Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»





Скачать 54.31 Kb.
НазваниеТема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Дата публикации03.09.2014
Размер54.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Спас-Деменск

Спас-Деменского района Калужской области


Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» (7 класс)
Имя урока: «На что и клад, коли в семье лад»

Филиппова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №2» г. Спас-Деменск

Спас-Деменского района

Калужской области

г. Спас-Деменск, 2013

Тип урока: комбинированный урок (с обобщением ранее изученного)
Цель: формировать ключевые компетентности

  • регулятивные (умение ставить задачи, планировать и оценивать свою работу);

  • познавательные (формировать умение различать самостоятельные и служебные части речи; учить обучающихся логически мыслить, сравнивать, работать совместно с учителем и самостоятельно);

  • коммуникативные (развивать речь обучающихся, умение работать в парах и группах)



Задачи:

  1. образовательные: дать обзорную характеристику частей речи; формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

  2. воспитательные: воспитывать любовь и уважение к семье; учить рационально использовать время;

  3. развивающие: развивать речь обучающихся, расширять их кругозор; формировать целостное представление о слове; развивать творческие способности, навыки сотрудничества, заботиться о здоровье детей.



Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных; работать в паре, в группе; планировать и оценивать свою работу.
Методы ведения урока: словесные, наглядные, практические.

Использованные технологии: технология критического мышления (элементы), сотрудничества, здоровьесберегающие.

Оборудование: ЦОР «Самостоятельные и служебные части речи» (интерактивная таблица «Части речи»), иллюстрации к лингвистической сказке, записи на доске и за доской.

Ход ведения урока


  1. Ориентировочно-мотивационный этап.


Организационный момент, определение темы и задач урока.
- Ребята, вы любите сказки?

(Ответы детей)

- Сейчас я расскажу вам сказку. Ваша задача – отгадать, кто герой и о каких двух городах идет речь.

(Рассказываю лингвистическую сказку о герое (Междометие), который был одинок и решил найти себе друзей. Странствуя, он увидел на своем пути 2 города (Самостоятельные части речи и Служебные части речи). Но жители этих городов не захотели дружить с героем. И когда он уже отчаялся найти друзей, увидел красивый замок. Но только герой хотел войти, как на пути его появился Змей Горыныч о трех головах. Он не пускал героя в замок, пока тот не отгадает загадки.)
- Кто же наш герой?

- Как называются 2 города?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- А теперь, исходя из темы, определите задачи, которые нам необходимо будет решить.

(Ответы детей)

- У нашего урока будет и имя. Узнаете вы его, когда отгадаете ребус.
Мой первый слог

Средь цифр найдите.

Конец ищите в алфавите.

А целое нетрудно отгадать –

Детишки, и отец, и мать.
- Что это за слово?

- Да, слово это – СЕМЬЯ, а имя урока: «На что и клад, коли в семье лад»

- Почему именно семья? Как имя урока связано с темой урока?

(Ответы детей)


  1. Операционно-исполнительский этап.




  1. Работа в парах.


- Ребята, на доске морфемы слов. Можем ли мы по морфемам определить часть речи?

- В течение 3 минут вы будете работать в парах. Ваша задача – составить по данным морфемам слова на тему «Семья».

(Обучающиеся по суффиксам и окончаниям подбирают слова: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, причастия, деепричастия, наречия, категории состояния.)

Проверка работы.


  1. Фронтальный опрос.


- К какой группе частей речи относятся составленные слова?

- Что вы можете рассказать о самостоятельных частях речи?

- Какие части речи относятся к служебным?

- Что объединяет служебные части речи?

- А можем ли мы обойтись без предлогов, союзов, частиц?

- Составьте словосочетание из слов «заботиться» и «родители».

- Найдите служебные части речи в предложении «Не красна изба углами, а красна пирогами».


  1. Самостоятельная работа с учебником и таблицей.


Внимательно рассмотрите таблицу «Части речи», познакомьтесь с материалами учебника (стр. 133) и сделайте выводы.

(Обучающиеся говорят об отсутствии в таблице слов категории состояния, просят активизировать ячейки «Междометия» и «Звукоподражательные слова». Они отмечают также, что в учебнике теоретический материал дан неполно: не называются части речи)


  1. Письмо по памяти.


- Перед вами предложение «Каждая семья счастлива по-своему.» Запишите по памяти, объясните дефисное написание слова, сделайте синтаксический разбор предложения, начертите его схему.
Самопроверка.


  1. Физкультминутка.




  1. Выборочный диктант с заданием.


- Выписать несколько самостоятельных и служебных частей речи.
Семья – поистине высокое творенье.

Она – заслон надежный и причал.

Она дает признанье и рожденье.

Она для нас – основа всех начал.
Дом, в котором мы живем,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нем тысячу лет.


  1. Творческая работа.


- Напишите небольшое сочинение о своей семье, употребив различные самостоятельные и служебные части речи. Время выполнения задания – 5 минут.
Проверка творческой работы.


  1. Рефлексивно-оценочный этап.




  1. Подведение итогов урока.


- Вспомните, какие задачи ставили мы в начале урока.

- Как вы думаете, мы их решили?

- Давайте проверим. Для этого проведем проверочный тест.
Взаимопроверка.


  1. Работа в группах.


- Ребята, наш урок подходит к концу. Я хочу узнать ваше мнение о нем. Для этого составьте синквейн. Время выполнения – 5 минут.
(Обучающие составляют синквейны.)


  1. Выставление отметок.




  1. Дифференцированное домашнее задание.


Параграф 47, упражнение 284 или составить вопросы для междометия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи»
Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconКонспект урока по русскому языку Класс: 4 «а» Тема: Части речи: самостоятельные,...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
«Основная общеобразовательная школа №17 п. Михайловка Советского района» Ставропольского края
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: в результате изучения темы учащиеся должны по морфологическим признакам научиться различать служебные и самостоятельные...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconОткрытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»
...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья?
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи»
Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку....
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Повторить изученные самостоятельные части речи. Систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок 47. Тема: Служебные части речи
М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план,...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» icon7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:...
Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Запись числа, к/р. Проверка ранее изученного. (Слайд 0,00) Какую группу образуют данные части речи? (Самостоятельные части речи.)...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconКонспект урока служебные части речи. Союзы. Фио (полностью) Чурсина...
«Русский язык. Практика», 5 класс, А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Линдман-Орлова и др., под редакцией А. Ю. Купаловой 9-е...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» iconКонспект урока чтения Тема: С. А. Есенин «Черёмуха»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск