Урок 47. Тема: Служебные части речи





Скачать 71.52 Kb.
НазваниеУрок 47. Тема: Служебные части речи
Дата публикации25.08.2014
Размер71.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок


УРОК 47.
Тема: Служебные части речи.
Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.

Цели как деятельность учеников.

М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план, находить ключевые слова, составлять рассказ по плану, вопросам).

М/к: осуществлять речевое взаимодействие – формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, проводить контроль и оценивание.

6ЛР: классифицировать служебные части речи, определять их роль в предложении и тексте, правильно писать предлоги, частицы со словами самостоятельных частей речи.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.





II. Языковая разминка.


– Запишите предложение, добавив пропущенные слова.

Мы нашли большой муравейник…. елью, … ни одного рыжего муравья мы …. увидели.

– Какие части речи вы добавили в предложение? Возможно ли было понять предложение без них?

– Назовите другие части речи в предложении.

– Выполните морфологический разбор одного слова, относящегося к самостоятельным частям речи (по выбору).

– Составьте схему предложения. ([– ], но [– не ].)

– Обозначьте изученные орфограммы. Какая орфограмма встречается дважды?

– Выполните фонетический разбор слова елью. ([й’э,л’йу].)




Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


III. Проверка домашнего задания.



Проверка домашнего задания.

Прослушивание рассказов на тему: «Незаметные труженики языка».

Задание ученикам.

– Составьте план рассказа.

– Обсудите в классе, какой рассказ вам понравился больше всего. Выдвигая свою точку зрения, аргументируйте её, используя слова и сочетания: я считаю, ... так как … Во­первых, … во­вторых… Таким образом,


Познавательные УУД

1. Овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план).

2. Составлять рассказ по плану, вопросам.

3. Выдвигать и аргументировать свою точку зрения.



IV. Формулирование темы и целей урока.



1. На слайде (доске) представлена запись:

Сидит девица темница коса улица.

Труд вынешь рыбка пруд.

– Прочитайте.

– Что вы увидели в этой записи? (Это загадка и пословица.)

– Что не так в этих предложениях? Исправьте.

2. На слайде появляется исправленный вариант с выделенными шрифтом (цветом) частями слов и словами:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

– Что вы сделали? (Добавили предлог, союз, частицу, изменили окончания существительных.)

– Как называются добавленные части речи одним словом? (Служебные.)

3. – Назовите тему урока и её ключевые слова. (Служебные части речи. Предлог, союз, частица.)

– Сформулируйте цели урока. (Повторить служебные части речи, их правописание, определить роль предлогов, союзов, частиц в предложении и тексте.)




Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.



V. Актуализация изученного.


1. Упр. 217 – наблюдение по учебнику над текстом с отсутствующими служебными словами. Учащиеся читают текст сначала про себя, дописывают предлоги, союзы, частицы, расставляют необходимые знаки препинания. Затем вслух читаются 2–3 варианта, сравниваются с авторским (в конце учебника).

– Что изменилось в тексте, когда все служебные части речи оказались на своих местах? (Текст стал связным, понятным, изменился даже смысл, сравним: погрозил Саньке, разобравшись или не разобравшись.)

– Сформулируйте ответ на вопрос: для чего нужны служебные части речи в тексте? (Они делают текст связным.)

2. Беседа по вопросам (после упр. 217) на повторение и систематизацию изученного. Учащиеся готовят ответы в парах, затем отвечают в виде переклички (одна пара задаёт, другая отвечает) по рядам.

3. Чтение и анализ текста в рамке после упр. 219 в технологии продуктивного чтения.

а) Проверка понимания.

– Проверьте, как вы отвечали на вопросы, прочитав текст в рамке про себя. Обращайте внимание на ключевые слова.

– Сравните их с ключевыми словами в конце параграфа (темы).

– Какое заметили отличие? Ставили такую цель на уроке?

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

– Что осталось непонятным?

б) Постановка вопросов к каждому абзацу текста в рамке.

в) Составление вопросного плана текста о служебных частях речи.

Вариант вопросного плана:

1) Какие части речи относятся к служебным? Что их объединяет?

2) Для чего служат предлоги?

3) Что соединяют союзы?

4) Какова роль частицы не?

4. Составление обобщённой схемы текста в рамке. (См. материал предметного диска – схема «Служебные части речи» к §23.)
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

(нет лексического значения, не изменяются,

не являются членами предложения)
Предлог Союз Частица

связывает соединяет придаёт

существительные с однородные члены и отрицательный

другими словами части сложного предложения смысл

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в план, схему).


VI. Развитие учебно­языковых и правописных умений.


Упр. 218 – развивается умение определять роль союзов в предложении, наблюдать за использованием синонимов и антонимов в тексте, пунктуационно оформлять предложения, устно объяснять постановку знаков препинания.

Чтение текста про себя, выделение синонимов (хлопали – нейтр., рукоплескали – книжн.), антонимов (маленькие и большие).

После коллективного анализа текста по вопросам ученики проводят выборочное списывание предложений, в которых нужно поставить недостающие знаки препинания.

Проверка по схемам. Схемы рисуют два ученика на оборотных сторонах доски.

Упр. 219 (усложнённое списывание) – развивается умение правильно писать слова служебных частей речи (предлоги, частицы) со словами самостоятельных частей речи, графически обозначать условия выбора орфограмм, в том числе написание не с глаголами.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.


Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VII. Итог урока.


– Какие цели ставили в начале урока? Достигли их?

– Можно ли сказать, что предлоги, союзы и частицы менее важны в речи, чем самостоятельные части речи? Своё мнение обоснуйте.

– Найдите ошибки в схемах:

1) [ и ]. 2) [ – =] и [ – =]. 3) [ , а ].

– Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



1. Рассказ о служебных частях речи по плану.

2. Упр. 220.






© ООО «Баласс», 2012 Страница


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 47. Тема: Служебные части речи iconУрока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи»
Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconТема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных;...
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconУрок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи»
Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку....
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconУрок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
«Основная общеобразовательная школа №17 п. Михайловка Советского района» Ставропольского края
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconОткрытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»
...
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconУрок по русскому языку тема: «части речи»
Цели: Ознакомление с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья?
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconКонспект урока по русскому языку Класс: 4 «а» Тема: Части речи: самостоятельные,...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconУрок русского языка в 3 классе Тема : «Закрепление знаний о прилагательном,...
Тема: «Закрепление знаний о прилагательном, как о части речи. Употребление прилагательных в речи»
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: в результате изучения темы учащиеся должны по морфологическим признакам научиться различать служебные и самостоятельные...
Урок 47. Тема: Служебные части речи icon7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:...
Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем...
Урок 47. Тема: Служебные части речи icon«Служебные части речи»
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2019. — 96 с. — (Контрольно-измерительные...
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе...
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconКонспект урока служебные части речи. Союзы. Фио (полностью) Чурсина...
«Русский язык. Практика», 5 класс, А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Линдман-Орлова и др., под редакцией А. Ю. Купаловой 9-е...
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconТема: «Горные породы и минералы»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Урок 47. Тема: Служебные части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Русский язык» 7 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Наречие», «Категория состояния», «Служебные части речи», «Предлог»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск