Соотношение: примерно 3: 1.

- Уберём все служебные части речи. Прочитайте, что получилось. Что теряется при этом? Нужны ли служебные части речи?  Вывод очевиден.

Переходим к рубрике «Познавательная информация».

Людмила Стефановна Петрушевская написала цикл лингвистических сказок, сборник из 16 рассказов, которые целиком состоят из несуществующих слов, кроме служебных. Прослушайте одну из них.

Л.Петрушевская “Пуськи Бятые”

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточка! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стряшкали. И подудонились. А Калуша волит:

- Ой-ой! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучели. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюгиотзюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявки волит за напушкой:

- Калушата подудонились!

Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи Бятые!

Возможные задания

  1. О чем этот текст? Что необычного вы заметили в тексте?

Можно ли определить, к какой части речи относится каждое из слов сказки? Объясните.

Автор вовлекает читателя в игру, доверяя понимание текста. Хотя это и не простая задача, но существует ключ- знание русского языка. Вспомните знаменитое четверостишье из сказки «Алиса в Зазеркалье»:

Варкалось…Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мумзики, в мове.

Языковое явление-глоссолалия.

Практическая работа. Индивидуальные карточки. По 3 на группу. Остальные работают по вариантам.

  1. Разобрать по составу слова: справа, клич, опасный, завтра, плач. Почему необходимо знать. К какой части речи относится данное слово?

  2. Укажите части речи: смела, дали, знать, стекло, строй.

Самопроверка.

Много мы уже узнали на уроке о частях речи, но нас ждет удивительная страна! Я приглашаю вас посетить страну Междометий.

-Презентация

-Оценить

Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово Ах!
У кого тяжёлый вздох,
Произносят слово Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово Ух!

- назовите, ребята, междометия, и запишем их в тетрадь в столбик. Что они выражают?

Ах – страх, восторг

Ох – вздох, боязнь

Ой – беда, удивление

Эй – привлечение внимания

Ух – испуг)

Найдите междометие. Для чего оно используется А.С. Пушкиным? Назовите сказку. ( По одному вопросу творческой группе)

  1. Зажжужал он и как раз
    Тётке сел на правый глаз,
    А ткачиха побледнела:
    “Ай!” - и тут же окривела.
    “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
    князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.


  2. Ой вы, молодцы честные,
    Братцы вы мои родные,…
    Не сойти живой мне с места.
    Как мне быть? Ведь я невеста…
    “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”


  3. Медлить нечего: “ Скорее!
    Люди, на конь! Эй, живее!”
    Царь к востоку войско шлёт,
    Старший сын его ведёт.
    Петушок угомонился,
    Шум утих, и царь забылся.
    “Сказка о золотом петушке”.

Лингвистическая сказка, подготовленная творческой группой.

Выводы по уроку делают ученики. Что понравилось? Интересно?

Блиц-опрос по повторению.

  1. Служебная часть речи, служит для связи слов в словосочетании (предлог)

  2. Обозначает действие предмета (глагол)

  3. Я, мы вы, они- (местоимения)

  4. Часть речи, не имеющая окончания (наречие)

  5. Они бывают сочинительные и подчинительные (союзы)

  6. Обозначает признак предмета (прилагательное)

  7. Ах! Ох! Ну!- (междометия)

  8. Эта часть речи любит считать

  9. Служебная часть речи, бывает отрицательной.

Домашнее задание: составить кроссворд по данной теме из 10 слов.


МОСКВА, 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconТема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных;...
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи»
Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
«Основная общеобразовательная школа №17 п. Михайловка Советского района» Ставропольского края
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья?
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи»
Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку....
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconКонспект урока по русскому языку Класс: 4 «а» Тема: Части речи: самостоятельные,...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: в результате изучения темы учащиеся должны по морфологическим признакам научиться различать служебные и самостоятельные...
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе...
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок 47. Тема: Служебные части речи
М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план,...
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей...
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в 3 классе Тема : «Закрепление знаний о прилагательном,...
Тема: «Закрепление знаний о прилагательном, как о части речи. Употребление прилагательных в речи»
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок по русскому языку тема: «части речи»
Цели: Ознакомление с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов»
Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок)
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Повторить изученные самостоятельные части речи. Систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей...
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Запись числа, к/р. Проверка ранее изученного. (Слайд 0,00) Какую группу образуют данные части речи? (Самостоятельные части речи.)...
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» iconОткрытый урок во 2а классе
В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск