Урок объяснения нового материала





Скачать 80.17 Kb.
НазваниеУрок объяснения нового материала
Дата публикации30.06.2014
Размер80.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Наречие как часть речи.

Цели урока:

• дать понятие о наречии как о части речи;

• показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

• формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: 1) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.
Ход урока.

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Слово учителя:

– На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.

– Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока. (Наречие как часть речи).

2. Словарная работа.

– Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Сегодня на уроке у нас будет работать группа исследователей, которая работала со словарями. Послушаем сообщение.

(Слайд №1)

1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).

2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).
II. Объяснение нового материала

1. «Будем знакомы!» Знакомство с понятием наречие.

– Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

2. Выступление мальчика в роли Наречия (или выразительное чтение текста с помощью слайда презентации).

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

3. Работа с иллюстрацией.

http://rus.1september.ru/2007/06/11-1.jpg

– Запишите однокоренные слова к слову наречие.

– Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?

Мы прослушали рассказ наречия о самом себе, узнали морфологические признаки наречия. А теперь попробуем сами доказать или опровергнуть слова наречия.

Первое, что мы сделаем, выделим вопросы, на которые отвечает наречие.

4. Работа с текстом.

Задание. Если вы спишете текст, вставляя пропущенные буквы, то узнаете, как наречие поплатилось за свою жадность и на какие вопросы оно отвечает.

Д_вным-д_вно части речи р_шили нав_сти порядок в своих г_р_дах и пр_гл_сили на помощ_ мудрую в_лшебницу М_рфологию. Чтобы р_бята не путали их, М_рфология пр_дл_жила каждой части речи выбрать в_просы, которые более всего ей подход_т. Сущ_ствительное сразу выбрало самые к_роткие в_просы кто? и что? Прилагательное вежл_во п_пр_сило в_просы какой? и чей?, гл_гол – что делать? и что сделать? Каждая часть речи радос_но н_сла д_мой свои в_просы, кр_сиво п_сала их на св_ем д_мике, зн_комила с ними всех, кого встр_чала. Н_речие же поздно спохватилось и, запых_вшись, пр_бежало п_следним. Оно жадно переб_рало в_просы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? и, как ни ст_ралось, не м_гло выбрать самый по_ходящий. Тогда М_рфология о_дала ему все в_просы, которые еще остались. Вот и расплач_вается теперь Н_речие за оп_здание и жадность.

Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка? Как и за что расплачивается наречие?

На какие вопросы отвечает наречие?
III. Закрепление нового материала.

  1. Работа с тренажером (слайд №6)

Приведите в действие схему, посмотрите, что она демонстрирует?

(Слишком трудный урок)

  1. Работа с текстом.

Прочитайте и прослушайте текст. Отметьте в нем те слова, которым относятся выделенные наречия.

Утро следующего дня выдалось удивительно теплым и солнечным даже для сентября.

Птицы заливались вовсю, деревья, облитые червонным золотом, тихо шелестели, а облака текли по пронзительно голубому небу степенно и важно и казались уютными и мягкими. Где-то звонко пела вода. В воздухе витал тонкий и терпкий аромат облетевшей листвы.

  1. Определите, к какому стилю речи принадлежит этот текст? Докажите это.

  2. Тип речи?

  3. Какова тема текста?

  4. Основная мысль?

  5. Какую роль в тексте выполняют наречия? Попробуйте опустить выделенные наречия. Что изменится? (Текст стал беднее, т.к. наречия конкретизируют действия и признаки, уточняют их).

  6. Выпишите из текста словосочетания наречие + слово, к которому оно относится.

Удивительно теплым (в какой мере?)

Заливались вовсю (как?)

Шелестели тихо (как?)

Пронзительно голубому (в какой мере?)

Текли степенно и важно (как?)

Звонко пела (как?)

Вывод: наречия обозначают признак действия или другого признака, относятся к глаголам или прилагательным.

  1. Запишите предложение Птицы заливались вовсю, деревья, облитые червонным золотом, тихо шелестели, облака текли по пронзительно голубому небу степенно и важно и казались уютными и мягкими. Найдите ошибку, допущенную в тренажере.

Это предложение повествовательно, невосклицательное, сложное (бессоюзное), 1 и 2, 3 простые – распространенные, 2 предложение осложнено обособленным причастным оборотом). Второй союз И соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая здесь не нужна.

Вывод: в предложении наречия являются чаще всего обстоятельствами.

(слайд №6).

  1. Работа с учебником. Чтение теоретического материала

Мы с вами убедились в правоте слов наречия. Подкрепим свои выводы материалом из учебника. (параграф 32, стр.93).


  1. Наречия. Из истории слов.

Наречие нам сказало, что оно – довольно молодая часть речи. Но наречия настолько прочно вошли в нашу жизнь, что, употребляя некоторые из них, мы порой не знаем их значения.

Задание.

Что обозначают наречия НАВЗНИЧЬ, НИЧКОМ?

1) Опрокинувшись на спину, вверх лицом

2) На бок

3) Вниз лицом

(послушаем группу лингвистов, слайд №7)

Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-,
-нич-
и в глаголе никнуть – «склоняться вниз». Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь – «лицом верх».http://rus.1september.ru/2007/06/14-2.jpg

  1. Творческие задания.

Веселый рассказ.

Задание. Составьте небольшой юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия.

Слишком

Поздно

http://rus.1september.ru/2007/06/13-2.jpg

http://rus.1september.ru/2007/06/13-3.jpg

Нечаянно




http://rus.1september.ru/2007/06/13-5.jpg





IV. Обобщение пройденного.

Мы с вами познакомились сегодня с наречием, рассмотрели морфологические признаки наречии, его синтаксическую роль. Чтобы проверить, как вы усволи материал, выполните следующее задание.

Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.

1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.

2) Наречие никогда не (изменяется).

3) У наречия никогда не бывает (окончания).

4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
V. Подведение итогов урока, домашнее задание.

  1. Теоретический материал параграфа 32;

  2. Письменно упражнение 197, стр. 94.



VIII. Занимательный материал к уроку.

1. Отгадайте загадки.

1) Скоро ест, мелко жует.
Сама не глотает, другим не дает. (Пила)

2) Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)

3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан.)

4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)
ЛИТЕРАТУРА

1. Волина  В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

2. Горюнова  Г.Г., Лобановская   З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.

3. Григорян  Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.

4. Норман  Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

5. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.

6. Соловьева  Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс.
М.: Материк-Альфа, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок объяснения нового материала iconУраско Галина Ивановна
Тип урока: урок объяснения нового материала и закрепления орфографических навыков (первый урок из двух)
Урок объяснения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Род имен существительных» урок объяснения нового материала (первый урок по теме)
Урок объяснения нового материала iconУрока: Планируемые результаты п
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и ууд, овладения новыми предметными...
Урок объяснения нового материала iconКонспект урока математики на тему: «Число и цифра 6»
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и ууд, овладения новыми предметными...
Урок объяснения нового материала iconУрок объяснения нового материала
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Урок объяснения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок объяснения нового материала с элементами закрепления (групповая работа за компьютерами по карточкам)
Урок объяснения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Компьютер и информация» по учебнику Л. Л. Босовой в 6 классе. В ходе объяснения нового материала в целях усиления мотивации учения,...
Урок объяснения нового материала iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок объяснения нового материала iconИтоги конкурса «Я иду на урок» 2013 О. Н. Наливайченко Электрический...
...
Урок объяснения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием комплекса эор по информатике и икт
Урок объяснения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок объяснения нового материала и практического закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков
Урок объяснения нового материала iconУрок математики в 6 классе. Тема
Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа»....
Урок объяснения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1...
Урок объяснения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перед объяснением нового материала перед учащимися ставится проблемный вопрос: Почему война 1812 года является Отечественной? Поставленный...
Урок объяснения нового материала icon«Значение глагола в речи. Грамматические признаки глагола. Февраль...
Автор: Бурлакова Анна Александровна учитель начальных классов мобу гимназия №17 города Белорецка Республики Башкортостан
Урок объяснения нового материала iconКонспект урока «Алканы»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск