Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи





Скачать 62.41 Kb.
НазваниеУрок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
Дата публикации23.07.2013
Размер62.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок изучения нового материала.

Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.

Задачи:

- дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;

- отработать навыки распределения слов по разным группам;

- вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.

Ход урока:
  1. Организационный момент.


Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.

II. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.


Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика».

Вопрос учителя:

- Что это за раздел?

Ответ ученика:

- Морфемика - раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.

Вопрос учителя:

- Какие еще разделы лингвистики вам известны?

Ответ ученика:

- Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.

Вопрос учителя:

- Что изучает каждый из разделов?

Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.

Вопрос учителя:

- Как называются эти группы?

Ответ ученика:

- Части речи.

Слайд 1

Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь .( До этого момента темы на экране не было.)

Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

Запишите определение морфологии. Оно на экране.

Слайд 2.

Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении 459.

(Текст читает вслух 1 учащийся.)

Вопрос учителя:

- Назовите тему текста.

Ответ ученика:

- Части речи.

Вопрос учителя:

- Сформулируйте основную мысль текста.

Ответ ученика:

- Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.

Вопрос учителя:

- Сколько абзацев в тексте? Определите их границы.

Ответ ученика:

- Три.

III.«Открытие» детьми нового знания.


(На экране слова)

Слайд 3.

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать:

идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо;

звезды, сиять.

Вопрос учителя:

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?

Ответ ученика:

- Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.

Верно. Те слова, которые записаны справа, называются

(дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.

Вопрос учителя:

- А те, которые слева?

Ответ ученика:

- Служебные.

IV. Этап осмысления.


Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

Вопрос учителя:

- Какие части речи вам известны? Они есть на экране.

Ответ ученика:

- Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.

Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.

Слайд 4.

(На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.

 существительное

 прилагательное

самостоятельные  числительное

 глагол

 местоимение

 наречие

 предлоги

служебные  частицы

 союзы

междометия

Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.

Вопрос учителя:

- Приведите примеры из таблицы

Вопрос учителя:

- Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?

Учащиеся отвечают.

Вопрос учителя:

- К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки.

Ответ ученика:

- Научный. Точность, лаконичность, отсутствие средств выразительности.

V.Подведение предварительных итогов.


Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.

VI. Первичное закрепление.


Слайд 5.

На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч…десам –

Д… витесь, им, д… витесь!

(Не) привыкайте (к) н…бесам,

Гл…зами (к) ним т…нитесь

Приглядывайтесь (к) обла… кам,

Прислуш…вайтесь (к) птицам,

Прикладывайтесь (к) родникам -

Ничто (не) повт…рит..ся.

(За) мигом миг, (за) щагом шаг

Вп…дайте (в) изумленье.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.

(В. Шефнер)

Вопрос учителя:

- К какому стилю относится этот текст?

Ответ ученика:

- К художественному.

Вопрос учителя:

- В чем его отличие от научного?

Ответ ученика:

- Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.

Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.

Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных частей речи от служебных.

Сделаем синтаксический разбор предложения:

Слайд 6.

Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!

(Побудительное, восклицательное, простое, распространенное,

осложнено однородными сказуемыми)

(Ученики разбирают на экране)

Слайд 7.

VII.Самостоятельная работа учащихся.


Дети работаю со 2 и 3-м. четверостишиям стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.

VIII.Подведение итогов.


Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики части речи изучаются.

IX.


Слайд 8.

Домашнее задание: §88, упр. 463 (для всех). Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconУрока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи»
Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconТема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных;...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconОткрытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»
...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: в результате изучения темы учащиеся должны по морфологическим признакам научиться различать служебные и самостоятельные...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья?
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconУрок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи»
Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку....
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи icon7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:...
Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconКонспект урока по русскому языку Класс: 4 «а» Тема: Части речи: самостоятельные,...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconУрока русского языка в 3 классе Урок путешествие
Учебные: закрепить, обобщить знания об имени существительном как части речи и его морфологических признаках; проверить умения, приобретенные...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconУрок 47. Тема: Служебные части речи
М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план,...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconУрок объяснения нового материала
На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы....
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconУрок 8/18. Тема: Плотность вещества
...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Морфология». Этот раздел, как вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи существуют в...
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconУрок по русскому языку тема: «части речи»
Цели: Ознакомление с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи iconУрок 20 Тема урока
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск