Скачать 54.31 Kb.
|
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Спас-Деменск Спас-Деменского района Калужской области Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» (7 класс) Имя урока: «На что и клад, коли в семье лад» Филиппова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2» г. Спас-Деменск Спас-Деменского района Калужской области г. Спас-Деменск, 2013 Тип урока: комбинированный урок (с обобщением ранее изученного) Цель: формировать ключевые компетентности
Задачи:
Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных; работать в паре, в группе; планировать и оценивать свою работу. Методы ведения урока: словесные, наглядные, практические. Использованные технологии: технология критического мышления (элементы), сотрудничества, здоровьесберегающие. Оборудование: ЦОР «Самостоятельные и служебные части речи» (интерактивная таблица «Части речи»), иллюстрации к лингвистической сказке, записи на доске и за доской. Ход ведения урока
Организационный момент, определение темы и задач урока. - Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей) - Сейчас я расскажу вам сказку. Ваша задача – отгадать, кто герой и о каких двух городах идет речь. (Рассказываю лингвистическую сказку о герое (Междометие), который был одинок и решил найти себе друзей. Странствуя, он увидел на своем пути 2 города (Самостоятельные части речи и Служебные части речи). Но жители этих городов не захотели дружить с героем. И когда он уже отчаялся найти друзей, увидел красивый замок. Но только герой хотел войти, как на пути его появился Змей Горыныч о трех головах. Он не пускал героя в замок, пока тот не отгадает загадки.) - Кто же наш герой? - Как называются 2 города? - Назовите тему сегодняшнего урока. - А теперь, исходя из темы, определите задачи, которые нам необходимо будет решить. (Ответы детей) - У нашего урока будет и имя. Узнаете вы его, когда отгадаете ребус. Мой первый слог Средь цифр найдите. Конец ищите в алфавите. А целое нетрудно отгадать – Детишки, и отец, и мать. - Что это за слово? - Да, слово это – СЕМЬЯ, а имя урока: «На что и клад, коли в семье лад» - Почему именно семья? Как имя урока связано с темой урока? (Ответы детей)
- Ребята, на доске морфемы слов. Можем ли мы по морфемам определить часть речи? - В течение 3 минут вы будете работать в парах. Ваша задача – составить по данным морфемам слова на тему «Семья». (Обучающиеся по суффиксам и окончаниям подбирают слова: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, причастия, деепричастия, наречия, категории состояния.) Проверка работы.
- К какой группе частей речи относятся составленные слова? - Что вы можете рассказать о самостоятельных частях речи? - Какие части речи относятся к служебным? - Что объединяет служебные части речи? - А можем ли мы обойтись без предлогов, союзов, частиц? - Составьте словосочетание из слов «заботиться» и «родители». - Найдите служебные части речи в предложении «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Внимательно рассмотрите таблицу «Части речи», познакомьтесь с материалами учебника (стр. 133) и сделайте выводы. (Обучающиеся говорят об отсутствии в таблице слов категории состояния, просят активизировать ячейки «Междометия» и «Звукоподражательные слова». Они отмечают также, что в учебнике теоретический материал дан неполно: не называются части речи)
- Перед вами предложение «Каждая семья счастлива по-своему.» Запишите по памяти, объясните дефисное написание слова, сделайте синтаксический разбор предложения, начертите его схему. Самопроверка.
- Выписать несколько самостоятельных и служебных частей речи. Семья – поистине высокое творенье. Она – заслон надежный и причал. Она дает признанье и рожденье. Она для нас – основа всех начал. Дом, в котором мы живем, Самый лучший в мире дом. Память добрую о нем Мы всю жизнь в сердцах несем. Пусть тепло и добрый свет Будут в нем тысячу лет.
- Напишите небольшое сочинение о своей семье, употребив различные самостоятельные и служебные части речи. Время выполнения задания – 5 минут. Проверка творческой работы.
- Вспомните, какие задачи ставили мы в начале урока. - Как вы думаете, мы их решили? - Давайте проверим. Для этого проведем проверочный тест. Взаимопроверка.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Я хочу узнать ваше мнение о нем. Для этого составьте синквейн. Время выполнения – 5 минут. (Обучающие составляют синквейны.)
Параграф 47, упражнение 284 или составить вопросы для междометия. |
Урока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи» Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных | Конспект урока по русскому языку Класс: 4 «а» Тема: Части речи: самостоятельные,... Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... | ||
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи «Основная общеобразовательная школа №17 п. Михайловка Советского района» Ставропольского края | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: в результате изучения темы учащиеся должны по морфологическим признакам научиться различать служебные и самостоятельные... | ||
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе... | ||
Урок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи» Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья? | Урок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи» Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Повторить изученные самостоятельные части речи. Систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей... | Урок 47. Тема: Служебные части речи М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план,... | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | 7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:... Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Запись числа, к/р. Проверка ранее изученного. (Слайд 0,00) Какую группу образуют данные части речи? (Самостоятельные части речи.)... | Конспект урока служебные части речи. Союзы. Фио (полностью) Чурсина... «Русский язык. Практика», 5 класс, А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Линдман-Орлова и др., под редакцией А. Ю. Купаловой 9-е... | ||
Тема урока: Местоимение как часть речи Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,... | Конспект урока чтения Тема: С. А. Есенин «Черёмуха» Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи |