Скачать 62.41 Kb.
|
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики. Задачи: - дать представление о самостоятельных и служебных частях речи; - отработать навыки распределения слов по разным группам; - вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи. Ход урока:
Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком. II. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика». Вопрос учителя: - Что это за раздел? Ответ ученика: - Морфемика - раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему. Вопрос учителя: - Какие еще разделы лингвистики вам известны? Ответ ученика: - Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация. Вопрос учителя: - Что изучает каждый из разделов? Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы. Вопрос учителя: - Как называются эти группы? Ответ ученика: - Части речи. Слайд 1 Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь .( До этого момента темы на экране не было.) Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор. Запишите определение морфологии. Оно на экране. Слайд 2. Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении 459. (Текст читает вслух 1 учащийся.) Вопрос учителя: - Назовите тему текста. Ответ ученика: - Части речи. Вопрос учителя: - Сформулируйте основную мысль текста. Ответ ученика: - Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный. Вопрос учителя: - Сколько абзацев в тексте? Определите их границы. Ответ ученика: - Три. III.«Открытие» детьми нового знания.(На экране слова) Слайд 3.
Вопрос учителя: - Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках? Ответ ученика: - Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться. Верно. Те слова, которые записаны справа, называются (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными. Вопрос учителя: - А те, которые слева? Ответ ученика: - Служебные. IV. Этап осмысления.Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них. Вопрос учителя: - Какие части речи вам известны? Они есть на экране. Ответ ученика: - Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы. Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу. Слайд 4. (На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них. существительное прилагательное самостоятельные числительное глагол местоимение наречие предлоги служебные частицы союзы междометия Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время. Вопрос учителя: - Приведите примеры из таблицы Вопрос учителя: - Что означает каждая часть речи? Для чего она служит? Учащиеся отвечают. Вопрос учителя: - К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки. Ответ ученика: - Научный. Точность, лаконичность, отсутствие средств выразительности. V.Подведение предварительных итогов.Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника. VI. Первичное закрепление.Слайд 5. На экране стихотворение. Учитель читает его вслух. (Не) привыкайте (к) ч…десам – Д… витесь, им, д… витесь! (Не) привыкайте (к) н…бесам, Гл…зами (к) ним т…нитесь Приглядывайтесь (к) обла… кам, Прислуш…вайтесь (к) птицам, Прикладывайтесь (к) родникам - Ничто (не) повт…рит..ся. (За) мигом миг, (за) щагом шаг Вп…дайте (в) изумленье. Все будет так и все не так Через одно мгновенье. (В. Шефнер) Вопрос учителя: - К какому стилю относится этот текст? Ответ ученика: - К художественному. Вопрос учителя: - В чем его отличие от научного? Ответ ученика: - Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека. Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка. Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные. Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных частей речи от служебных. Сделаем синтаксический разбор предложения: Слайд 6. Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь! (Побудительное, восклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми) (Ученики разбирают на экране) Слайд 7. VII.Самостоятельная работа учащихся.Дети работаю со 2 и 3-м. четверостишиям стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи. VIII.Подведение итогов.Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики части речи изучаются. IX.Слайд 8. Домашнее задание: §88, упр. 463 (для всех). Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи. |
Урока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи» Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных | Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных;... | ||
Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: в результате изучения темы учащиеся должны по морфологическим признакам научиться различать служебные и самостоятельные... | ||
Урок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи» Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья? | Урок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи» Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку.... | ||
7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:... Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем... | Конспект урока по русскому языку Класс: 4 «а» Тема: Части речи: самостоятельные,... Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе... | Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие Учебные: закрепить, обобщить знания об имени существительном как части речи и его морфологических признаках; проверить умения, приобретенные... | ||
Урок 47. Тема: Служебные части речи М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план,... | Урок объяснения нового материала На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы.... | ||
Урок 8/18. Тема: Плотность вещества ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Морфология». Этот раздел, как вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи существуют в... | ||
Урок по русскому языку тема: «части речи» Цели: Ознакомление с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи | Урок 20 Тема урока ... |